Государственный образовательный стандарт. Юношество должно получать

Юношество должно получать

образование не кажущееся, а истинное,

не поверхностное, а основательное.

Я.А. Коменский

В Российской Федерации установлены Государственные образовательные стандарты, которые включают федеральный и региональный (национально-региональный) компоненты, а также компонент образовательного учреждения. Основным документом, регламентирующим образовательные процессы в нашей стране, является Закон Российской Федерации «Об образовании», принятый в 1992 г., измененный и дополненный в 1996 г. Он содержит 58 статей, отражающих государственную политику в области образования.

В ст. 7 данного закона указано, что Российская Федерация в лице федеральных органов государственной власти в пределах их компетенции устанавливает федеральные компоненты Государственных образовательных стандартов, определяющие в обязательном порядке обязательный минимум содержания основных образовательных программ, максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, требования к уровню подготовки выпускников.

Национально-региональный компонент отражает национально-региональные подходы к уровню качества и содержанию образования и представляет собой совокупность нормативных документов, которые разрабатываются и утверждаются на региональном уровне. К ним относятся рабочая учебно-программная документация, контрольные задания и тесты для оценки качества подготовки учащихся школ и учреждений начального профессионального образования. Данные нормативные документы действуют только на территории конкретного региона.

Государственные образовательные стандарты разрабатываются и уточняются на конкурсной основе не реже одного раза в десять лет. Конкурс объявляется Правительством РФ. Данные стандарты являются основой объективной оценки уровня образования и квалификации выпускников независимо от формы получения образования.

В соответствии с Законом РФ «Об образовании» установлены следующие уровни образования (образовательные цензы): основное общее образование, среднее (полное) общее

С.51

образование, начальное профессиональное образование, среднее профессиональное образование, высшее профессиональное образование, послевузовское профессиональное образование.

Государственный стандарт профессионального образования включает в себя общие требования к системе образования, его структуре, к основным образовательным программам, условия их реализации, классификатор направлений и специальностей. Образовательный стандарт является базовым нормативным документом, который определяет структуру и содержание образования независимо от форм получения образования. Государственный стандарт профессионального образования является примером сквозного, комплексного решения, которое определяет функционирование и развитие профессионального образования в России. Понятие государственного стандарта профессионального образования может быть раскрыто наиболее полно, если рассматривать его внешние и внутренние связи.

Внешние связи проявляются через его место в системе социально-экономических отношений, при этом стандарт выступает как метаязык взаимодействующих в этой сфере субъектов. Внутренние связи проявляются через рассмотрение стандарта как самостоятельной подсистемы, имеющей собственную структуру и взаимодействия (С.Я. Батышев).

Образовательными стандартами не являются ни учебные программы, ни учебники или пособия, как это иногда считают, однако программы и пособия должны разрабатываться в соответствии с государственными стандартами.

В настоящее время разрабатываются государственные образо­вательные стандарты третьего поколения на основе компетентностного подхода.

Базисный учебный план — это нормативная база для создания общеобразовательными учреждениями РФ рабочих учебных планов с учетом специфики и условий функционирования этих учреждений. Базисный учебный план определяет максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, состав образовательных областей и учебных предметов, распределяет учебное время, отводимое на усвоение содержания образования по классам (группам), образовательным областям и учебным предметам с опорой на опыт, практику и традиции отечественной и мировой школы.

Базисный учебный план является механизмом разграничения полномочий и ответственности образовательного учреждения, федеральных и региональных органов управления по отбору содержания образования за счет разделения содержания на федеральный, национально-региональный, школьный и ученический компоненты (А.В. Хуторской).

Федеральный компонент обеспечивает единство образовательного пространства в стране и является инвариантной частью

С.52

содержания общего среднего образования, включая учебные курсы общекультурного и общенационального значения.

Национально-региональный компонент отвечает потребностям и интересам в области образования народов нашей страны и позволяет организовать занятия, направленные на изучение национального (родного) языка, а также природных, экономических и социокультурных особенностей региона.

Школьный компонент позволяет более полно учесть условия конкретного образовательного учреждения, обеспечить вариативность и личностную ориентацию образования.

Ученический компонент введен для регламентации индивидуальной работы с учащимися, занятий поискового и активно-двигательного характера, позволяющих углубить индивидуализацию учебно-воспитательного процесса.

С 1 сентября 2008 г. образовательные учреждения всех уровней должны начать учиться по государственному образовательному стандарту нового поколения, в котором останутся только федеральная часть (единая для всех) и вариативная (образовательное учреждение имеет право наполнять ее курсами по своему усмотрению). В нем прописано не только количество учебных часов, но и условия, в которых будет осуществляться обучение. Основным отличием стандарта нового поколения является компетентностный подход.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: