Административные права государственного учреждения в соответствующей сфере деятельности

Объем, виды и содержание административных прав государственного учреждения в соответствующей сфере его деятельности определяются местом этого учреждения в системе административных правоотношений, возникающих в данной сфере, решаемыми им задачами и выполняемыми им в этой сфере функциями.

Поскольку государственное учреждение может вступать в административные правоотношения и с органом исполнительной власти, в ведении которого оно находится, и с другими органами исполнительной власти, выступать в административных правоотношениях в роли как властвующего, так и невластвующего субъекта, оно может обладать в этих правоотношениях общими и специальными административными правами.

Общие административные права государственного учреждения — это принадлежащие ему права, реализуемые им как невластвующим субъектом административных правоотношений, возникающих с органами исполнительной власти, иными административными органами, в ведении которых это государственное учреждение не находится. Любое государственное учреждение обладает ими наравне с другими невластвующими субъектами названных административных правоотношений. К числу общих административных прав государственного учреждения относятся, в частности, право на получение информации от соответствующих органов исполнительной власти, право на обжалование в административном порядке незаконных действий и правовых актов органов исполнительной власти, право на получение в компетентных органах исполнительной власти необходимых для осуществления определенных видов деятельности лицензий и разрешений.

Специальные административные права государственного учреждения — это принадлежащие ему права, реализуемые им в административных правоотношениях, возникающих, с одной стороны, между ним и органом исполнительной власти, в ведении которого оно находится, а с другой — между ним как властвующим субъектом и физическими лицами и организациями, в отношении которых оно осуществляет публичные функции.

В зависимости от того, в какой сфере деятельности государственного учреждения — внутренней или внешней — возникают и реализуются его специальные административные права, они могут подразделены на два вида:

· внутренние специальные административные права, т.е. те, которые реализуются внутри самого учреждения в ходе его внутренней организационно-управленческой деятельности в отношении физических лиц, находящихся в этом учреждении на законном основании и зависимых от него — студентов, больных, лиц, совершивших административные правонарушения, осужденных и т.п. (право на совершение текущих организационно-распорядительных действий, право на издание индивидуальных правовых актов управления в отношении физических лиц, находящихся в учреждении, право на осуществление внутреннего контроля за поведением указанных лиц, право применения к данным лицам мер дисциплинарной ответственности);

· внешние специальные административные права, т.е. те, которые реализуются вне учреждения в процессе его взаимоотношений с органом исполнительной власти, в ведении которого оно находится, а также в ходе его внешневластной административной деятельности в отношении не находящихся от него в организационной зависимости физических и юридических лиц.

В силу двойственной природы внешних специальных административных прав государственного учреждения они могут быть подразделены, следующим образом:

1) ведомственные специальные административные права, т.е. права, реализуемые государственным учреждением в отношениях с органом исполнительной власти, в ведении которого оно находится, например право на получение бюджетных ассигнований, право на получение различных административных разрешений, согласований;

2) надведомственные специальные административные права (административные полномочия), т.е. права, реализуемые государственным учреждением в отношениях с физическими лицами и организациями, не находящимися от него в организационной зависимости, например право на совершение текущих организационно-распорядительных действий, право на издание индивидуальных правовых актов управления в отношении указанных лиц, право на осуществление контроля за их деятельностью и право применения к ним мер административного принуждения.

В зависимости от вида специальных административных прав, которыми наделяются государственные учреждения как властвующие субъекты административных правоотношений, можно выделить два вида таких учреждений:

· государственные учреждения, наделенные только внутренними специальными административными правами в отношении физических лиц, находящихся в этих учреждениях, например государственные образовательные учреждения, государственные лечебно-профилактические учреждения, учреждения исполнения наказаний и т.п.;

· государственные учреждения, наделенные только внешними специальными административными правами в отношении физических лиц и организаций, не находящихся от них в организационной зависимости, например государственные администрации морских рыбных портов, бассейновые управления по охране, воспроизводству водных биологических ресурсов и регулированию рыболовства и т.п.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: