Менеджмент персонала предполагает согласованные действия всех сотрудников и выполняет функции, свойственные кадровому потенциалу всей организации.
Как наука, управление персоналом, включает в себя все достижения из таких областей знаний, как развитие трудовых ресурсов, конфликтология, лидерство, психология личности, организация труда.
Предметом научных исследований являются трудовые отношения и поведение человека в организации. Такие исследования проводятся на уровнях:
– управленческих процессов;
– организаций (предприятий) как систем;
– самого человека как личности.
В соответствии с этими уровнями наука управления персоналом включает три группы областей знаний:
Управление персоналом | Область знаний |
Уровень процессов | Коммуникационные процессы. Социальные конфликты. Пути оптимизации управленческих отношений. Мотивация и контроль. Сотрудники как члены группы. |
Уровень организации | Предприятие как сложная открытая технико-технологическая, экологическая, информационная и финансовая система. Предприятие как социальная система. Правовые условия работы. |
Уровень человека | Структура качеств и способностей личности. Значение для человека результатов его работы, особенно во взаимосвязи и сравнении с работой других людей. Человек и организация. Человек и менеджмент. |
Глобальная цель управления персоналом состоит в формировании, развитии и реализации с наибольшей эффективностью кадрового потенциала организации.
|
|
Для достижения этой основной цели реализуется ряд локальных целей. Это цели – средства. Дерево целей включает уровни:
1 Стабилизация кадрового потенциала:
1.1 Удовлетворение в кадрах, подбор, расстановка, продвижение.
1.2 Координирование поведения кадров, текучесть, дисциплина, ответственность.
1.3 Адаптация новых кадров, обеспечение занятости и сохранения рабочих мест.
2 Обучение персонала:
2.1 Обеспечение непрерывного обновления знаний.
2.2 Повышение квалификации: курсы, семинары, ВУЗы, аспирантура.
2.3 Формирование рационального стиля управления.
3 Развитие кадрового потенциала:
3.1 Повышение качества оценки кадров, лизинг персонала, развитие стиля лидерства.
3.2 Совершенствование условий труда, самообучение персонала.
3.3 Формирование кадрового резерва, маркетинг персонала.
Целевые концепции предприятием включают:
1 материальные цели (производство продукции, товаров, изделий, услуг);
2 цели обеспечения успеха (технология реализации товара или предоставления услуг, создание фирменного стиля управления);
3 цели обеспечения ликвидности предприятия.
Особенность целей менеджмента, прежде всего, управления персоналом, состоит в том, чтобы учитывать не только целевые концепции организации (организационные цели), но и индивидуальные цели сотрудников.
|
|
Цели и задачи управления производственным персоналом:
– разработка и реализация кадровой политики и принципов хозяйственной деятельности;
– разработка штатного расписания в соответствии со стратегией организации и её структурой;
– разработка профессионально-квалификационных требований (профессиограмм, моделей должностей);
– обеспечение рабочих мест специалистами, побор и отбор персонала;
– регулирование персонала, ротация, назначение, выдвижение, аттестация, выборы, перемещение;
– оценка персонала, социально-психологическая диагностика, тестирование;
– анализ и координация межличностных и внутригрупповых взаимоотношений, профилактика социальных и хозяйственных конфликтов, предупреждение нежелательных стрессов;
– формирование резерва персонала, лизинг персонала, прогнозирование развития персонала, планирование деловой карьеры внутри организации, анализ потребности в персонале;
– управление занятостью;
– профессиональная и организационная адаптация персонала;
– регулирование трудовых отношений, требований психофизиологии, этики, эстетики, экономики труда;
– подготовка и переподготовка персонала.