Модульная программа к главе17

«Обеспечение законности в административно-публичной сфере»

Общая характеристика Способов обеспечения законности в административно-публичной сфере  
  Президентский контроль Контроль органов законодательной власти Прокурорский надзор Судебный контроль  
  Основное содержание        
  Субъекты контроля        
  Основные полномочия субъектов контроля        
                     

Изучив содержание главы, систематизируйте усвоенную информацию по алгоритму определенному в модульной таблице с незаполненными клетками-файлами:

· заполните каждый файл ключевыми словами, ответив на вопросы, дайте соответствующие определения;

· дополните каждое ключевое слово ответами на вопрос и таким образом получите набор тезисов;

· в заполненной вами таблице проведите сравнения, сопоставления тезисов по вертикали и по горизонтали, сделайте выводы;

· рассмотрите полученные тезисы по степени их актуальности и практической значимости для вас;

· выбранные тезисы следует выстроить так, чтобы получить «индивидуальную траекторию» продвижения по предложенному содержанию;

· с каждым модулем вашей траектории поработайте в логике: дополнения, уточнения, критики;

· проведите анализ (деление) наиболее интересных и значимых для вас модулей, представьте их в виде новых таблиц, т.е. повторите предложенный алгоритм, и т.д.

Зафиксируйте полученный результат собственной учебной деятельности:

· определите, что усвоено вами из ранее известной информации (репродуктивное содержание);

· сформулируйте собственные мысли по поводу полученных знаний (продуктивное содержание);

· установите, что для вас наиболее интересно и значимо;

· укажите, какими методами работы с информацией вы овладели;

· решите, довольны ли вы собственным результатом.

Такая работа является основой модульного обучения и считается продуктивной, направленной на развитие логического мышления, способствующий приобретению знаний и профессиональной компетенции.


Глава 18

Механизм обеспечения безопасности
в административно-публичной сфере

18.1. Система административно-публичного
обеспечения безопасности
в Российской Федерации

В условиях действия ст. 2.18 Конституции Российской Федерации особую значимость в сфере административно-правового регулирования имеет такая специализированная деятельность админист­ративных органов, как административно-публичное обеспечение безопасности.

Под административно-публичным обеспечением безопасности следует понимать урегулированную административно-правовыми нормами внешневластную деятельность административных органов по обеспечению исполнения общеобязательных условий и требований безопасности, связанную с непосредственным вмешательством в административно-хозяйственную, организационно-распорядительную и иную деятельность физических и юридических лиц, организационно неподчиненных данным органам.

Общеобязательными требованиями безопасности следует считать закрепляемые в законах и иных нормативных правовых актах ограничения, запреты и дозволения, направленные на предупреждение, выявление и нейтрализацию (устранение) физическими и юридическими лицами вредоносных факторов окружающей среды, связанных с использованием ими под контролем государства, на законных основаниях и по назначению техногенных и природных предметов, явлений и процессов способных причинить вред благам и ценностям личности, общества, государства и нации, предусмотренным Конституцией РФ и текущим законодательством (далее — техногенные и природные источники опасности). Например, общеобязательными являются требования: безопасности дорожного движения, промышленной безопасности, экологической безопасности и др.

Под общеобязательными условиями безопасности следует понимать закрепляемые в законах и иных нормативных правовых актах установления, предоставляющие возможность физическим и юридическим лицам осуществлять деятельность или совершать отдельные действия по использованию под контролем государства, на законных основаниях и по назначению техногенных и природных источников. Общеобязательными являются, например, следующие условия: лицензионные, сертификационные, регистрационные и др.

Сформулированные определения позволяют назвать ряд отличительных признаков административно-публичного обеспечение безопасности.

1. Административно-публичное обеспечение безопасности представляет собой облекаемую в административно-правовую форму внешневластную деятельность административных органов, посредством которой реализуется обеспечение безопасности.

2. Административно-публичное обеспечение безопасности есть деятельность административных органов по обеспечению исполнения общеобязательных социальных и технических условий, ограничений, запретов и дозволений, которые установлены непосредственно законом или иными нормативными правовыми актами адекватно вредоносным природным и техногенным факторам окружающей среды и которые охраняются мерами административно-правового ограничения и принуждения.

3. Административно-публичное обеспечение безопасности является специфической внешневластной деятельностью административных органов. Объектом указанной деятельности являются урегулированные общеобязательными условиями и требованиями безопасности общественные отношения, складывающиеся с участием физических и юридических лиц, которые организационно не подчинены указанным органам, но наделяются административными правами и несут административные обязанности по оказанию содействия деятельности данных органов по обеспечению безопасности.

4. Административно-публичное обеспечение безопасности —деятельность специализированных административных органов, наделяемых в подведомственной сфере общественных отношений государственно-властными полномочиями по обеспечению исполнения общеобязательных условий и требований безопасности, связанными с непосредственным вмешательством в деятельность физических и юридических лиц, организационно неподчиненных данным органам.

5. Административно-публичное обеспечение безопасности осуществляется административными органами посредством использования специальных административно-правовых методов по обеспечению исполнения общеобязательных условий и требований безопасности, связанных с непосредственным вмешательством в деятельность физических и юридических лиц, организационно неподчиненных данным органам.

6. Административно-публичное обеспечение безопасности находит внешнее выражение в специфических административно-пра­вовых формах деятельности административных органов по обеспечению исполнения общеобязательных условий и требований безопасности, связанных с непосредственным вмешательством в деятельность физических и юридических лиц, организационно неподчиненных данным органам.

Административные органы, наделяемые полномочиями по обеспечению исполнения общеобязательных условий и требований безопасности, которые связаны с непосредственным вмешательством в деятельность физических и юридических лиц, по сути, образуют систему административно-публичного обеспечения безопасности, так как призваны осуществлять единообразные государственные цели и задачи.

Указанные административные органы наделяются полномочиями по обеспечению исполнения общеобязательных условий и требований безопасности в целях охраны и защиты конституционных и иных законных интересов личности, общества, государства и нации от вредоносных природных и техногенных факторов окружающей среды, связанных с правомерной деятельностью физических и юридических лиц по использованию техногенных и природных источников опасности, а также в целях охраны и защиты конституционных и иных законных интересов от административных правонарушений и административно-правовых казусов, способствующих возникновению и (или) развитию вредоносных природных и техногенных факторов окружающей среды.

Основными задачами системы административно-публичного обеспечения безопасности являются охрана и защита конституционных и иных законных интересов личности, общества, государства и нации:

1) от вредоносных факторов окружающей среды, связанных с правомерным использованием физическими и юридическими лицами техногенных и природных источников опасности;

2) от административных правонарушений, способствующих возникновению и (или) развитию вредоносных природных и техногенных факторов окружающей среды;

3) от административно-правовых казусов, способствующих возникновению и (или) развитию вредоносных природных и техногенных факторов окружающей среды.

Полномочия административных органов, их системных образований и должностных лиц, образующих систему административно-публичного обеспечения безопасности в Российской Федерации, представляют собой право и одновременно обязанность издавать административно-правовые акты, заключать административно-правовые договоры, совершать иные юридически значимые (административно-правовые) действия по обеспечению исполнения общеобязательных условий и требований безопасности.

Издание административно-правовых актов по обеспечению исполнения общеобязательных условий и требований безопасности, заключение административно-правовых договоров по обеспечению исполнения общеобязательных условий и требований безопасности, а также иные административно-правовые действия по обеспечению исполнения общеобязательных условий и требований безопасности, по сути, порождают возникновение, изменение и прекращение административных правоотношений, складывающихся между государственными органами, органами местного самоуправления, физическими и юридическими лицами по поводу предупреждения, выявления и нейтрализации вредоносных природных и техногенных факторов окружающей среды, связанных с правомерным использованием физическими и юридическими лицами техногенных и природных источников опасности, а также влекут административные правоотношения, складывающиеся по поводу предупреждения, выявления и нейтрализации административных правонарушений и административно-правовых казусов, способствующих возникновению и (или) развитию вредоносных природных и техногенных факторов окружающей среды.

В силу специфического содержания указанные полномочия административных органов можно назвать полномочиями по административно-публичному обеспечению безопасности, а органы, наделяемые такими полномочиями, логично назвать органами административно-публичного обеспечения безопасности, или иначе субъектами системы административно-публичного обеспечения безопасности.

Соединяя изложенное, под органом административно-пуб­личного обеспечения безопасности следует понимать административный орган, его системные образования и должностное лицо, которые от имени или с санкции государства наделяются правом (и одновременно несут обязанность) издавать административно-правовые акты, заключать административно-правовые договоры, совершать иные юридически значимые (административно-правовые) действия по обеспечению исполнения общеобязательных условий и требований безопасности, связанные с непосредственным вмешательством в деятельность физических и юридических лиц в целях охраны и защиты конституционных и иных законных интересов личности, общества, государства и нации от вредоносных факторов окружающей среды, связанных с правомерным использованием физическими и юридическими лицами техногенных и природных источников опасности, а также в целях охраны и защиты конституционных и иных законных интересов от административных правонарушений и административно-правовых казусов, способствующих возникновению и (или) развитию вредоносных природных и техногенных факторов окружающей среды.

Сформулированные определение и характерные признаки органов административно-публичного обеспечения безопасности позволяют из анализа действующего законодательства выделить следующие подсистемы административно-публичного обеспечения безопасности.

1. Федеральная подсистема административно-публичного обеспечения безопасности — система федеральных органов исполнительной власти и федеральных государственных учреждений, соответствующих должностных лиц, наделяемых полномочиями по обеспечению исполнения общеобязательных условий и требований безопасности, связанными с непосредственным вмешательством в деятельность физических и юридических лиц, в том числе полномочиями по делам об административных правонарушениях, связанных с неисполнением или ненадлежащим исполнением условий и требований безопасности, предусмотренных федеральным законодательством. Ее образуют, например, Федеральная служба по надзору в сфере транспорта[1], Федеральная служба по надзору в сфере природопользования[2], Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору[3] и др.

Согласно Кодексу РФ об административных правонарушениях к органам административно-публичного обеспечения безопасности, образующих федеральную подсистему административно-публичного обеспечения безопасности, следует отнести должностных лиц федеральных органов исполнительной власти, наделяемых полномочиями государственного инспектора безопасности дорожного движения (ст. 23.3), государственного инспектора по охране природы (ст. 23.29), государственного инспектора по пожарному надзору (ст. 23.34), государственного инспектора по энергетическому надзору (ст. 23.30), государственного транспортного инспектора (ст. 23.36) и др.

2. Подсистема административно-публичного обеспечения безопасности субъектов Российской Федерации —система органов исполнительной власти субъектов РФ, государственных учреждений субъектов РФ, соответствующих должностных лиц, наделяемых полномочиями по обеспечению исполнения общеобязательных условий и требований безопасности, связанными с непосредственным вмешательством в деятельность физических и юридических лиц, в том числе полномочиями по делам об административных правонарушениях, связанных с неисполнением или ненадлежащим исполнением условий и требований безопасности, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации. Ее образуют, например, органы строительства и архитектуры субъектов РФ, органы охраны окружающей среды и природопользования субъектов РФ, органы охраны и использования животного мира субъектов РФ, органы надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники субъектов РФ, должностные лица исполнительных органов субъектов РФ, наделяемые властными полномочиями по делам об административных правонарушений, которые связаны с неисполнением или ненадлежащим исполнением общеобязательных условий и требований безопасности, установленных законодательством субъектов РФ и др.

3. Муниципальная подсистема административно-публичного обеспечения безопасности — система исполнительно-распорядительных органов местного самоуправления, создаваемых представительным органом муниципального образования, а также соответствующих должностных лиц, наделяемых отдельными государственными полномочиями по обеспечению исполнения общеобязательных условий и требований безопасности, связанными с непосредственным вмешательством в деятельность физических и юридических лиц, в том числе полномочиями по делам об административных правонарушениях, связанных с неисполнением или ненадлежащим исполнением условий и требований безопасности, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации. Ее образуют, например, структурные подразделения и должностные лица местной администрации, наделяемые полномочиями по надзору за исполнением физическими и юридическими лицами общеобязательных условий и требований безопасности в сфере: экологической безопасности; чрезвычайной безопасности; санитарно-эпидемиологического благополучия населения и т.д.

18.2. Меры административно-публичного
обеспечения безопасности

Социальное назначение системы административно-публичного обеспечения безопасности состоит в том, чтобы подчинить (поставить в зависимость) поведение физических и юридических лиц общеобязательным условиям и требованиям безопасности, предусмотренным законами и иными нормативными правовыми актами, в целях охраны и защиты конституционных и иных законных интересов личности, общества, государства и нации от вредоносных природных и техногенных факторов окружающей среды, связанных с правомерным использованием физическими и юридическими лицами техногенных и природных источников опасности, а также в целях охраны и защиты конституционных и иных законных интересов от административных правонарушений и административно-правовых казусов, способствующих возникновению и (или) развитию вредоносных природных и техногенных факторов окружающей среды.

С этой точки зрения следует подчеркнуть, что указанное целенаправленное подчинение поведения физических и юридических лиц общеобязательным условиям и требованиям безопасности, по сути, представляет собой административное воздействие органов административно-публичного обеспечения безопасности, образующих выделяемую систему, на поведение организационно неподчиненных данным органам физических и юридических лиц, которое связано с вмешательством в деятельность указанных лиц и посредством которого условия, ограничения, дозволения и запреты, содержащиеся в общеобязательных условиях и требованиях безопасности, закрепленных в нормах законов и подзаконных нормативных правовых актов, реализуются в повседневной деятельности физических и юридических лиц, связанной с использованием техногенных и природных источников опасности.

Специфику охранительного содержания данного административного воздействия можно раскрыть, если выделить однородные нормативно зафиксированные типизированные способы и приемы непосредственного подчинения поведения физических и юридических лиц общеобязательным условиям и требованиям безопасности, применяемые органами административно-публичного обеспечения безопасности. Такие однородные нормативно зафиксированные типизированные способы и приемы властного воздействия органов административно-публичного обеспечения безопасности на поведение физических и юридических лиц можно назвать мерами административно-публичного обеспечения безопасности и подразделить их на административно-санкционирующие, административно-юрисдикци­онные и административно-казуальные.

Административно-санкционирующие меры обеспечения безопасности.

Этонормативно зафиксированные типизированные способы и приемы непосредственного подчинения поведения физических и юридических лиц общеобязательным условиям и требованиям безопасности, применяемые органами административно-публичного обеспечения безопасности в целях охраны и защиты конституционных и иных законных интересов личности, общества, государства и нации от вредоносных природных и техногенных факторов окружающей среды, связанных с правомерным использованием физическими и юридическими лицами техногенных и природных источников опасности.

В зависимости от характера вызываемых административно-правовых последствий административно-санкционирующие меры обеспечения безопасности будет логичным подразделить на следующие однородные группы: разрешительные, удостоверительные, согласительные и регистрационные.

1. Разрешительные меры обеспечения безопасности есть нормативно зафиксированные типизированные способы и приемы предоставления органами административно-публичного обеспечения безопасности физическим и юридическим лицам специального права (разрешения) на осуществление отдельных видов деятельности или специального права (разрешения) на совершение отдельных видов действий, связанных с использованием техногенных и природных источников опасности.

На основании сформулированного определения нетрудно заметить, что объектами разрешительных мер обеспечения безопасности являются:

· отдельные виды правомерной деятельности физических и юридических лиц, которые связаны с использованием техногенных и природных источников опасности и которые в силу социальной значимости не могут осуществляться физическими и юридическими лицами без специального права (разрешения), предоставленного указанным лицам органом административно-публичного обеспечения безопасности;

· отдельные виды правомерных действий физических и юридических лиц, которые связаны с использованием техногенных и природных источников опасности и которые в силу социальной значимости не могут совершаться физическими и юридическими лицами без специального права (разрешения), предоставленного указанным лицам органом административно-публичного обеспечения безопасности.

Разрешительные меры обеспечения безопасности, объектами которых являются отдельные виды правомерной деятельности физических и юридических лиц, связанные с использованием техногенных и природных источников опасности, в обобщенном виде можно назвать выдачей технико-правовых лицензий. Указанные меры обеспечения безопасности в настоящее время регулируются Федеральным законом «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 8 августа 2001 г. № 128-ФЗ[4], а также рядом нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, принятых в соответствии с названным законом.

Разрешительные меры обеспечения безопасности, объектами которых являются отдельные виды правомерных действий, связанных с использованием техногенных и природных источников опасности, можно назвать выдачей технико-правовых разрешений. Такими мерами обеспечения безопасности являются, например, выдача разрешения на перевозку опасных и особо опасных грузов[5], выдача разрешения на применение конкретных видов (типов) технических устройств[6], выдача разрешения на ввоз в Россию радиоактивных отходов и ядерных материалов[7].

2. Удостоверительные меры обеспечения безопасности представляют собой нормативно зафиксированные типизированные способы и приемы официального прямого подтверждения органом административно-публичного обеспечения безопасности соответствия общеобязательным условиям и требованиям безопасности фактического состояния заявленных (представленных) физическими и юридическими лицами отдельных видов техногенных и природных источников опасности, а также способы и приемы официального прямого подтверждения соответствия общеобязательным условиям и требованиям безопасности технико-правовой компетенции физических и юридических лиц по использованию отдельных видов техногенных источников опасности и отдельных видов намечаемой и осуществляемой физическими и юридическими лицами деятельности, связанной с использованием указанных источников опасности.

На основании сформулированного определения и анализа действующего законодательства в качестве унифицированных видов удостоверительных мер обеспечения безопасности можно назвать:

· обязательную сертификацию соответствия, например:соответствия работ по охране труда[8], экологическую хозяйственной деятельности[9], продукции в области пожарной безопасности[10], качества пищевых продуктов[11], качества зерна и продуктов его переработки[12], качества лекарственных средств[13], средств связи[14] и др.;

· подтверждение соответствия технико-правовой компетенции физических и юридических лиц,например выдача: сертификатов юридическим лицам, имеющим воздушное судно на праве собственности или ином законном основании; сертификатов физическим лицам, осуществляющим техническое обслуживание и ремонт авиационной техники[15]; водительского удостоверения на право управления транспортным средством[16] и т.д.;

· государственную оценку технического состояния, например: технический осмотр транспортных средств, зарегистрированных в Государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД России[17], освидетельствование маломерного судна, пляжа, переправ и наплавных мостов, баз (сооружений) для стоянок маломерных судов поднадзорных Государственной инспекции по маломерным судам МЧС России[18];

· государственную экспертизу безопасности, в частности:градостроительной предпроектной и проектной документации[19], экологическую[20], условий труда[21], безопасности ядерных установок, радиационных источников и пунктов хранения[22], промышленной безопасности[23].

3. Согласительные административно-санкционирующие меры обеспечения безопасности. Под таковыми следует понимать зафиксированные нормативно типизированные способы и приемы официального одобрения (признания допустимыми) органом административно-публичного обеспечения безопасности отдельных действий и решений физических и юридических лиц по приведению в соответствие с общеобязательными условиями и требованиями безопасности отдельных видов техногенных и природных источников опасности, а также способы и приемы официального одобрения (признания допустимыми) в части соответствия общеобязательным условиям и требованиям безопасности действий и решений физических и юридических лиц, связанных с проектированием, строительством и эксплуатацией отдельных видов техногенных источников опасности.

На основании сформулированного определения и анализа административного законодательства в области безопасности можно назвать согласительные меры обеспечения безопасности, которые урегулированы административно-процессуальными нормами, а также ряд согласительных мер, не подвергнутых административно-правовой процессуализации.

Среди согласительных мер обеспечения безопасности, не урегулированных административно-процессуальными нормами, следует назвать, например, согласование квалификационных справочников должностей руководителей и специалистов (служащих), в которых определяется квалификационные требования к работникам, получающим разрешение на право ведения опасных работ, согласование перечней продукции ввоз и вывоз которых не требует лицензии[24], досмотр воздушного судна, предполетный досмотр пассажиров, багажа (ст. 85 Воздушного кодекса РФ) и др.

Из общего числа согласительных мер обеспечения безопасности, подвергнутых административно-правовой процессуализации, в качестве унифицированных видов можно выделить следующие:

· декларирование соответствия;

· согласование выбора площадки (трассы) под строительство;

· согласование проектных решений.

4. Регистрационные меры обеспечения безопасности. Это нормативно зафиксированные типизированные способы и приемы официального признания органами административно-публичного обеспечения безопасности факта принадлежности физическому или юридическому лицу отдельных техногенных источников опасности, а также возможности использовать указанные предметы и объекты физическим или юридическим лицом для собственных нужд.

На основании сформулированного определения из анализа законодательства в области безопасности к регистрационным административно-санкционирующим мерам обеспечения безопасности обоснованно отнести такие меры как регистрация маломерных судов[25], регистрация лекарственных средств[26], регистрация опасных производственных объектов[27], регистрация транспортных средств[28] и т.д.

Выделяемые меры обеспечения безопасности регулируются специальными федеральными законами и нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти. В обобщенном виде указанные меры можно назвать государственной регистрацией техногенных источников опасности.

Указанные меры применяются органами административно-публичного обеспечения безопасности в целях охраны и защиты конституционных и иных законных интересов личности, общества, государства и нации от вредоносных проявлений и действий отдельных техногенных источников опасности, принадлежность которых подлежит официальному признанию и подтверждению со стороны государства.

На основании изложенного и анализа действующего законодательства в качестве унифицированных видов регистрационных мер обеспечения безопасности можно выделить:

· государственную регистрацию техногенного источника опасности;

· государственную регистрацию права собственности и иных вещных прав на техногенный источник опасности;

· государственную регистрацию ограничения (обременения) прав на техногенный источник опасности.

Административно-юрисдикционные меры обеспечения безопасности. Под нимследует понимать нормативно зафиксированные типизированные способы и приемы непосредственного подчинения поведения физических и юридических лиц общеобязательным условиям и требованиям безопасности, применяемые органами административно-публичного обеспечения безопасности в целях охраны и защиты конституционных и иных законных интересов личности, общества, государства и нации от ожидаемых post priory (на основе опыта), совершаемых и совершенных административных правонарушений, способствующих возникновению и (или) развитию вредоносных природных и техногенных факторов окружающей среды.

При таком подходе административно-юрисдикционные меры обеспечения безопасности следует подразделить на такие однородные группы, как контрольно-надзорные, восстановительные, аксессорные (вспомогательные), компенсационные и превентивные.

1. Контрольно-надзорные меры обеспечения безопасности. Онипредставляют собой нормативно зафиксированные типизированные способы и приемы проверки выполнения общеобязательных условий и требований безопасности, а также законных требований по обеспечению исполнения общеобязательных условий и требований безопасности физическими и юридическими лицами, применяемые органами административно-публичного обеспечения безопасности в целях охраны и защиты конституционных и иных законных интересов личности, общества, государства и нации от административных правонарушений, способствующих возникновению и (или) развитию вредоносных природных и техногенных факторов окружающей среды

Изложенная точка зрения в понимании контрольно-надзорных мер обеспечения безопасности позволяет выделить в качестве унифицированных видов контрольно-надзорных мер обеспечения безопасности:

· контрольно-надзорные меры обеспечения безопасности по выявлению административных правонарушений, связанных с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательных условий и требований безопасности, установленных законами и иными нормативными правовыми актам например: организация проведения экспертиз, анализов, оценок качества эффективности и безопасности техногенных и природных объектов и процессов[29]; проведение проверки соблюдения требований, норм и правил в области охраны окружающей среды при размещении, строительстве, вводе в эксплуатацию, эксплуатации и выводе из эксплуатации производственных и других объектов[30]; весовой контроль автотранспортных средств, осуществляющих грузовые перевозки[31]; проведение проверки деятельности лицензиата на предмет соответствия осуществляемой лицензиатом деятельности лицензионным требованиям и условиям[32] и др.

· контрольно-надзорные меры обеспечения безопасности по выявлению административных правонарушений, связанных с неисполнением или ненадлежащим исполнением законных требований по обеспечению безопасности. К данным мерам обеспечения безопасности можно отнести, например, проведение проверки исполнения предписаний об устранении нарушении обязательных требований пожарной безопасности, выявленных в результате проведения плановой проверки[33].

2. Восстановительные меры обеспечения безопасности. Это нормативно зафиксированные типизированные способы и приемы устранения вредоносных техногенных и природных факторов окружающей среды, связанных с влекущим административную ответственность неисполнением или ненадлежащим исполнением физическим или юридическим лицом общеобязательных условий и требований безопасности (далее — административное правонарушение, связанное с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательных условий и требований безопасности), применяемые органом административно-публичного обеспечения безопасности к физическому или юридическому лицу по факту выявленного административного правонарушения.

Восстановительные меры обеспечения безопасности, по сути, направлены на устранение вредоносных техногенных и природных факторов окружающей среды, связанных с нарушением или неисполнением физическим или юридическим лицом общеобязательных условий и требований безопасности, влекущим административную ответственность. Применяя такие меры, органы административно-публичного обеспечения безопасности понуждают физическое или юридическое лицо, допустившее нарушение или ненадлежащее исполнение общеобязательных условий и требований безопасности к совершению активных действий по устранению вредоносных природных и техногенных факторов, связанных с нарушением общеобязательных требований и условий безопасности. С этой точки зрения восстановительные меры обеспечения безопасности для физического или юридического лица, по сути, являются юридической обязанностью устранить вред, восстановить нарушенное им правовое положение, причиненные нарушениям или ненадлежащим исполнению общеобязательных условий и требований безопасности.

Из анализа действующего законодательства в качестве унифицированных видов восстановительных мер обеспечения безопасности логично рассматривать:

· восстановительные меры, влекущие ограничение, предоставленного физическому или юридическому лицу специального права на совершение отдельных действий или права на осуществление отдельных видов деятельности по использованию техногенных и природных источников опасности конституционным и иным законным интересам до устранения вреда, причиненного административным правонарушением, например: снятие товара с производства, прекращение выпуска, приостановка реализации товаров[34], приостановление действия лицензии[35], приостановление действия сертификата[36], приостановление действия декларации[37] т.д.;

· восстановительные меры, не связанные с ограничением предоставленного физическому или юридическому лицу специального права на осуществление отдельных действий или права на осуществление отдельных видов деятельности по использованию техногенных и природных источников опасности, например: предъявление предписания об устранении нарушений требований безопасности[38].

3. Аксессорные (вспомогательные) меры обеспечения безопасности. Эти меры обеспечения безопасности) представляют собой нормативно зафиксированные типизированные способы и приемы сбора и закрепления доказательств по обнаруженному факту административного правонарушения, связанного с неисполнения или ненадлежащего исполнения общеобязательных условий и требований безопасности, обеспечения своевременного и правильного рассмотрения дела об указанном административном правонарушении и исполнения принятого по делу постановления о назначении административного наказания, применяемые органами административно-публичного обеспечения безопасности в отношении физических и юридических лиц.

Выделяемые меры обеспечения безопасности направлены на установление вины физического или юридического лица, допустившего неисполнение или ненадлежащее исполнение общеобязательных условий и требований безопасности, влекущее административную ответственность, а также обеспечение назначения и исполнения административного наказания.

Аксессорные (вспомогательные) меры обеспечения безопасности предусмотрены в ст. 25.1, 27.1, 28.1 КоАП. Из анализа указанных статей КоАП унифицированными видами аксессорных (вспомогательных) мер обеспечения безопасности являются: осмотр принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий, находящихся там вещей и документов; досмотр вещей, находящихся при физическом лице; личный досмотр; досмотр транспортных средств; изъятие вещей и документов; арест товаров, транспортных средств и иных вещей; доставление; административное задержание; взятие проб и образцов; проведение экспертиз по делу об административном правонарушении; направление поручений и запросов по делу об административном правонарушении; истребование сведений по делу об административном правонарушении; временное приостановление деятельности.

4. Компенсационными мерами обеспечения безопасности. Таковыми являются административные наказания, назначаемые и (или) исполняемые органами административно-публичного обеспечения безопасности по обнаруженному данным органом факту административного правонарушения, связанного с неисполнением или ненадлежащего исполнения общеобязательных условий и требований безопасности.

Выделяемые меры применяются органами административно-публичного обеспечения безопасности в целях компенсации вреда, причиненного неисполнением или ненадлежащим исполнением физическими или юридическим лицом общеобязательных условий и требований безопасности. Органы административно-публичного обеспечения безопасности, применяя данные меры, призваны компенсировать (уравновесить) необратимый вред, причиненный административным правонарушением, которое связано с неисполнением или ненадлежащим исполнением общеобязательных условий и требований безопасности, и которое обнаружено данным органом.

Компенсационные меры обеспечения безопасности влекут для физического или юридического лица официальное признание его в качестве лица, виновного в совершении административного правонарушения, а также наступление для него дополнительных обременительных последствий личностного, имущественного и правового характера. Данные меры всегда влекут для физического или юридического лица такое неблагоприятное юридическое последствие, как истечение срока погашения административной ответственности, а также воздействуют на его материальные интересы.

Из анализа норм Кодекса РФ об административных правонарушениях и Федеральных законов «О лицензировании отдельных видов деятельности» и ФЗ «О техническом регулировании», можно выделить следующие унифицированные виды компенсационных мер обеспечения безопасности: предупреждение; административный штраф; административное приостановление деятельности; возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения; конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения; лишение специального права, предоставленного физическому лицу; административный арест[39]; аннулирование технико-правовой лицензии[40]; прекращение действия сертификата соответствия или декларации о соответствии; принудительный отзыв продукции[41].

5. Превентивные мерами обеспечения безопасности. Таковыми считать нормативно зафиксированные типизированные способы и приемы устранения органами административно-публичного обеспечения безопасности причин и условий, способствовавших неисполнению или ненадлежащему исполнению общеобязательных условий и требований безопасности. Например, в нормах КоАП РФ закреплена такая унифицированная превентивная мера обеспечения безопасности, как направление физическим и юридическим лицам представления об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, связанного с неисполнением или ненадлежащим исполнением общеобязательных условий и требований безопасности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: