Функции, выполняемые государственным учреждением

Функции государственного учреждения — это основные направления его деятельности, осуществление которых позволяет решать поставленные перед этим государственным учреждением задачи.

Основные направления публичной деятельности государственного учреждения и их содержание определяются той сферой жизни государства и общества, в которой функционирует это учреждение, целями, для достижения которых оно создано, и возложенными на него задачами. С учетом этих факторов на основе анализа уставов конкретных государственных учреждений представляется возможным путем группирования их частных функций выделить следующие группы и виды наиболее общих функции, т.е. основные направления публичной деятельности всех государственных учреждений.

1. Организационно-управленческие функции:

· осуществление оперативного управления находящимися в ведении учреждения объектами и имуществом;

· организация выполнения специальных работ и оказания специальных услуг в сфере деятельности учреждения;

· ведение государственного учета (реестров, кадастров) объектов, эксплуатируемых в сфере деятельности учреждения (транспортных средств, водных биологических ресурсов и т.п.);

· разработка и ведение специальной документации, создание информационных фондов, относящихся к сфере деятельности учреждения;

· выдача лицензий и иных специальных разрешений на выполнение работ, оказание услуг или на совершение иных действий в сфере деятельности учреждения;

· согласование проектно-технической и иной документации на выполнение работ и оказание услуг в сфере деятельности учреждения.

2. Социально-производственные функции:

· выполнение специальных видов работ в сфере деятельности учреждения (природно-восстановительных, аварийно-спаса­тельных, метрологических и т.п.);

· оказание специальных видов услуг в сфере деятельности учреждения (образовательных, медицинских, социальных, культурных, консультационных и т.п.);

· осуществление специальных фундаментальных и прикладных научных исследований и проведение специальных экспертиз в сфере деятельности учреждения.

3. Правоохранительные функции:

осуществление специального наблюдения (мониторинга) за состоянием объектов, функционирующих в сфере деятельности учреждения;

· организация охраны объектов, функционирующих в сфере деятельности учреждения;

· осуществление контроля (надзора) за соблюдением физическими и юридическими лицами специальных норм и правил, применяемых в сфере деятельности учреждения;

· осуществление административно-технического расследования происшествий и инцидентов на объектах, функционирующих в сфере деятельности учреждения;

· применение мер административного принуждения к физическим и юридическим лицам, совершившим административные правонарушения в сфере деятельности учреждения;

· осуществление производства по делам об административных правонарушениях, совершенных физическими и юридическими лицами в сфере деятельности учреждения;

· оказание содействия правоохранительным органам исполнительной власти, органам прокуратуры и судам в реализации возложенных на них функций по борьбе с преступностью, обеспечению общественной безопасности, охране общественного порядка, профилактике преступлений и административных правонарушений, правовой охране интеллектуальной собственности.

Некоторые из названных выше функций являются для отдельных видов государственных учреждений приоритетными. С учетом данного обстоятельства все действующие в России государственные учреждения могут быть сгруппированы в зависимости от того, какие именно виды функций являются для них доминирующими, основными. На основании указанного критерия представляется возможным выделить следующие группы государственных учреждений.

1. Обслуживающие государственные учреждения — это государственные учреждения, основным видом деятельности которых является социально-культурное и иное обслуживание физических лиц и организаций, оказание им возмездных и безвозмездных потребительских государственных услуг в соответствующих сферах их деятельности. К их числу относятся прежде всего государственные социально-культурные учреждения. Социально-культурные учреждения не осуществляют внешневластную управленческую деятельность в отношении не подчиненных им организационно субъектов.

2. Административные государственные учреждения — это государственные учреждения, основным видом деятельности которых является осуществление внешнего государственного управления и государственного регулирования, а также административного контроля и административного надзора (мониторинга) в определенных сферах функционирования государства и общества. Они оказывают организационно-управленческое содействие соответствующим органам исполнительной власти в реализации возложенных на них функций государственного управления и государственного регулирования в отдельных сферах жизнедеятельности государства и общества, а также осуществляют от их имени государственный контроль и надзор за соблюдением физическими лицами и организациями действующих в этих сферах специальных норм и правил.

Необходимость создания таких государственных учреждений обусловлена как невозможностью, так и нецелесообразностью решения некоторых государственных задач в определенных сферах деятельности государства именно органами исполнительной власти. Например, многие вопросы государственного управления в сфере экономики целесообразно решать непосредственно в процессе функционирования соответствующей инфраструктуры посредством деятельности максимально приближенных к этой инфраструктуре государственных учреждений. В этой связи в системе автомобильного транспорта и дорожного хозяйства функционируют специальные государственные учреждения — федеральные управления автомобильных дорог регионов, которые организуют строительство, ремонт и эксплуатацию автомобильных дорог федерального значения, в системе рыбного хозяйства — администрации морских рыбных портов, которые осуществляют управление в акваториях этих портов и организуют их деятельность.

3. Оборонительные государственные учреждения — это учреждения, основным видом деятельности которых является обеспечение обороны Российской Федерации. К таким государственным учреждениям, с нашей точки зрения, следует относить войсковые части Вооруженных Сил РФ, пограничных войск ФСБ России, внутренних войск МВД России, войск гражданской обороны МЧС России, а также других войск и воинских формирований.

4. Правоохранительные государственные учреждения — это учреждения, основными видами деятельности которых являются оказание содействия государственным правоохранительным органам в исполнении возложенных на них функций по борьбе с преступлениями и административными правонарушениями, обеспечение государственной и общественной безопасности, охраны государственной границы Российской Федерации, охраны общественного порядка, правовой охраны интеллектуальной собственности.

К их числу можно отнести, в частности, судебно-экспертные учреждения, следственные изоляторы, учреждения исполнения наказаний Министерства юстиции РФ, медицинские вытрезвители, специальные приемники и центры временной изоляции для несовершеннолетних правонарушителей МВД России, войсковые части внутренних войск МВД России, государственные природные заповедники.

5. Вспомогательные государственные учреждения — это учреждения, основным видом деятельности которых является оказание организационного, финансового, материально-технического, информационно-аналитического, научно-технического и методологического содействия соответствующим органам исполнительной власти, иным государственным органам и организациям в осуществлении возложенных на них государственных функций и в обеспечении их нормального функционирования. К ним можно, в частности, отнести государственные научно-исследовательские и экспертные учреждения, информационно-аналитические учреждения, учреждения материально-технического обеспечения, функционирующие при определенных органах исполнительной власти или в их системе.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: