Система воспитания в Древнем Риме

Лучше изучить лишнее, чем

ничего не изучить.

Сенека

Эллинские системы воспитания становились востребованными в других странах. Ближе других к ним подошла система воспитания в Древнем Риме.

Одним из главных аспектов воспитания в Древнем Риме было внимание к грамматике, литературе, риторике; преобладал грамматический идеал образования. Так, ко II в. до н.э. складывается классическая латинская литературная культура.

Ведущую роль играло домашнее воспитание. За воспитание детей глава семьи нес ответственность перед общиной. Мальчики под наблюдением отца до 16 лет изучали домашнюю и полевую работы, искусство владения оружием. В семьях римской знати господствовало домашнее обучение с приглашением учителей-греков. Эта традиция в большей или меньшей степени сохранялась на протяжении всей римской истории.

В период расцвета Римской империи приоритет получила государственная система воспитания. Из программы воспитания беспощадно исключались изящные искусства — музыка и пение. Элементарное образование давалось в тривиальных школах. Это были частные школы с неопределенным сроком обучения и различными программами. Нередко наряду с мальчиками учились и девочки.

В эпоху эллинизма и затем в период римской цивилизации сформировалась программа семи свободных искусств с делением на тривиум (грамматика, риторика, диалектика) и квадриум (арифметика, геометрия, астрономия, музыка). Тривиальные школы — это школы для всех детей, а квадриумы — школы для детей из более состоятельных семей, прошедших домашнее обучение. Школы повышенного типа — грамматические, в них обучались мальчики от 12 до 16 лет. Для молодежи аристократического происхождения существовали, как и в Греции, риторические школы. В обучении красноречию ценилась прежде всего внешняя эффектность, форма, а не содержание.

Педагогическая мысль Рима нашла отражение в сочинениях Цицерона (106 — 43 до н.э.), Сенеки (4 до н.э. — 65 н.э.), Квинтилиана (35 — 96), Плутарха (45—127).

Наиболее известным из римских педагогов был Марк Фобий Квинтилиан. Сохранившиеся фрагменты его сочинения «О воспитании оратора» позволяют судить об основных педагогических взглядах автора. В истории педагогики это одна из первых работ,

С.133

тесно связанная с практикой школы. Мыслитель считал, что дети свободных граждан имеют большие природные способности, тупость и неспособность среди них — редкое явление.

Ребенок должен воспитываться в школе, учителю следует подходить к каждому воспитаннику «осторожно» и «внимательно» («Ребенок — драгоценный сосуд»). Сам учитель должен быть образованным, любить детей, быть сдержанным, незаслуженно «не раздавать наград и наказаний», быть примером для учеников. Каждый учитель должен пройти все ступени обучения. Учитель школы повышенного типа должен иметь опыт работы в элементарной школе.

Квинтилиан придавал большое значение развитию речи ребенка с раннего возраста. Для этого он рекомендовал брать в дом мамок и нянек с хорошим произношением, подбирать товарищей для игр ребенка, внимательно следить за поведением окружающих ребенка детей и препятствовать общению с «дурными» товарищами.

Изучение языка и музыки, по Квинтилиану, способствует выработке хорошего произношения, улучшает стиль речи, делает ее более выразительной. В целях воспитания логического мышления, стройности и последовательности мысли он считал необходимым изучение математики (арифметики и геометрии). Обучение должно строиться с опорой на теоретические наставления, подражание и упражнения. Важно, чтобы основы знаний закладывались «прочно, основательно, не спеша».

Главной задачей образования Квинтилиан считал формирование свободного человека. Его известный труд «Наставление в ораторском искусстве» — один из главных источников изучения в современной ему системе римского образования. Он открыл в Риме свою риторскую школу, которая пользовалась широкой известностью и вскоре приобрела статус государственного учебного заведения.

В школе Квинтилиана основательность широкого общего образования сочеталась с глубоким изучением ораторского искусства. Мыслитель исповедовал принципы гуманистической ненасильственной педагогики. Он теоретически обосновал и применял в своей практике три метода обучения и воспитания: подражание, наставление и упражнение. По убеждению Квинтилиана, общественное (школьное) образование имеет больше достоинств по сравнению с индивидуальным (домашним).

Значительное влияние на развитие образования в Римской империи оказали мыслители, продолжавшие культурную традицию классической Греции. Блестящий оратор Цицерон разделял философские идеи стоиков, как и Сенека, критикуя формализм школьной системы, которая воспитывает «ум, но не душу». Сенека видел далеко идущие последствия такого подхода.

С.134

Историк Плутарх требовал с детства уважать в человеке личность: бить ребенка означало «поднимать руку на святыню».

Эпоха Рима, особенно в последний ее период, органично впитав философские взгляды древнегреческих мыслителей, породила свое представление о культуре. Культура стала ассоциироваться с признаками личного совершенства.

В этот период была разорвана связь между человеком и обществом, и человек почувствовал себя бесполезным из-за развала традиционных социальных и религиозных институтов, из-за неопределенности будущего. Философия стала прежде всего заниматься поиском образа жизни, освобождающего человека от внешнего угнетения, дающего внутренний душевный покой и делающего человека хозяином своей судьбы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: