Формы уроков

I. Для начала любой работы с учеником необходимо определение индивидуальных особенностей ученика; его комплекса способностей:

а) особенности психики, личности, характера, возраста;

б) интересы, склонности, волевые и рабочие качества;

в) степень обученности и интеллектуально-музыкального развития;

г) анализировать физиологические и нервно-психические реакции — подвижность, возбуждение, торможение, координация;

д) качество и уровень музыкальных способностей;

е) позитивные качества и задатки, требующие развития.

II. Текущее и перспективное планирование.

Индивидуальный план — это «диагноз» и «прогноз». Методика формирования репертуара строится с учетом:

а) ответственных концертов, экзаменов, конкурсов;

б) классных вечеров для родителей;

в) постепенного развития ученика;

г) интенсивного развития (с 1-2 произведениями более сложными);

д) подбор «целевых программ» с целью подготовки к исполнению, например «Экспромта» Сонаты Бетховена;

е) подбор «репертуарных цепочек» для развития определённого технического или исполнительского навыка на аналогичном по фактуре репертуаре, например, Черни-Гермер, этюд № 1, I ч.; № 1, II ч.; № 5, 299; № 1, 740 и т.д.

ж) обязательное стилистическое и жанровое разнообразие репертуара;

з) «эскизное разучивание» нескольких пьес для расширения кругозора и исполнительского опыта;

и) поощрять самостоятельное разучивание произведений учеником – как главную цель музыкального образования.

III. Методика проведения урока.

1. Индивидуальный подход к выбору методики и форм урока для каждого ученика в зависимости от его восприятия, темперамента, способностей и возраста.

2. Подготовка к уроку:

а) проигрывание, анализ редакций, расстановка аппликатуры, педали, необходимых лиг, цезур, дополнительных динамических оттенков, перераспределение рук (для маленьких рук), обнаружение опечаток, дополнение ремарок, перевод всех терминов;

б) определение этапа работы над произведениями, в связи с этим, задач урока и его структуры, определение времени на каждый вид работы, определение главной «центральной» темы урока;

в) готовность к «импровизации» в построении урока (метод «обратной связи» с учеником);

г) выбор ярких ассоциаций, «ключевых» понятий — «слово-экстракт» (словесные пояснения, подбор стихов, аналогичной музыки);

д) выбор формы урока: диалоги, наведение, диспут и т.д.

е) характера общения с учеником, формы воздействия на ученика, темпа урока.

IV. Формы уроков:

а) «комплексные» — включают в себя несколько видов музицирования, где исполняются разные произведения с постановкой разных задач, на различных этапах освоения произведения (разбор, чтение, проигрывание целиком, ансамбль и т.д.), уместны особенно с детьми младшего возраста;

б) «тематический» урок — это урок, где педагог выявляет на разнообразном материале одну проблему и на нее направляет внимание и работу ученика;

в) «уроки — восхищения»;

г) «урок — «самоанализ» («Если бы я был педагогом»);

д) «урок — «демонстрация» способа «Как я буду работать дома»;

е) «урок — дискуссия»;

ж) «зашифрованное письмо» (Гайдна, Моцарта) и т.д.

Разная интенсивность урока со старшими и младшими учащимися. Обязательно чередование моментов напряжения с моментами разгрузки внимания. (шутка, «лирическое» отступление в стихи, в сказку, интересная «идиома» на движение руки или пальца и т.д.)

Важно, чтобы нотный текст был осознан как источник фиксированных слуховых и моторно-двигательных представлений.

Необходимо выбирать запоминающиеся, творческие формы общения; яркость, свежесть изложения, точность заданий.

V. Примерная схема-модель урока:

— проверка домашней работы (целиком, выборочно);

— объяснение новой проблемы, вытекающей из ранее выученного материала;

— объяснение правил для усвоения нового навыка;

— показ-демонстрация и работа под контролем преподавателя;

— домашнее задание.

VI. Виды педагогического воздействия:

а) показ — целиком, — фрагмента, голоса, приема;

б) показ— положительный и «отрицательный» (для младших школьников более эффективен положительный показ!);

в) словесные пояснения (ассоциации, сопоставления);

г) прием наводящих вопросов («Что получилось?») «Что бы ты хотел исправить?», «Что ты здесь чувтвуешь?» и т.д.;

д) эмоциональное воздействие (пение, дирижирование, мимика, голос—интонация); артистический, сценический показ;

е) тактильное воздействие на руку, на движение ученика.

Педагогу важно научиться применять с каждым учеником гибкое сочетание различных методов, как наиболее подходящих этому ученику, так и дающим эффективные результаты.

— Роль оценки, поощрения («порицания») очень важна в младших классах! Оценку обязательно выставлять в дневник, да ещё и красным цветом. Эффективно действует приём «оценка за каждый вид работы на уроке» и за «каждое произведение».

Конечная цель урока: ученик обогатил свои знания и умения, получил ясное представление того, «что» и «как» он будет делать дома, получил «эмоциональный заряд» к работе.

Студентам дается план анализа урока для последующих посещений и подготовки собственного урока.

1. Содержание урока (материал, репертуар).

2. Задачи урока. Соответствие их возрасту и этапу освоения произведения.

3. Реакция ученика на задания педагога. Уровень его восприятия.

4. Уровень технического и музыкального развития ученика.

5. Характер речи педагога. Сочетание рационального и эмоционального воздействия.

6. Характер показа за инструментом.

7. Аргументированность предлагаемых способов решения. Качество показа на инструменте.

8. Эффективность работы на уроке (результативность).

9. Характеристика технологической работы: упражнения, проблемы ритма, артикуляции, динамики и т.д.

10. Тонус, темп урока, эстетическая ценность урока для ученика и др. вопросы.

Студенты представляют конспект-анализ 1-2 уроков.

Литература: А. Мндоянц Очерки о фортепианном исполнительстве и педагогике М., 2005г.

Щапов А. Фортепианный урок в музыкальной школе и училище. М., 1947.

Фейгин М. Индивидуальность ученика и искусство педагога. М., 1975.

Савшинский С. Детская педагогика (в сб. «Вопросы фортепианной педагогики, вып. 4. М., 1976).

Милич Б. Воспитание ученика-пианиста. Киев, 1979.

Савшинский С.И. Режим и гигиена работы пианиста. Л., 1963.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: