double arrow

Глава 4. Воспитательный процесс. Условия его эффективности


ВОСПИТАНИЕ В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Воспитательный процесс. Условия его эффективности

Я осуждаю всякое насилие

при воспитании.

М. Монтень

В практике процессы обучения и воспитания неотделимы друг от друга и осуществляются в тесном единстве, но каждый из них имеет свою специфику.

Воспитательный процесс — специально организованный и целевой педагогический процесс, который направлен на формирование сознания и поведения человека. Сущность воспитательного процесса отражает внутренние связи и отношения, характерные для данного процесса и проявляющиеся в определенных закономерностях и тенденциях.

Обратимся к истории данного вопроса. Так, П.П. Блонский основной функцией воспитания как целостного педагогического процесса считал стимулирование развития личности. По мнению С.Т. Шацкого, главным в воспитательном процессе является единство «метода, программы и организации» педагогической деятельности. Теоретические взгляды А.С. Макаренко на воспитательный процесс пронизаны гуманистическими идеями, в основе которых лежит сочетание влияний коллектива и развития активности личности, ее гражданских качеств, ответственности, сознательной дисциплины и чувства долга. Основной задачей воспитательного процесса, по мнению В.А. Сухомлинского, является целостный подход к всестороннему развитию личности, формированию у нее гражданской направленности и нравственных качеств.




Структура воспитательного процесса представляет собой взаимосвязь основных элементов: целей и содержания, методов и средств, а также достигнутых результатов. Движущие силы и логика воспитательного процесса определяются его фундаментальными,

С.124

основополагающими характеристиками: диалектичностью, противоречивостью, целенаправленностью, систематичностью, вариативностью, оптимистичностью (Л.И. Маленкова).

Воспитание является одним из видов деятельности по преобразованию человека или группы людей. Это — практико-преобразующая деятельность, направленная на изменение психического состояния, мировоззрения и сознания, знания и способа деятельности, личности и ценностных ориентации воспитуемого.

Свою специфику воспитание обнаруживает в определении цели и позиции воспитателя по отношению к воспитаннику. При этом воспитатель учитывает единство природной, генетической, психологической и социальной сути воспитуемого, а также его возраст и условия жизни.

Как показывает практика, функция воспитательного воздействия может реализовываться разными способами, на различных уровнях, с множественными целями. Например, сам человек может целенаправленно оказывать на себя воспитательное влияние, управляя своим психологическим состоянием, поведением и активностью.



В таком случае можно говорить о самовоспитании. При этом от позиции человека в отношении себя (кем бы он хотел быть в настоящем и стать в будущем) зависит выбор воспитательной цели и способов ее достижения.

Воспитание является многофакторным процессом. На него оказывают влияние следующие факторы: природная среда, жизненный мир и иерархия общественных ценностей, семья, школа и вуз, детские и молодежные организации, повседневная и профессиональная деятельность, искусство и средства массовой информации. Среди многообразия воспитательных факторов выделяют объективные и субъективные.

К группе объективных факторов относятся:

- генетическая наследственность и состояние здоровья человека;

- социальная и культурная принадлежность семьи, оказывающая влияние на непосредственное окружение человека;

- обстоятельства биографии;

- культурная традиция, профессиональный и социальный статус;

- особенности страны и исторической эпохи.

Группу субъективных факторов составляют:

- психические особенности, мировоззрение, ценностные ориентации, внутренние потребности и интересы как воспитателя, так и воспитуемого;

- система отношений с социумом;

С.125

- организованные воспитательные воздействия на человека со стороны отдельных людей, групп, объединений и всего сообщества (Н.В. Бордовская, А.А. Реан).

Повышение эффективности воспитательного процесса осуществляется различными путями: через реализацию новых подходов и принципов воспитания, проектирование новой системы воспитательных задач, совершенствование содержания воспитательного процесса в соответствии с требованиями современной социально-экономической ситуации, отбор организационных форм и методов воспитания, оптимизацию, реформирование и модернизацию воспитательного процесса.



Воспитательный процесс в современных условиях строится на основе реализации принципов гуманизации и гуманитаризации, демократизации и умеренного традиционализма, уважения и толерантности к человеку в сочетании с требовательностью к нему, что обусловлено требованиями модернизации российского образования.

Рассмотрим отношение к этому вопросу в советской педагогике.

Успешность воспитания, по мнению А.С. Макаренко, зависит от параллельного педагогического действия, т. е. от воздействия не на отдельную личность, а на коллектив в целом. В. А. Сухомлинский расценивал предрасположенность к воспитанию, готовность быть воспитуемым как важнейшее условие эффективности воспитательного процесса. Н.Ф. Харламов считал, что вос­питание — это эффект взаимной доброжелательности, взаимного доверия и уважения между учителем и учащимися.







Сейчас читают про: