double arrow

В-49. Бюджетный процесс: понятия, принципы, участники



В соответствии со ст. 6 БК РФ бюджетный процесс— это регламен­тируемая законодательством РФ деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и иных участников бюджет­ного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, утверждению и исполнению бюджетов, контролю за их исполнением, осуществлению бюджетного учета, составлению, внешней проверке, рассмотрению и утверждению бюджетной отчетности.

В основе бюджетного процесса лежат специальные принципы, которые определяют порядок составления и исполнения бюджета, устанавливают полномочия органов власти, закрепляют их права и обя­занности, исключают возможность неэффективного распределения бюджетных средств. Выделяют следующие принципы бюджетного процесса.

1. Принцип разграничения бюджетных полномочий участников бюджетного процесса.Он состоит в четком определении их прав и обя­занностей. В нем находит свое отражение системность распределения функций и полномочий, в том числе наделение отдельных участников бюджетного процесса исключительными полномочиями.

В соответствии со ст. 152 БК РФ участниками бюджетного про­цесса являются:




- Президент РФ;

- высшее должностное лицо субъекта РФ, глава муниципального образования;

- законодательные (представительные) органы государственной власти и представительные органы местного самоуправления;

- исполнительные органы государственной власти (исполнитель­но-распорядительные органы муниципальных образований);

- Банк России;

- органы государственного и муниципального финансового контроля;

- органы управления государственными внебюджетными фон­дами;

- главные распорядители и распорядители бюджетных средств;

- главные администраторы (администраторы) доходов бюджета;

- главные администраторы (администраторы) источников фи­нансирования дефицита бюджета;

- получатели бюджетных средств.

Принцип специализации бюджетных показателей.Он состоит в том, что составление и исполнение бюджета основываются на бюд­жетной классификации — группировке доходов и расходов по видам, целевому назначению и направлениям. Использование бюджетной классификации позволяет четко спрогнозировать и распределить бюд­жетные средства, а также определить источники внутреннего и внешнего финансирования дефицита бюджета.



Принцип прозрачности бюджетов.От начальной до конечной стадии бюджетного процесса вся деятельность его участников осуществляется открыто. Так, еще в ходе составления проекта бюджета прогнозируемые показатели широко освещаются в различных средствах массовой информации. Весь процесс рассмотрения и утверждения бюд­жета (за исключением принятия секретных статей) проходит гласно, а принятый федеральный закон о федеральном бюджете подлежит обя­зательному опубликованию. Даже случаи отклонения проекта бюджета или отчета о его исполнении публикуются в печати с указанием причин принятия такого решения.

Принцип иммунитета бюджетазаключается в обеспечении защиты средств бюджета. Взыскание бюджетных средств может быть произведено только на основании судебного акта по искам к РФ, субъек­ту РФ и муниципальным образованиям.

Принцип ответственности за нарушение бюджетного процессавключает в себя ответственность органов государственной власти и пер­сональную ответственность должностных лиц — участников бюджетного процесса. В частности, Минфин России, Федеральное казначейство несут ответственность за осуществление бюджетных полномочий, определенных БК РФ, а в отношении министра финансов установлена персональная ответственность.

Деятельность государства от начала разработки проекта бюджета до утверждения отчета о его исполнении называется бюджетным ци­клом,продолжительность которого составляет от трех (в случае принятия бюджета на один год) до пяти лет (ст. 169 БК РФ). Бюджетный цикл делится на стадии бюджетного процесса.

К стадиям бюджетного процессаотносятся стадии составления проекта бюджета; рассмотрения и утверждения бюджета; исполнения бюджета; составления, внешней проверки, рассмотрения и утверждения бюджетной отчетности.

На каждой стадии бюджетного процесса решается строго опреде­ленный перечень вопросов, которые не могут быть рассмотрены в иной стадии. При изменении экономических и социальных задач государства стадии бюджетного процесса и их последовательность изменению не подлежат.




Сейчас читают про: