Вопрос 1.2 Концептуальные основы управления персоналом

Менеджмент персонала предполагает согласованные действия всех сотрудников и выполняет функции, свойственные кадровому потенциалу всей организации.

Как наука, управление персоналом, включает в себя все достижения из таких областей знаний, как развитие трудовых ресурсов, конфликтология, лидерство, психология личности, организация труда.

Предметом научных исследований являются трудовые отношения и поведение человека в организации. Такие исследования проводятся на уровнях:

– управленческих процессов;

– организаций (предприятий) как систем;

– самого человека как личности.

В соответствии с этими уровнями наука управления персоналом включает три группы областей знаний:

Управление персоналом Область знаний
Уровень процессов Коммуникационные процессы. Социальные конфликты. Пути оптимизации управленческих отношений. Мотивация и контроль. Сотрудники как члены группы.
Уровень организации Предприятие как сложная открытая технико-технологическая, экологическая, информационная и финансовая система. Предприятие как социальная система. Правовые условия работы.
Уровень человека Структура качеств и способностей личности. Значение для человека результатов его работы, особенно во взаимосвязи и сравнении с работой других людей. Человек и организация. Человек и менеджмент.

Глобальная цель управления персоналом состоит в формировании, развитии и реализации с наибольшей эффективностью кадрового потенциала организации.

Для достижения этой основной цели реализуется ряд локальных целей. Это цели – средства. Дерево целей включает уровни:

1 Стабилизация кадрового потенциала:

1.1 Удовлетворение в кадрах, подбор, расстановка, продвижение.

1.2 Координирование поведения кадров, текучесть, дисциплина, ответственность.

1.3 Адаптация новых кадров, обеспечение занятости и сохранения рабочих мест.

2 Обучение персонала:

2.1 Обеспечение непрерывного обновления знаний.

2.2 Повышение квалификации: курсы, семинары, ВУЗы, аспирантура.

2.3 Формирование рационального стиля управления.

3 Развитие кадрового потенциала:

3.1 Повышение качества оценки кадров, лизинг персонала, развитие стиля лидерства.

3.2 Совершенствование условий труда, самообучение персонала.

3.3 Формирование кадрового резерва, маркетинг персонала.

Целевые концепции предприятием включают:

1 материальные цели (производство продукции, товаров, изделий, услуг);

2 цели обеспечения успеха (технология реализации товара или предоставления услуг, создание фирменного стиля управления);

3 цели обеспечения ликвидности предприятия.

Особенность целей менеджмента, прежде всего, управления персоналом, состоит в том, чтобы учитывать не только целевые концепции организации (организационные цели), но и индивидуальные цели сотрудников.

Цели и задачи управления производственным персоналом:

– разработка и реализация кадровой политики и принципов хозяйственной деятельности;

– разработка штатного расписания в соответствии со стратегией организации и её структурой;

– разработка профессионально-квалификационных требований (профессиограмм, моделей должностей);

– обеспечение рабочих мест специалистами, побор и отбор персонала;

– регулирование персонала, ротация, назначение, выдвижение, аттестация, выборы, перемещение;

– оценка персонала, социально-психологическая диагностика, тестирование;

– анализ и координация межличностных и внутригрупповых взаимоотношений, профилактика социальных и хозяйственных конфликтов, предупреждение нежелательных стрессов;

– формирование резерва персонала, лизинг персонала, прогнозирование развития персонала, планирование деловой карьеры внутри организации, анализ потребности в персонале;

– управление занятостью;

– профессиональная и организационная адаптация персонала;

– регулирование трудовых отношений, требований психофизиологии, этики, эстетики, экономики труда;

– подготовка и переподготовка персонала.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: