Здравствуйте уважаемые члены государственной комиссии

Тема моей дипломной работы называется “Современная налоговая политика Республики Казахстан и оценка ее эффективности”

Актуальность работы обусловлено участием государства в проведении налоговой политики и регулировании экономики страны.

Налоговая политика – составная часть экономической политика, так же финансовой политики государства. Налоговая политика, прежде всего, влияет на формирование налоговой системы. От правильно выбранной налоговой политики зависят и состояние бюджета, и развитие экономики. Именно от результатов проводимой государством налоговой политики, зависит какие изменения необходимо ввести государству в свою экономическую политику.

Налоговой политикой учитываются политические, экономические, а так же социальные потребности населения, поэтому гражданин республики должен помнить о своих обязанностях внесения обязательных платежей в бюджет государства, которые предусмотрены Налоговым Кодексом Республики Казахстан, так как налог является основным источником формирования государственного бюджета.

Целью данной работы является анализ эффективности проводимой налоговой политики Республики Казахстан, а так же выбрать рекомендации по совершенствованию налоговой политики в Казахстане.

В соответствии с данной целью поставлены следующие задачи:

- изучить теорию и практику реализации налоговой политики в Казахстане;

- проанализировать налоговую политику в Казахстане;

- оценить эффективность проводимой налоговой политики Республики Казахстан;

- выявить проблемы и недостатки современной налоговой политики;

- найти пути решения проблем совершенствования налоговой политики РК.

Предметом данной работы является совершенствование и пути решения Налоговой политики РК.

Объект исследования современная налоговая политика РК.

Реформа налоговой системы должна сопровождаться взвешенной и разумной налоговой политикой. В качестве исходных предпосылок определена необходимость:

· Снижение налоговой нагрузки на не сырьевой сектор экономики;

· Повышение налоговой нагрузки на добывающий сектор;

· Сочетание качества налогового администрирования и интересов налогоплательщика;

· Пересмотра подходов к предоставлению налоговых льгот отраслевого характера.

В зависимости от выбранного типа модели используется метод налоговой политики. В современной мировой практике, можно выделить следующие методы налоговой политики:

· Регулирование соотношения прямого и косвенного налогообложения;

· Регулирование соотношения федеральных, региональных и местных налогов;

· Регулирование отраслевой нагрузки, перенос налоговой нагрузки с одних категорий налогоплательщиков на других;

· Регулирование состава налогов, объектов налогообложения, налоговых ставок, способов исчисления налоговой базы, порядка и сроков уплаты налогов.

Таблица 1. Анализ изменения поступлений доходов в государственный бюджет Республики Казахстан 2012 – 2014 гг. (млн.тенге)

Наименование показателей 2012 год 2013 год 2014 год
Доходы в государственный бюджет   4 432 718   4 976 718   5 365 835
Налоговые поступлении   4 095 366   4 779 004   5 115 743
Неналоговые поступления   284 859   141 582   179 046
Поступления от продажи основного капитала   52 493   56 131   71 045
Источник. Составлено по данным Комитета по государственным доходам [14].

Диаграмма 1. Динамика изменения поступлений доходов в государственный бюджет Республики Казахстан 2012 – 2014 гг.

Примечание. Составлено на основе статистических данных Комитета государственных доходов [14].

По данной диаграмме, можно увидеть явное увеличение государственных доходов за 3 года. По фактическим данным за 2012 год, поступления по налогам и другим обязательным платежам в государственный бюджет, видно: конечно основную часть всех доходов составляют налоговые поступления, что составляют - 92,4%, неналоговые поступления – 6,4% и остальные 1,3% - поступления от продажи основного капитала, а по данным за 2013 год, можно увидеть, что налоговые поступления составляют 4 779 004 398 тыс.тенге, что всего на 3% больше в сравнении с 2012 годом. Необходимо так же отметить, что среди налоговых платежей, явно преобладает сумма внутренних налогов на товары, работу и услуги, что составляет около 40% всех налоговых поступлений.

Так же при оценке эффективности налоговой политики государства, необходимо проанализировать уровень налоговой нагрузки в Республике Казахстан. На практике уровень относительной налоговой нагрузки по странам значительно различается. Для ее сравнения наиболее часто используется показатель соотношения налоговых поступлений к объему валового внутреннего продукта (ВВП). Данный анализ уровня налоговой нагрузки, свидетельствует о состоянии налогового бремени в динамике лет.

Таблица 2. Уровень налоговой нагрузки в Республики Казахстан.

  2012 год 2013 год 2014 год
Валовый внутренний продукт (млрд.тенге)   30 347,0   35 275,2   38 711,9
Индекс физического объема, в процентах к предыдущему году   105,0   106,0   104,3
Дефлятор, в процентах к предыдущему году   104,9   109,7   105,2
Валовый внутренний продукт на душу населения (тенге).   1 807 289,0   2 070 712,3   2 239 091,6
Источник. Составлено по данным Комитета по статистике [5].

Рисунок 2. Динамика изменения налоговой нагрузки в Республики Казахстан.Примечание. Составлено автором на основе статистических данных Комитета по статистике [5].

Рост реального ВВП Казахстана по итогам 2014 года составил 4%. Между тем, правительство Казахстана на 2014-2016 годы прогнозирует рост экономики страны на 6,0-7,1% ежегодно.

По данным Агентства РК по статистике, рост ВВП Казахстана в первом полугодии 2014 года, по предварительным данным, составил 3,9%, тогда как в аналогичном периоде 2013 года был на уровне 5,1%.

Правительство Казахстана прогнозирует, что реальный рост ВВП республики в ближайшие пять лет будет варьироваться в коридоре 5-6,8%.

Комментируя показатели основных отраслей экономики республики в данном периоде, глава министерства национальной экономики отметил, что индекс физического объема в промышленности за восемь месяцев составил 99,9%, в сельском хозяйстве — 102,5%, в строительстве — 104,7%, в торговле -109,4%, в транспорте — 107%, в связи — 109,3%. Инвестиции в основной капитал возросли на 5,7 %.

5
Таблица 3. Государственный бюджет РК за 2012-2014 годы.

Показатели годы 2013 г. в % к 2012 г. 2014 г. в % к 2013 г
2012 г 2013 г 2014 г
Всего доходов (млн. тенге) 5 813,0 6281,1 7321,3 108,1 116,5
Из них налоговых поступлений (млн. тенге) 4 095,4 4707,2 5115,7 114,9 108,6
Доля налоговых поступлений в доходной части бюджета РК (%) 70,4 74,9 69,8    
Источник: http://www.minfin.gov.kz


Рисунок 1. Динамика поступлений доходов и налоговых платежей в государственный бюджет РК в 2012-2014 году.

Таблица 4. Поступление в государственный бюджет Республики Казахстан налогов и других обязательных платежей за 2012-2014гг по Управлению государственных доходов по Турксибскому району г.Алматы

Наименование платежа      
Сумма Удельный вес в % Сумма Удельный вес в % Сумма Удельный вес в %
Налоговые поступления 35882,8 100,00 41240,8 100,0 47082, 0 100,00
Корпоративный подоходный налог 7084,5 19,74 7367,6 17,86 7623,5 16,19
Индивидуальный подоходный налог 6526,3 18,19 7 297, 2 17,69 8130,6 17,27
Социальный налог 5225,5 14,56 5892,8 14,29 6145,4 13,05
Налоги на собственность 1366,7 3,81 1451,7 3,52 1676,3 3,56
Налог на добавленную стоимость 12189,2 33,97 15111,4 36,64 18921,9 40,19
Другие налоги 3490,5 9,73 4119,8 9,99 4584,0 9,74
Примечание. Таблица составлена автором на основании отчетных данных УГД по Турксибского района КГД г. Алматы

Таблица 5. Государственный бюджет РК за 2012-2014 годы.

Отчет по количеству налогоплательщиков, состоящих на налоговом учете в Управлении Государственных Доходов по Турксибскому райогну г.Алматы.

  Всего состоит на учете из них
действующие отсутствующие Бездействующие
более 6 месяцев более 1 года
Юр.лица 6 141 4 279   1 257  
в т.ч. СМП 5 515 3 790   1 169  
Филиалы          
Физ.лица 168 545 161 898 1 348 2 513 2 768
ИП 15 558 8 911 1 348 2 513 2 768
в т.ч.СМП 15 558 8 911 1 348 2 513 2 768
Адвокаты          
Нотариусы          
Всего 174 686 166 177 1 360 3 770 3 379
Источник. Составлено по данным Управления государственных доходов по г.Алматы [18,19]

Таблица 6. Сведения о количестве зарегистрированных налогоплательщиков по ККМ с ФП в органах государственных доходов, по состоянию с 01.01.2015 года по 31.03.2015 года.

  НП Кол-во зарегистрированных НП на начало Кол-во зарегистрированных НП в ИНИСе Кол-во снятых НП в ИНИСе   Итого
Юр.лица 2 823     2 855
ИП 4 613     4 717
Итого 7 436     7 572
Источник. Составлено по данным Управления государственных доходов по г.Алматы [20, 21]

Недостатки. Совершенствование налогового регулирования сегодня очень актуальный вопрос, его качественная роль важна для решения экономических проблем на современном этапе.

Существующая в Казахстане система налогообложения имеет довольно много недостатков. Основные из них заключаются в следующем:

- около трети всех доходов в форме налогов, которые поступают в распоряжение государства, носят косвенный характер, то есть объектом налогообложения становятся не только доход или прибыль, но и расходы субъектов хозяйствования.

- налоговая система недостаточно эффективно стимулирует предпринимательские структуры (особенно малый бизнес), накопление финансового капитала и инвестирование его в основные и оборотные активы;

- налоговая система нестабильна как по видам налогов, базе налогообложения, налоговым ставкам, так и по методике исчисления сумм налогом, а так же в части сроков и порядка введения налогов в действие.

Разумеется, налоговая система должна быть стабильной. Постоянные корректировки, вносимые в налоговое законодательство, вызывают недовольство всех субъектов налоговых правоотношений. А наличие проблем бюджетной обеспеченности свидетельствует о том, что действующая налоговая система не в полной мере отражает состояние экономического и политического развития страны и уровень общественного сознания.

Проблемы:

· Нечеткость механизма налогообложения,

· некорректность деятельности многих работников приводит к развитию спекуляции (в самом негативном смысле этого слова),

· уклонение от налогов, коррупции и взяточничеству.

Пути решения…

1. совершенствование административного законодательства в части конкретизации норм в сфере оборота подакцизной продукции, банкротства;

2. создание эффективного механизма обмена информацией между уполномоченными правоохранительными органами и соответствующими организациями о регистрируемых предприятиях, о случаях возврата НДС из бюджета с целью предотвращения и пресечения фактов лжепредпринимательства;

3. совершенствование механизма оперативного взаимодействия налоговых служб, органов финансового контроля, антимонопольных органов с органами финансовой полиции. В этом механизме следует предусмотреть порядок привлечения финансовой полиции с целью оперативного сопровождения при производстве проверок и ревизий, проводимых контролирующими органами, проведения контролирующими органами проверок и ревизий по постановлению органов финансовой полиции при доследственной проверке на основании необходимых документов;

4. совершенствование механизма обмена информацией между судами и уполномоченными органами по вопросам банкротства и исполнительного производства;

5. конкретизация понятия дохода от предпринимательской деятельности и порядка проведения проверок по вопросам исчисления доходов от предпринимательской деятельности;

6. разработка механизма проверок достоверности деклараций государственных служащих;

конкретизация законодательства и усиления взаимодействия государственных органов по вопросам борьбы с нарушениями в сфере лицензионного законодательства.

Особенности характерные для системы сбора налогов в зарубежных странах, влияющие на поступление налогов в государственную казну, которые могут быть учтены при становлении эффективного налогового контроля в нашей стране:

— 1.Хорошо развитая и финансируемая автоматизация системы сбора налогов, а также распространение системы безналичных расчетов.

— 2. Большое значение деловой и финансовой репутации бизнесмена на Западе. Информация об уклонении от уплаты налогов или о наличии проблем с налоговыми органами может пагубно сказаться на дальнейшем развитии бизнеса, отпугнуть деловых партнеров.

— 3. Систематизация опыта работы налоговых служб и правоохранительных органов, их хорошая техническая оснащенность, высокий авторитет у граждан и субъектов финансово-хозяйственной деятельности.

— 4. Горизонтальные и вертикальные механизмы сотрудничества налоговых служб, отработанные в США.

— 5. На Западе налоговое законодательство более детализировано, отсутствуют основания для разных толкований и интерпретации. Положительным моментом является также и устоявшаяся налоговая система государств.

— 6. Разумная дифференциация санкций за налоговые правонарушения и преступления. Практика ограничения виновных в некоторых гражданских правах. Например, лишение права участвовать в выборах, лишение водительских прав являются действенными мерами предупреждения налоговых преступлений.

— 7. Относительно стабильная экономическо-политическая ситуация.

— 8. Налоговые преступления рассматриваются в тесной связи с легализацией денежных средств, полученных незаконным путем, проявлениями теневой экономики. Они рассматриваются как тяжкие преступления против общества или государства.

— 9. Отлаженная система возмещения причиненного государству финансового вреда. Возложение взыскания на личное имущество должника, возможность конфискации имущества.

— 10. Опыт, в частности США, привлечения к уголовной ответственности юридических лиц за налоговые преступления может быть очень полезен для российского налогового и уголовного законодательства, ведь уклонение от уплаты налогов осуществляется зачастую не только в личных интересах руководителя фирмы, но и в интересах предприятия, где присутствуют интересы всех учредителей.

Совершенствование. Совершенствование системы налогообложения должно быть направлено сейчас на всемирную активизацию процессов инвестирования всех видов. Это крайне необходимо для становления и развития рынка ценных бумаг и финансового капитала, являющихся центральным звеном рыночного хозяйства регулируемого типа.

В сфере совершенствования нормативно-правовой базы будут инициированы следующие меры.

- совершенствование вопросов банкротства, возврата экспортерам суммы НДС из бюджета с целью добросовестного исполнения налоговых обязательств; совершенствование системы противодействия легализации

доходов, полученных незаконным путем, и финансирования терроризма. Предусмотреть в качестве основания для приостановления операций по банковским счетам налогоплательщика в случае отсутствия его по юридическому адресу по неуважительным причинам или регистрации юридического лица на подставное лицо; установления ответственности должностных лиц банка за несвоевременное предоставление либо сокрытие предусмотренной законодательством информации;

- с учетом международного опыта и правоприменительной практики совершенствование уголовного законодательства Республики Казахстан в части декриминализации отдельных составов присвоения или растраты чужого имущества и усиления ответственности за совершение преступлений, связанных с банкротством, налогообложением, нецелевым использованием кредитов, производством и реализацией фальсифицированной продукции, опасной для здоровья людей, а также созданием и руководством организованной преступной группой или преступным сообществом в сфере экономики;

- совершенствование административного законодательства в части конкретизации норм в сфере оборота подакцизной продукции, банкротства;

- создание эффективного механизма обмена информацией между уполномоченными правоохранительными органами и соответствующими организациями о регистрируемых предприятиях, о случаях возврата НДС из бюджета с целью предотвращения и пресечения фактов лжепредпринимательства;

- совершенствование механизма оперативного взаимодействия налоговых служб, органов финансового контроля, антимонопольных органов с органами финансовой полиции. В этом механизме следует предусмотреть порядок привлечения финансовой полиции с целью оперативного сопровождения при производстве проверок и ревизий, проводимых контролирующими органами, проведения контролирующими органами проверок и ревизий по постановлению органов финансовой полиции при доследственной проверке на основании необходимых документов;

- совершенствование механизма обмена информацией между судами и уполномоченными органами по вопросам банкротства и исполнительного производства;

- конкретизация понятия дохода от предпринимательской деятельности и порядка проведения проверок по вопросам исчисления доходов от предпринимательской деятельности;

- разработка механизма проверок достоверности деклараций государственных служащих;

- внесение предложений Правительству Республики Казахстан об изменении и дополнении в подзаконные акты Республики Казахстан в части оптимизации правил транспортировки, хранения и реализации конфискованного имущества;

- конкретизация законодательства и усиления взаимодействия государственных органов по вопросам борьбы с нарушениями в сфере лицензионного законодательства.

Одним из приоритетных направлений совершенствования и улучшения качества налогового администрирования является автоматизация процессов налогового администрирования, в том числе: внедрение электронного выставления инкассовых распоряжений на банковские счета налогоплательщиков; повышение качества контрольно-экономической работы (сокращение количества налоговых проверок за счет внедрения электронного камерального контроля, совершенствование методов отбора налогоплательщиков на проведение налоговых проверок, повышение качества налоговых проверок, сокращение количества рейдовых проверок посредством внедрения базы данных налогоплательщиков, систематически нарушающих налоговое законодательство и др.); осуществление контроля за поступлением налогов и других обязательных платежей в бюджет посредством использования электронного взаимодействия с уполномоченными органами;
создание базы данных налогоплательщиков «повышенного риска» с целью пресечения регистрации лжепредприятий, взаимодействие с государственными органами по противодействию лжепредпринимательству.

Для создания максимально удобных условий для представления налогоплательщиками налоговой отчетности и других документов в налоговых органах функционируют Центры приема и обработки информации.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: