В-65. Проблемы применения форм ответственности за нарушение бюджетного законодательства

Неисполнение либо ненадлежащее исполнение установленного БК РФ порядка составления и рассмотрения проектов бюджетов, утверждения бюджетов, исполнения и контроля за исполнением бюд­жетов БС РФ признается нарушением бюджетного законодательства, которое влечет применение к нарушителю мер при­нуждения:

- предупреждение о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса;

- блокировка расходов;

- изъятие бюджетных средств;

- приостановление операций по счетам в кредитных организа­циях;

- наложение штрафа;

- начисление пени;

- иные меры.

Основаниями применения мер принуждения за нарушение бюд­жетного законодательства РФ являются:

- неисполнение закона (решения) о бюджете;

- нецелевое использование бюджетных средств;

- неперечисление бюджетных средств получателям бюджетных средств;

- неполное или несвоевременное перечисление бюджетных средств получателям бюджетных средств;

- несвоевременное зачисление бюджетных средств на счета их получателей;

- несвоевременное представление отчетов и других сведений, связанных с исполнением бюджета;

- несвоевременное представление проектов бюджетов и отчетов об исполнении бюджетов;

- открытие счетов бюджета в кредитных организациях при на­личии на соответствующей территории отделений Банка России;

- иные основания, установленные БК РФ и федеральными за­конами.

Одним из распространенных видов нарушений бюджетного за­конодательства является нецелевое использование бюджетных средств, За данное нарушение применяется наложение штрафов на руководителей получателей бюджетных средств в соответствии со ст. 15.14 КоАП РФ (от 40 до 50 минимальных размеров оплаты труда (МРОТ) на должностных лиц, от 400 до 500 МРОТ на юридических лиц), изъятие в бесспорном порядке бюджетных средств, используемых не по целевому назначению, а также при наличии со­става преступления — уголовное наказание.

В случае невозврата либо несвоевременного возврата бюджет­ных средств, полученных на возвратной основе, по истечении срока, установленного для их возврата, применяется наложение штрафа на руководителей получателей бюджетных средств, а также изъятие в бесспорном порядке бюджетных средств, полученных на возвратной основе, и процентов (платы) за их пользование. Взыскание пени за несвоевременный возврат бюджетных средств, предоставленных на возвратной основе, производится в размере одной трехсотой действующей ставки рефинансирования Банка России за каждый день просрочки.

Предусмотрена ответственность за неперечисление бюджетных средств или их перечисление в меньшем объеме, а также за несвое­временное перечисление их получателям. В этих случаях производится наложение штрафа на руководителей государственных органов, орга­нов местного самоуправления и выплата компенсации получателям бюджетных средств в размере недофинансирования. При наличии состава преступления должностные лица привлекаются к уголовной ответственности в соответствии с УК РФ.

В случае финансирования расходов сверх утвержденных лими­тов на руководителей государственных органов, органов местного самоуправления, допустившим это, налагается штраф и производится изъятие в бесспор­ном порядке сумм выделенных бюджетных средств или вынесение предупреждения о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса, а при наличии состава преступления — уголовные наказания.

Одним из распространенных за последнее время нарушений бюд­жетного законодательства является осуществление государственных или муниципальных закупок с нарушением установленного порядка. За это нарушение применяется блокировка соответствующих расходов и привлечение к ответственности лиц в соответствии с законодатель­ством РФ об административных правонарушениях. Также может быть вынесено предупреждение о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса. В случае выявления фактов умышленного завышения (за­нижения) цен при осуществлении государственных и муниципальных закупок руководители государственных органов, органов местного самоуправления и бюджетных учреждений при наличии состава пре­ступления привлекаются к уголовной ответственности.

Устанавливается ответственность за нарушение порядка предостав­ления бюджетных кредитов, бюджетных инвестиций, государственных или муниципальных гарантий, нарушение запрета на размещение бюджетных средств на банковских депозитах либо передачу их в до­верительное управление и др.

Действия Федерального казначейства и Росфиннадзора и их должностных лиц по привлечению к ответственности за нарушения бюджетного законодательства РФ могут быть обжалованы в судебном или административном порядке. К тому же должностные лица указан­ных федеральных органов за свои действия (бездействие) несут уста­новленную законом уголовную, административную, дисциплинарную ответственность.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: