Критерии эффективности воспитательной системы

Не старайтесь превратить воспитание

в серию удовольствий. Только усилие даст

нужную силу уму.

А. Моруа

Критерий представляет собой признак, на основании которого производится оценка.

Критерии оценки воспитательной системы — важнейший компонент педагогического анализа, благодаря которому педагоги могут удостовериться в правильном ходе воспитательного процесса в системе, могут его корректировать согласно времени, возрасту воспитуемых, событиям и обстоятельствам.

Критериями успешности воспитательной системы являются, во-первых, достижение поставленных целей, во-вторых, самочувствие объектов (субъектов) воспитания в равной степени.

Критерием эффективности деятельности воспитательной системы выступает уровень воспитанности.

С.128

Для оценки воспитательной системы, как правило, используются две группы критериев (В.В. Краевский, П.И. Пидкасистый). Первая группа критериев служит «меркой» для оценки качества профессиональной деятельности педагогических работников, а вторая — для оценивания результата воспитательного процесса в данной системе.

Продуктом профессиональной педагогической деятельности и ее результатом принято считать уровень воспитанности учащихся.

На первый взгляд кажется, что раскрытие сущности воспитанности не представляет большого труда.

Непонятным остается лишь один вопрос: если все в процессе воспитания кажется простым и правильным, то откуда берутся невоспитанные дети, подростки и в целом невоспитанные люди?

Представляется, что вопрос о содержании понятия «воспитанность» в изменившихся социально-экономических условиях, — назовем их новыми — должен быть поставлен по-иному. Этот сложный вопрос настоятельно требует нового осмысления, нового подхода, а значит, и нового решения. Воспитывать по-старому, на старых традициях сегодняшнего ребенка, молодого человека вряд ли возможно.

Остается спорным вопрос, как быть с ценностями, которые формировались в обществе веками и передавались от поколения к поколению. Можно ли от всего отречься? Что можно предложить взамен?

В педагогической литературе обсуждаются новые принципы воспитания, например: ориентация на интересы молодежи, умеренный традиционализм как один из основных принципов воспитания в новых условиях (И.П. Смирнов, Е.В. Ткаченко). Трудно с ними не согласиться. Особенно тогда, когда у молодежи формируется позитивная установка на принятие ценностей, выработанных человечеством за долгие-долгие годы. И можно ли согласиться с тем, что интересы молодежи, и только они, должны превалировать во всем сложном процессе воспитания? А если эти интересы идут вразрез с нормами и установками, принятыми в обществе? Как поступать в этом случае? Эти и многие другие вопросы ждут сегодня решения.

Проблема оценки воспитанности еще достаточно слабо разработана в педагогической науке.

В.А. Караковский выделяет две группы критериев, по которым можно оценить развитость воспитательной системы образовательного учреждения:

1) критерии факта, определяющие, есть ли в образовательном учреждении воспитательная система;

2) критерии качества, определяющие, каков уровень развития воспитательной системы, ее эффективность.

С.129


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: