Неисполнение либо ненадлежащее исполнение установленного БК РФ порядка составления и рассмотрения проектов бюджетов, утверждения бюджетов, исполнения и контроля за исполнением бюджетов БС РФ признается нарушением бюджетного законодательства, которое влечет применение к нарушителю мер принуждения:
- предупреждение о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса;
- блокировка расходов;
- изъятие бюджетных средств;
- приостановление операций по счетам в кредитных организациях;
- наложение штрафа;
- начисление пени;
- иные меры.
Основаниями применения мер принуждения за нарушение бюджетного законодательства РФ являются:
- неисполнение закона (решения) о бюджете;
- нецелевое использование бюджетных средств;
- неперечисление бюджетных средств получателям бюджетных средств;
- неполное или несвоевременное перечисление бюджетных средств получателям бюджетных средств;
- несвоевременное зачисление бюджетных средств на счета их получателей;
- несвоевременное представление отчетов и других сведений, связанных с исполнением бюджета;
|
|
- несвоевременное представление проектов бюджетов и отчетов об исполнении бюджетов;
- открытие счетов бюджета в кредитных организациях при наличии на соответствующей территории отделений Банка России;
- иные основания, установленные БК РФ и федеральными законами.
Одним из распространенных видов нарушений бюджетного законодательства является нецелевое использование бюджетных средств, За данное нарушение применяется наложение штрафов на руководителей получателей бюджетных средств в соответствии со ст. 15.14 КоАП РФ (от 40 до 50 минимальных размеров оплаты труда (МРОТ) на должностных лиц, от 400 до 500 МРОТ на юридических лиц), изъятие в бесспорном порядке бюджетных средств, используемых не по целевому назначению, а также при наличии состава преступления — уголовное наказание.
В случае невозврата либо несвоевременного возврата бюджетных средств, полученных на возвратной основе, по истечении срока, установленного для их возврата, применяется наложение штрафа на руководителей получателей бюджетных средств, а также изъятие в бесспорном порядке бюджетных средств, полученных на возвратной основе, и процентов (платы) за их пользование. Взыскание пени за несвоевременный возврат бюджетных средств, предоставленных на возвратной основе, производится в размере одной трехсотой действующей ставки рефинансирования Банка России за каждый день просрочки.
Предусмотрена ответственность за неперечисление бюджетных средств или их перечисление в меньшем объеме, а также за несвоевременное перечисление их получателям. В этих случаях производится наложение штрафа на руководителей государственных органов, органов местного самоуправления и выплата компенсации получателям бюджетных средств в размере недофинансирования. При наличии состава преступления должностные лица привлекаются к уголовной ответственности в соответствии с УК РФ.
|
|
В случае финансирования расходов сверх утвержденных лимитов на руководителей государственных органов, органов местного самоуправления, допустившим это, налагается штраф и производится изъятие в бесспорном порядке сумм выделенных бюджетных средств или вынесение предупреждения о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса, а при наличии состава преступления — уголовные наказания.
Одним из распространенных за последнее время нарушений бюджетного законодательства является осуществление государственных или муниципальных закупок с нарушением установленного порядка. За это нарушение применяется блокировка соответствующих расходов и привлечение к ответственности лиц в соответствии с законодательством РФ об административных правонарушениях. Также может быть вынесено предупреждение о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса. В случае выявления фактов умышленного завышения (занижения) цен при осуществлении государственных и муниципальных закупок руководители государственных органов, органов местного самоуправления и бюджетных учреждений при наличии состава преступления привлекаются к уголовной ответственности.
Устанавливается ответственность за нарушение порядка предоставления бюджетных кредитов, бюджетных инвестиций, государственных или муниципальных гарантий, нарушение запрета на размещение бюджетных средств на банковских депозитах либо передачу их в доверительное управление и др.
Действия Федерального казначейства и Росфиннадзора и их должностных лиц по привлечению к ответственности за нарушения бюджетного законодательства РФ могут быть обжалованы в судебном или административном порядке. К тому же должностные лица указанных федеральных органов за свои действия (бездействие) несут установленную законом уголовную, административную, дисциплинарную ответственность.