Хорошо все то, что
в согласии с природой.
Сенека
Временные границы Античного мира огромны — от III тысячелетия до н. э. и до V в. н. э. Территориально Античный мир на разных ступенях своего развития охватывал земли от Атлантического океана до Египта, Средней Азии и Индии.
Воспитание и обучение в Греции (Элладе) юношества в IX — VII вв. до н. э. отражены в эпических поэмах «Илиада» и «Одиссея» Гомера. В то время гомеровская Греция еще не знала школьных форм обучения. В воспитательной практике руководствовались образом совершенного человека, личности, развитой умственно, нравственно и физически. Герои Гомера воспитывались домашними учителями, наставниками, как правило, старцами; владели яркой и образной речью, знали мифы, деяния богов и предков, историю своего рода, пели и играли на музыкальных инструментах, читали письменные послания. Гомер описывал идеального героя как «способного мыслить, мудрого». Идеал нравственного воспитания художественно раскрыт Гомером, его герой — «славный в потомках», «действующий, как заведено по обычаю», «справедливый», «верный», «надежный». Цель воспитания, по Гомеру, — достичь славы, превзойти в доблести отца.
|
|
На рубеже VIII — VII вв. до н.э. традиционное древнегреческое воспитание нашло отражение в поэме «Труды и дни» Гесиода, в которой в художественной форме изложены правила житейской мудрости, приведены назидания юношеству. Ведущим мотивом поэмы является мысль о трудовой деятельности как о важнейшем условии жизни человека. При этом физический труд оценивался как проклятие, которое витает над человеком. В отличие от Гомера, Гесиод рассматривал вопросы воспитания «низких» слоев общества.
Важный этап развития, воспитания и обучения в Древней Элладе связан с культурой городов-полисов (государств) в VI — IV вв. до н.э., с тем временем, когда просвещению отводилось особое место в обществе. Государство начинало брать на себя обучение имущих и свободных граждан. Образованность считалась необходимым и неотъемлемым свойством достойного гражданина полиса. Если хотели нелестно отозваться о человеке, то говорили: «Он не умеет ни читать, ни плавать». Отсутствие возможности получить образование рассматривалось как одно из наихудших зол. Города-полисы зачастую не прерывали учебу юных граждан даже во время войн.
С.130
Среди городов-полисов Эллады особо выделялись республиканские Афины и авторитарная Спарта, в каждом из них существовали свои принципы воспитания и обучения.
Спартанская система воспитания. Главной целью спартанского воспитания была подготовка мужественных и преданных государству людей, членов военной общины. До семи лет дети воспитывались в семье на попечении нянек-кормилиц. Затем полис брал на себя их воспитание и обучение. Сроки такого воспитания были весьма продолжительными и делились на три этапа: с 7 до 15 лет, с 15 до 20, с 20 до 30 лет.
|
|
С семи лет дети поступали под начало воспитателя-пайдонома. Они вместе жили, учились, приобретали минимальные навыки чтения и письма.
Большое внимание уделялось физической подготовке, закаливанию организма. В любое время года верхней одеждой воспитанникам служил тонкий плащ, они ходили босиком, спали на тонких соломенных подстилках. Их приучали к немногословию. Любой намек на красноречие презирался. Были распространены телесные наказания.
В четырнадцать лет мальчиков посвящали в эйрены — члены общины, имевшие определенные гражданские права. Во время инициации подростка подвергали болезненным испытаниям, в частности публичной порке. К минимальному обучению грамоте добавляли музыку и пение. Приемы воспитания были от года к году все суровее. Подростки должны были сами добывать пищу.
К двадцати годам эйрен получал полное вооружение воина и затем еще в течение десяти лет постепенно приобретал статус полноправного члена военной общины. Все это время не прекращались военная подготовка, воспитание немногословного, без дурных наклонностей воина. К порокам не относили, например, ничем не ограниченную половую жизнь. Зато резко осуждалось и пресекалось пьянство.
Воспитание девочек и девушек мало отличалось от мужского. Оно состояло по преимуществу из физических и военных упражнений с диском, копьем, дротиком, мечом.
Весьма в небольшом объеме давалась общеобразовательная подготовка. Таким же вольным, как у юношей, было сексуальное поведение.
Воспитательная система Спарты в итоге оказалась весьма скудной. Гипертрофированная военная подготовка, фактическое невежество молодого поколения — так выглядел результат одного из первых в истории опытов государственного воспитания.
Педагогический опыт Спарты оказался не полностью забыт. Традиции физического воспитания, закаливания организма имели подражание в последующие эпохи.
С.131
Афинская система воспитания. Иначе, чем в Спарте, строилось воспитание и обучение в Афинах. Идеал пайдейи (воспитанности) сводился к многозначному понятию — совокупности добродетелей. Практически в Афинах была провозглашена идея всестороннего формирования личности с развитым интеллектом и культурой тела. Если у спартанцев воспитание пронизывала идея жестокости, то у афинян — идея личной независимости.
Организованное обучение и воспитание основывалось на принципе соревнования (агонистика). Дети, подростки, юноши постоянно соревновались в гимнастике, танцах, музыке, риторике, самоутверждаясь и оттачивая свои лучшие качества.
Все афиняне получали домашнее воспитание. После семи лет мальчики, дети свободных граждан, имели возможность учиться в частных учебных заведениях. Начальное образование давали мусические школы и палестры (гимнастические школы). Обычно учащиеся посещали одновременно оба типа учебных заведений.
Мусическая школа — для детей 7—16 лет — давала литературное и музыкальное образование с элементами научных знаний. Основой программы служили поэмы Гомера. В гимнастических школах — для детей 12— 16 лет — занимались развитием культуры тела.
Для завершивших пребывание в мусической и гимнастической школах следующей ступенью образования могло стать общественное учреждение — гимнасия (академия, ликей, киносарг).
В гимнасиях (для юношей 16— 18 лет) акцент делался на физическом воспитании. Одновременно оттачивались и умственные способности.
В гимнасиях постоянно выступали популярные в то время политики и философы.
|
|
Вершиной воспитания и образования считалось пребывание 18 —20-летних юношей в эфебии — общественном учреждении, где учили военному делу.
К концу IV в. до н. э. возникли два типа высших школ: риторические школы, в которых осуществлялась подготовка ораторов, изучались точные и естественные науки, и философские школы, в которых обсуждались мировоззренческие проблемы.
Для девочек и девушек афинская традиция предусматривала исключительно домашнее воспитание. В семье они получали элементарные навыки чтения и письма, музыкальную подготовку.
Заметным неформальным средством воспитания афинских граждан была общественная жизнь, в частности театр.
С.132