Иновационная деятельность предприятия

Основная масса инноваций реализуется в рыночной экономике предпринимательскими структурами как средство решения производственных, коммерческих задач, как важнейший фактор обеспечения стабильности их функционирования, экономического роста и конкурентоспособности. Инновации ориентированы на рынок, на конкретного потребителя или потребность. Совокупность инновационных действий предприятия называется научно-технической политикой предприятия. Научно-техническая политика включает в себя:

1) разработку планов и программ инновационной деятельности;

2) контроль за ходом разработки новой продукции ее внедрением;

3) изучение проектов создания новых продуктов;

4) проведение единой инновационной политики все-ми подразделениями предприятия;

5) обеспечение финансами и материальными ресурсами программ нововведений;

6) обеспечение инновационной деятельности квалифицированным персоналом;

7) создание временных целевых групп для комплексного решения инновационных проблем.

Инновационная деятельность – практическое использование инновационно-научного и интеллектуального потенциала в массовом производстве с целью получения нового продукта, удовлетворяющего потребительский спрос в конкурентоспособных товарах и услугах.

В разных странах поразному государство регулирует инновационную деятельность, в дополнение к рыночному регулированию инициирует конкурентную борьбу между товаропроизводителями. Основными функциями государственных органов в инновационной сфере являются:

1) аккумулирование средств на НИОКР и инновации;

2) координация инновационной деятельности;

3) стимулирование инноваций, конкуренции в данной сфере, страхование инновационных рисков, введение государственных санкций за выпуск устаревшей продукции;

4) создание правовой базы инновационных процессов, в том числе системы защиты авторских прав инноваторов и охраны интеллектуальной собственности;

5) кадровое обеспечение инновационной деятельности;

6) формирование инновационной инфраструктуры;

7) институциональное обеспечение инновационных процессов в отраслях государственного сектора;

8) обеспечение социальной и экологической направленности инноваций;

9) повышение общественного статуса инновационной деятельности; регулирование международных аспектов инновационных процессов.

Инновационная политика предприятий направлена на увеличение производства принципиально новых видов продукции и технологий, расширение сбыта товаров.

Побудительные мотивы развития инноваций -стремление снизить издержки предпринимательской деятельности и увеличить массу прибыли в условиях жесткой рыночной конкуренции. В процессе использования устаревших технологий и техники из-держки формируются на уровне выше средних и предпринимательство может стать убыточным, если конкуренты сумеют найти пути завоевания рынка сбыта на основе снижения издержек производства и низких цен предлагаемых продукции и услуг.

Используя инновации, предприятие снижает издержки, наращивает объемы производства, завоевывает рынки сбыта, увеличивает массу прибыли, способствует повышению эффективности предпринимательства и развитию национальной экономики.

ПРОИЗВОДСТВЕННОЕПЛАНИРОВАНИЕ.

Планирование хозяйственной деятельности предприятия имеет целью обеспечить в каждом периоде времени достижение поставленных целей. В основе планирования лежат оценки перспектив развития предприятия в вероятностных условиях конъюнктуры рынка. Такие оценки являются результатом прогнозирования деятельности предприятия. Поэтому главная задача прогнозирования состоит в установлении тенденций изменения факторов, определяющих конъюнктуру рынка. Конъюнктура же, как известно, характеризуется соотношением спроса и предложения, уровнем цен будущего периода, возможностями потенциальных источников ресурсов. Для конкретного предприятия важен также предполагаемый портфель заказов, определяющий рыночные позиции предприятия. Обоснованный прогноз считается источником эффективной деятельности предприятия, хотя и не может быть ее гарантом в силу вероятностного характера любого предвидения.

Планирование включает разработку плана действий и последующую его корректировку при необходимости в процессе реализации. При этом в плане отражаются период времени, содержание действий, их последовательность, объемы, сроки, методы осуществления, ресурсное обеспечение.

Поскольку предпринимательская деятельность в интересах наиболее эффективного использования привлекаемых ресурсов осуществляется непрерывно, а всякое действие требует осмысления и, следовательно, планирования, непреложным выводом становится необходимость постоянного процесса планирования не только на всех этапах производственного цикла, но и на всех этапах рассмотренного ранее хозяйственного процесса (снабжение-производство-сбыт).

План всегда нацелен в будущее, и требуется допустить

определенную периодизацию этого будущего. С таких позиций выделяют

понятие стратегических, долгосрочных, текущих и оперативных планов.

Стратегический план включает положения наиболее общего характера, принципиальные решения, формирующие возможность определения места предприятия и его продукции в рыночном пространстве. Это может касаться производства принципиально новой продукции, что влечет за собой создание соответствующего сегмента рынка, либо политики предприятия по изменению своей доли участия в существующем сегменте. Это может относиться к развитию технологической среды, когда для разработки и внедрения новых технологий требуются фундаментальные исследования, Стратегические планы могут касаться проблем конкуренции. В этом случае принимаются решения о наступательных действиях путем снижения затрат на производство и соответствующего изменения цен на продукцию либо об оборонительных действиях, состоящих в адекватной реакции на активность конкурентов. Как видим, разработка стратегических планов относится к компетенции и задачам высших уровней управления предприятий. Круг ответственных лиц весьма ограничен. Стратегическое планирование можно определить как выработку линии поведения, образа действий по достижению стратегических целей предприятия. Поэтому у стратегических планов может и не быть определенных границ во времени. При этом оценке подлежат возможности окупаемости затрат в принципе. В основе стратегических решений должна лежать критическая оценка возможностей предприятия, его сильных и слабых сторон, учет влияния на предприятие различных факторов внешней среды, как прямых, так и косвенных.

Долгосрочный план направлен на претворение в жизнь стратегических установок. В нем проявляются достаточно определенные экономические обоснования, формируются позиции номенклатуры продукции, укрупненно оцениваются сроки выполнения позиций плана, необходимые объемы ресурсов. В плане должен быть установлен вероятный уровень прибыли, который сопоставляется со средними показателями, свойственными данной сфере предпринимательской деятельности. Долгосрочное планирование представляет собой деятельность руководства предприятия по установлению требуемых изменений в деятельности в течение длительного периода с учетом сложившегося положения и тенденций развития производительности труда, уровня издержек, объемов продаж и т.п. Наиболее распространенным периодом долгосрочного планирования считается срок до 3-5 лет. Следует, конечно, учитывать динамику экономической жизни страны, развития науки и техники, изменения потребностей населения, особенности сферы деятельности. Например, позиции автомобилестроительного завода и швейной фабрики в вопросах долгосрочного планирования не могут считаться равнозначными, и периоды их долгосрочного планирования будут разными.

Достижение требуемых результатов, предусмотренных долгосрочными планами, возлагается на достаточно ограниченный круг ответственных лиц, поскольку речь идет лишь о подготовке производственного процесса, а не о его непосредственном осуществлении. Такой план имеет в значительной мере описательный характер. Однако в отличие от стратегического планирования число участников расширяется за счет руководителей разработок по отдельным этапам и видам работ.

Весьма достаточное своеобразие обнаруживается в проблемах долгосрочного планирования деятельности торговых организаций. Прогнозы товарооборота во многих случаях связаны с сезонными характеристиками спроса, с изменениями демографических параметров населения. Периоды долгосрочного планирования определяются параметрами товаров.

Текущий план предусматривает конкретные установки, обеспечивающие выполнение предприятием поступивших заказов. Эта задача требует своевременной поставки ресурсов и технологически обоснованного включения их в производственный процесс. Обычными периодами текущего планирования, осуществляемого на предприятии руководителями разных уровней управления, являются год, квартал, месяц. В планах устанавливается не только номенклатура продукции, но и ассортиментный состав каждой группы продукции, определяются плановые затраты по видам продукции. Сроки исполнения заданий получают четко выраженный характер, также как и состав исполнителей по всем направлениям заданий. В текущем плане отражается взаимодействие подразделений предприятия в соответствии с его производственной структурой. Такой план позволяет осуществлять систематический, вплоть до ежедневного, контроль за ходом производственного процесса. Состав исполнителей значительно расширяется, в него включаются руководители на всех уровнях управления производством.

Оперативный план, как это следует из определения, направлен на осуществление отдельных хозяйственных действий, операций, которые в процессе производства продукции сопровождаются использованием средств труда и переработкой предметов труда с приданием им новых свойств. На основании этих планов производственные задания доводятся до каждого рабочего места, достигается детализация заданий по месту и времени исполнения. Оперативное планирование заключается, таким образом, в выработке заданий, обеспечивающих регулирование хода производства и ритмичное функционирование всех рабочих мест. Глубина оперативного планирования может измеряться сменой, неделей, месяцем. В отдельных случаях может быть необходимым установление заданий по часам рабочего времени. Необходимым компонентом такого планирования является своевременное обеспечение каждого рабочего места требуемыми ресурсами для исключения потерь в результате простоев. Оперативный план отражает, по существу, картину движения потребляемых в производстве ресурсов и создаваемого в результате этого продукта.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: