Измерение удовлетворенности клиентов является очень важным с точки зрения понимания позиции организации на рынке и перспектив ее развития. Корректно оценить удовлетворенность потребителей непросто. Существуют прямые и косвенные методы такой оценки. К прямым методам относится анализ полученных рекламаций или анкет по оценке деятельности организации, заполненных потребителями. Косвенные методы оценки базируются на динамике изменения таких показателей, как:
• общий объем продаж;
• объем продаж отдельному потребителю (из числа крупных клиентов);
• увеличение числа клиентов;
• длительность деловых связей;
• количество повторных обращений;
• прочее.
Целесообразно сочетать прямые и косвенные методы оценки удовлетворенности клиентов.
Во многих организациях этот показатель анализируется формально: основным критерием удовлетворенности служит рост объема продаж. Но когда этот объем начинает сокращаться, приступать к анализу причин снижения удовлетворенности клиентов уже поздно. К этому времени конкуренты успевают существенно потеснить организацию на рынке.






