Понятие о воспитательной системе

Самые большие нелепости в иной

принятой системе заменяют

самые разумные правила.

С. Буффлер

Воспитательная система как педагогический феномен изучается наукой с начала 1970-х гг. Сегодня создана целостная концепция воспитательной системы. Среди ее авторов — Л.И. Иванова, В.А. Караковский, А.М. Сидоркин, Н.Л. Селиванов и др. Они рассматривают воспитательную систему как особую педагогическую категорию.

Воспитательная системаэто комплекс воспитательных целей; людей, их реализующих в процессе целенаправленной деятельности; отношений, возникающих между ее участниками;

С.126

освоенная среда и управленческая деятельность по обеспечению жизнеспособности названной системы (Б.М. Бим-Бад). Различают также понятие системы воспитательной работы (она является подсистемой воспитательной системы). Данное понятие обозначает комплексность мероприятий, адекватных поставленной цели.

По типу организации выделяют авторитарные и гуманистические воспитательные системы.

Воспитательная система, согласно вышеприведенному определению, состоит из взаимосвязанных объектов и субъектов воспитания; воспитательных целей; отношений между участниками процесса воспитания; естественной и техногенной среды обитания; управления.

Компоненты воспитательной системы имеют строго определенный для каждого объекта порядок расположения относительно друг друга, образуя структуру системы. При этом существует иерархия компонентов, что определяет их соподчинительные взаимозависимые связи.

Место каждого компонента в структуре тесно связано с его функцией, целевым назначением, специфической ролью в действии и развитии системы. При этом выделяется системообразующий компонент, который в первую очередь определяет направленность действия механизма системы; его изменение переводит систему на новый уровень в ее развитии.

Воспитательная система характеризуется динамичностью, т. е. она возникает, развивается, эволюционирует и исчезает. Обычно выделяют две причины для возникновения воспитательной системы: объективную (социальный заказ) и субъективную (наличие субъекта — личности как генератора воспитательной системы и наличие объекта — воспитанников). Они же (вернее, их отсутствие) являются объективными факторами утраты воспитательной системы.

Воспитательные системы принадлежат к разряду социальных объектов. Специфика их состоит в том, что они всегда целенаправленны, динамичны, способны к саморегуляции, самоорганизации, т.е. могут за счет внутренних ресурсов изменять и совершенствовать свою структуру.

В качестве примера рассмотрим воспитательную систему образовательного учреждения. Она включает:

- комплекс воспитательных целей;

- общность людей, их реализующих;

- их деятельность, направленную на реализацию целей;

- сеть отношений, складывающихся между участниками этой деятельности;

- часть окружающей среды, которая освоена образовательным учреждением для реализации принятых целей;

С.127

управленческую деятельность по обеспечению жизнедеятельности воспитательной системы.

Воспитательная система включает прежде всего блок целей. Если их нет, то нет и воспитательной системы, т. е. важно думать не только о том, что и как делать, но и, о том во имя чего создавать воспитательную систему.

Процесс развития воспитательной системы идет неравномерно и требует непрерывной корректировки, что осуществляется путем управления извне и саморегуляции.

При этом следует руководствоваться принципом комплиментарности, суть которого заключается в умении сочетать порядок и беспорядок, яркие интересные дела и прозу жизни, серьезность и шутку, заботу и строгость, предоставление свободы действий и непререкаемый тон распоряжений.

Под воспитательной системой понимают учебно-воспитательный процесс (уровень учебного занятия, урока), воспитательную систему образовательного учреждения, а также воспитательную систему муниципального объединения.

Каждое образовательное учреждение может и должно создавать свою воспитательную систему, которая, отвечая специфике данного учреждения, была бы действительно оригинальной разновидностью, своеобразным носителем объективных признаков всякой системы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: