Культурно-историческая концепция Л.С. Выготского

Имеет общие корни с концепцией Анри Валлона. И биологическое, и социальное — это лишь условия развития, а не движущие силы. Они только создают некоторую вариативность развития.

Движущей силой развития является обучение (при обучении передаются накопленные знания и опыт человечества). Социализация? Нет. Выготский говорил, что ребёнок изначально существо социальное, т.к. без общества выжить не может. Поэтому не социализация, а индивидуализация. Именно отсюда идеи о развитии ВПФ (ВПФ рождаются дважды: как интерпсихические, как интрапсихические).

Получается, что есть уровень актуального развития (что ребёнок может уже сейчас), есть то, чему он вскоре научится при помощи взрослого.

Указательный жест — несостоявшийся акт хватания (ребёнок до 8 месяцев не может дотянуться до какой-то игрушки).

Речь тоже появляется сначала как общая функция («Ки», — «Да, это киса»). Получается, что в результате взаимодействия со взрослым рождаются ВПФ для себя (становятся внутренним процессом).

Выготский: обучение предполагает системную перестройку структуры сознания.

Обучение влияет на развитие обобщений. На логическом уровне (это животные, это птички, это цвета и т.д.) Ещё раньше обобщения делаются на практическом уровне (это можно открывать, закрывать и т.д.) Это приводит к изменению смысловой структуры сознания.

Например, развивается восприятие → развивается мышление, память и т.д. Затем центральной функцией становится память. Для такого ребёнка рассуждать означает припоминать. В младшем школьном возрасте главным становится мышление. Память становится логической. А смысловая структура сознания предполагает изменение системной структуры сознания (восприятие → память → мышление).

ВПФ: произвольное внимание, произвольная опосредованная память, воображение, мышление и т.д. Параллелограмм развития памяти, А.Н. Леонтьев.

Культурный и натуральный аспект развития ВПФ. Изначально развитие ВПФ происходило без изменения биологии человека. Натуральный аспект: развитие — процесс биологической революции, развивается органическая система активности.

Психика животных отличается от психики человека:

· поведение животных на основе инстинкта, у человека есть ВПФ;

· наличие у человека второй сигнальной системы;

· преемственность знаний людей;

· использование и сохранение человеком орудий труда. Опыты с шимпанзе и бананом.

Центральные понятия КИК.

Возраст — относительно замкнутый цикл развития, который имеет свою структуру и динамику. Определяется:

· Соц. ситуация развития (ССР) — отношения ребёнка и окружающих, условия, в которых развивается ребёнок, культурная среда, обеспечивающая ребёнку соц. развития.

· Центральные (какие-то сферы, которые развиваются более интенсивно) и побочные линии развития (подчинены центральным, т.к. менее активно развиваются).

· Новообразования — то, что впервые появляется в этом возрасте и будет определять развитие на следующей возрастной ступени. Напр., у 6-ти месячного ребёнка сознание «я-мы».

· Ведущая деятельность (Д. Эльконин) — деятельность, внутри которой формируются другие виды деятельности, происходит психическое развитие; деятельность, которая направляет развитие ребёнка.

Достоинства и недостатки КИК, её использование.

Учёт ведущей деятельности при построении школьных обучающих программ (система Эльконина-Давыдова, система Занкова и другие). Все эти концепции основаны на понятии ЗБР.

Понимающая психотерапия Ф.Е. Василюка основана на КИК.

В КИК личностным развитием занималась только Л.И. Божович, т.к. акцент на деятельностном подходе.

На основе КИК построены программы социальной психологии, коррекционной педагогики, патопсихология, нейропсихология, теории личности, педагогика, психология искусства.

Многие положения, которые были выделены теоретически в КИК, лишь задолго после смерти Выготского начали подтверждаться практически.

Семинар 3-4.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: