Реклама в средние века

Выделяют три основных этапа средневековой истории. Ранее средневековье начинается нашествием варваров в Западную Римскую империю(5-вторая половина 6 века). Второй период классическое средневековье, знаменующее рассвет феодальных отношений(10-13 в.). Позднее средневековье (конец 15-16 вв.) заканчивается эпохой Великих географических открытий.

В Раннем средневековье экономика сводится к натуральному хозяйству, политика к власти военной силы, культура к безраздельному господству религиозной идеологии. Во всех этих сферах отсутствует возможность какого-либо выбора, поэтому потребность в рекламе отпадает сама по себе. Исходя из этого, можно сделать вывод, что этот период не оставил значительных свидетельств развития рекламы или даже самого ее существования.

Для периода классического средневековья также характерно преобладание натурального хозяйства. В этот период бурно развиваются города в Западной Европе. Очень важным факторов явилось возникновение цеховых организаций. Их негативное влияние на развитие рекламы определяется тем, что цеха ставили перед собой цели: устранения конкуренции между членами цеховой организации,обеспечение себя надежной защитой от внешней конкуренции и строгий контроль над повышением производительности труда. Городские власти делали конкуренцию невозможной, а ведь это один из основных факторов развития рекламы.

В связи с невысоким уровнем грамотности населения, так же как и в Древнем мире, преобладает устная реклама(уличные зазывала, разносчики). В этих условиях получает дальнейшее развитие институт глашатайства.

Зачастую купцам и ремесленникам запрещалось самим выполнять функции зазывал. В английском статусе того времени указывались определённые положения, в которых говорилось о том, что если купцы нуждаются в продаже чего-либо, то они должны оповестить глашатая. Никто не имеет право рекламировать что-либо своим голосом. Это один из тех редких исторических примеров, когда административные методы не препятствуют, а способствуют развитию рекламы.

В дальнейшем, в период позднего средневековья глашатаи уже не всегда могли в полной мере обеспечить распространение информации о решении властей. В этих случаях использовались написанные от руки летучие листы. Кроме того, листки распространялись в торгово-рекламных и политических целях.

Во второй половине 16 в. просматриваются некоторые черты СМИ в издании крупнейшей фирмой того времени германской компанией Фуггеров, рукописной протогазеты «Регулярный вестник». Она содержала информацию об урожаях, открытии своих новых подразделений, объявления коммерческого характера.

Существенную роль в ранее средневековье играли ярмарки. Они являлись средством формирования коммуникаций оптовых торговцев. Самой крупной ярмаркой в Европе в 13-середине 14 вв., была Шампанская. Она фокусировала международную европейскую торговлю и денежные операции.

Еще одним средством становления коммуникаций с покупателями были вывески. В период раннего и классического средневековья они содержали только знаки и символы. Поясняющие надписи и имена хозяев заведений чаще всего отсутствовали. Так как подавляющее большинство населения было безграмотным. Со временем появились универсальные символы: у слесарей-ключ, у виноторговцев-бочонок, ростовщиков-три шара, у сапожников-стилизованный сапог.

Вывески вначале помещались при входе по инициативе владельцев заведения, а впоследствии их наличие было жестко обязательным требованием городских властей. В дальнейшем предполагалось не только наличие таких знаков, но и их регистрация.

Самый большой прорыв в процессе формирования массовых коммуникаций всего средневекового периода связан с изобретением Иоганном Гуттенбергом книгопечатания в 1445 г. Использования печатного станка революционным образом способствовало развитию системы просвещения и культуры того времени. Оно же и стало фундаментом для формирования системы СМИ. Книгопечатание явилось важнейшей предпосылкой формирования печатной рекламы. В 1466 г. Было разработано первое печатное объявление страсбургским типографом Эггештейном.

Первый известный печатный плакат появился в 1482 г. Плакат содержал рекламный призыв покупки нового издания «Математики» Эвклида.

Таким образом, изобретение печатного станка в средневековье сформировало предпосылки для количественного и качественного развития рекламы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: