Система рыцарского воспитания. Иезуитская система образования

В любую пору жизни нужно следить

за своим поведением.

Гораций

Рыцарское воспитание — пример сословного воспитания. Основа — соблюдение кодекса чести, формирование чувства собственного достоинства, эстетическое, физическое развитие. Предполагалось развитие жертвенности, послушания одновременно с личной свободой, презрительное отношение к книжной традиции грамотного человека.

В процессе воспитания ребенка приобщали к семи рыцарским добродетелям — владению копьем, фехтованию, верховой езде, плаванию, охоте, игре в шахматы, пению и игре на музыкальных инструментах. До 7 лет — домашнее воспитание; с 7 до 14 лет при дворе феодала (сюзерена) мальчик был пажом при супруге сюзерена и ее придворных, приобретал круг знаний, умений и опыт придворной жизни; с 14 до 21 — становился оруженосцем при рыцаре двора сюзерена. За годы жизни при дворе мальчик должен был освоить начала любви, войны и религии. В 21 год происходило посвящение в рыцари. Обряд предварялся испытаниями на физическую, воинскую, нравственную зрелость на тур­нирах, поединках, пирах.

В XVI—XVII вв. прочные позиции в осуществлении повышенного образования заняли школы иезуитов. Орден иезуитов стремился взять на себя воспитание господствующих классов и тем самым влиять на политическую и общественную жизнь Европы.

С.135

Первые коллежи иезуитов были открыты в европейских столицах — Вене (1551), Риме (1552), Париже (1561). Обычно плату за обучение в коллежах не брали, поэтому у иезуитов могли учиться и талантливые выходцы из низов. К 1600 г. в Европе насчитывалось до 200 коллежей иезуитов.

Среди воспитанников иезуитов было немало крупных ученых, писателей, философов, политиков (Ж. Боссюэ, Ж.-Б. Мольер, Р. Декарт, П. Корнель и др.).

Во многом от иезуитов идут традиции жесткой центрации и регламентации школьного дела: генерал Ордена, согласно школьным уставам (1588, 1599, 1614 гг.), назначал ректоров коллежей, которым, в свою очередь, подчинялись префекты, преподавате­ли и надзиратели учебных заведений. Генералу Ордена каждые три года подавался реестр с поименным перечислением учащихся и преподавателей.

Иезуиты сочетали реакционные педагогические установки и довольно эффективные приемы и методы воспитания и обучения. Значительное число учебных заведений Ордена иезуитов были интернатами. Деятельность иезуитов была направлена на то, чтобы дети забыли своих родителей и полностью попали под влияние Ордена. Главным принципом жизни в интернате было слепое подчинение авторитету наставника. Чтобы приобрести такой авторитет, предлагались три главных способа: заслужить доверие, завоевать любовь, заставить бояться. Учитель должен был внушить ребенку, что любой его поступок будет известен и по необходимости не останется безнаказанным.

В коллежах иезуитов заботились о здоровье учащихся. Здесь ученики занимались гимнастикой, верховой ездой, плаванием, фехтованием. Школьные помещения были просторными, чистыми, хорошо освещенными. Учеников ограждали от перегрузок. Занятия длились не более пяти часов ежедневно. Учебный год был коротким — 180 дней — и прерывался частыми каникулами, праздниками, экскурсиями. Преподаватели предпочитали мягкое обращение с учениками, поручая телесные наказания товарищам провинившихся и специальным «корректорам». Однако в коллежах иезуитов процветали нездоровое соперничество, взаимная слежка и доносительство. Особенно сильна была нетерпимость к иным верованиям и убеждениям.

В программу коллежа, рассчитанную на пять лет обучения, входило изучение латинского и греческого языков, античной литературы, катехизиса на латинском языке, элементов истории, географии, математики, естествознания.

Древние языки и литературу учили по трудам античных авторов, делая акцент на сочинения Цицерона. Произведения античной литературы также служили для упражнений в красноречии. Гуманистический смысл произведений выхолащивался, поощрялось

С.136

осуждение в них «нравственно соблазнительного». Изучение истории и географии было оторвано от национальной почвы. Источником знаний служили преимущественно сведения из древней истории. Иезуиты исходили из убеждения, что знание национальной истории «служит на гибель тому, кто ее изучает». В сущности, иезуиты были противниками обновления содержания образования. Девизом обучения служил лозунг «Важнее основательность, чем объем знаний».

Развивая фанатическую преданность римско-католической церкви, иезуитская система воспитания, несмотря на определенные достижения в области практики обучения, была по сути своей реакционной, уводившей человека от саморазвития.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: