Глава 7. Из истории возникновения науки управления в образовании

УПРАВЛЕНИЕ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ

Из истории возникновения науки управления в образовании

К каждому подобрать отмычку. В этом

искусство управлять людьми.

В. Грасиан

Проблемы управления (прежде всего государственного) занимали умы еще античных философов (например, концепция «отбора» Платона). Управление рассматривалось на протяжении многих веков как ремесло.

Попытки преодоления экономического и социального кризиса после Первой мировой войны существенно расширили сферу управленческой практики, вызвали необходимость ее рационального построения. Назревшая потребность рационализации управления и превращения ремесла в науку способствовала созданию новой научной отрасли. Новые идеи характеризовались техническим уклоном мысли: выдвигалась задача создать научную технику управления; поднимался вопрос о социальной инженерии.

Публикации по проблемам управления образованием начинают свой отсчет с 1920-х гг. Пионером в данной области стала послереволюционная Россия. Это обусловлено было тенденцией к созданию тесной «смычки» практики и науки в любой деятельности («повседневной технике всякого рода») — вплоть до «техники работы» над социально-трудовыми коллективами. В связи с указанными задачами в 1921 г. в Москве был создан первый в мире научно-исследовательский центр, занимающийся вопросами управления образованием, — Центральный институт организаторов народного просвещения им. Е.А. Литкенса (ЦИОНП), а в 1928 г. — Центральный институт повышения квалификации кадров народного образования (ЦИПККНО). Институты осуществляли повышение квалификации педагогических и руководящих кадров, а также проводили исследования по этим вопросам.

С.201

Инженерно-технический уклон подходов к управлению отразился и в сфере управления образованием: «Нынешний педагог должен быть, прежде всего, Педагогом. Это значит, что ему мало знать свой специальный предмет. Он должен знать и уметь реально и целесообразно использовать законы построения учебного или воспитательного коллектива различных возрастных групп. Иначе говоря, он должен быть техником своего дела, техником целесообразного конструирования образовательно-воспитательной социальности. Раз так — он определенно действует в своей области на началах социальной инженерии».

Естественно, что один из ведущих методов инженерной деятельности — экспериментальный — становится базовым методом социальной инженерии и начинает повсеместно применяться в образовательной сфере. Создаются опытно-показательные шко­лы и методические кабинеты, которые являются «перенесением в социальную область тех же экспериментально-лабораторных методов, которыми располагает техническая инженерия».

В 1930-е гг. усиление административно-командной системы управления сделало невозможным поиски принципиально иных форм и методов управления как в сфере образования, так и в других сферах; разработки в области управления были свернуты, затем практически полностью прекращены. По сути, управление в бывшем СССР, начиная с 1930-х гг. и вплоть до 1990-х гг., строилось на так называемых ленинских принципах управления, которые были тождественны принципам классической теории управления начала XX в.

Только с 1960-х гг. (период «хрущевской оттепели») проблеме управления образованием вновь начинают уделять пристальное внимание в педагогической литературе. Этот интерес был обус­ловлен:

- проблемами самого образования;

- развитием и теоретическим оформлением ряда подходов к управлению техническими и социальными системами и процессами;

- успешностью управленческой практики.

В 1960-е гг. еще не разрушился миф о всесильности и всеобъемлющем характере управления. «Эффективное» управление считалось панацеей от всех социальных «болезней». Одним из подходов к управлению является кибернетический. Кибернетика считалась в СССР «буржуазной лженаукой», отечественные разработки в этой области были закрыты до конца 1960-х гг. Поэтому советские публикации по вопросам управления образованием с позиций кибернетического подхода появляются лишь в начале 1970-х гг. На смену бытовавшему в течение многих десятилетий термину «внутришкольное руководство» приходит термин «внутришкольное управление».

С.202


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: