Социальное управление

Общество и любая его часть (организация, социальный институт и т.п.) представ­ляют собой динамично развивающуюся, целостную и управляемую систему. Американский экономист и социолог П. Дракер утверждает: «Управление - это особый вид деятельности, превращающий неорга­низованную толпу в эффективную целенаправленную и производи­тельную группу».

Определение: Социальное управле­ние – это систематическое воздейст­вие субъекта управления (управляющей подсистемы) на социальный объект (управляемую подсистему), в качестве каковой может вы­ступать общество в целом и его отдельные сферы: экономика, по­литика, социальная и духовная сферы или звенья с тем, чтобы обеспечить сохранение их качественной специфики и целостности, их нормальное функцио­нирование, совершенствование и развитие, успешное движение сис­темы к заданной цели.

Сущность социологического подхода к управлению заклю­чается в выделении шести взаимосвязанных его компонентов:

1) Деятельность органов управления включает в себя ком­плекс подбора, подготовки, переподготовки, расстановки кадров, их продвижения по служебной лестнице.

2) Целенаправленное управленческое воздействие на управляе­мый объект, включающее целеполагание (социальное проектирование и планирование, регулирование и т.п.) и целедостижение.

3) Социальная самоорганизация, представляющая собой сово­купность спонтанных процессов внутригруппового регулирования.

4) Система управленческих решений (определенных команд), направленных на обеспечение целостности и устойчивое развитие управляемой системы, повышение ее качественных параметров и эф­фективности ее функционирования, обеспечение адаптируемости к условиям окружающей социальной среды.

5) Анализ и контроль функционирования управляемой подсис­темы.

6) Обеспечение деятельности управ­ляемой системы и всех ее компонентов, которые бы удерживали в допустимых пределах возможные отклонения в действиях отдельных индивидов и их групп.

Функции управления: 1) целеполагание; 2) адми­нистративная функция; 3) информационно-аналитическая функция; 4) социальная функция; 5) прогнозирование; 6) планирование; 7) мо­тивация деятельности; 8) корректирование деятельности; 9) удержа­ние возможных отклонений в определенных пределах; 10) обеспече­ние компетентности и дисциплины сотрудников; 11) осуществление контроля деятельности и.выпускаемой продукции; 12) создание бла­гоприятного климата в коллективе; 13) обеспечение целостности управляемого объекта; 14) повышение качества и эффективности-служебной деятельности.

Опираясь на эти выводы, М. Вебер разработал «идеальный тип» административного управления, обозначенный им термином «теория бюрократии». В соответствии с этой теорией управленческая деятельность для достижения стоящих перед организацией целей и задач расчленяется на ряд операций, что предполагает строгое, фор­мальное определение задач этой организации.

Р. Блейк и Дж. Мутон сконструировали широко известную «управленческую решетку». В ней выделяется пять основных стилей управления:

1) Жесткий стиль управления, при котором производственный результат - все, а человек, его интересы, потребности - ничто.

2) Противоположная модель управленческих действий ставит во главу угла внимание к человеку, его запросам, интересам, потребностям, но приводит к низкой эффективности производства.

3) Иной стиль управленческого поведения проявляется в том, что управляющий прикладывает минимум усилий для • достижения производственных результатов, да и особой заботы о своих сотрудни­ках не проявляет.

4) Управляющий четвертого типа стремится к надежному сред­нему уровню в производстве или к небольшому, но стабильному превышению этого уровня.

5) Пятая управленческая модель (так называемое «групповое управление») приводит к тому, что высокие производственные результаты достигаются при максимальном учете интересов и потребностей работников.

Необходимость построения теоретиче­ских моделей управления в таких системах привела к разработке Н. Месаровичем, Д. Мако и И. Такохарой теории иерархических мно­гоуровневых систем. Они выделили управляющие системы трех уровней: I) одноуровневые одноцелевые; 2) одноуровневые многоце­левые; 3) многоуровневые многоцелевые. В таких системах существуют, дополняя и усиливая друг друга, горизонтальные и вер­тикальные дифференциации управленческой деятельности, а сами эти системы функционируют на крупных предприятиях


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: