Качество образования. Государственная политика в области качества образования

Нельзя судить о человеке по его высо-

ким качествам, но судят по тому употреб-

лению, какое он из них делает.

П. Буаст

Согласно Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г. одной из первоочередных задач образовательной политики является создание условий для повышения качества общего и профессионального образования.

Качество — совокупность свойств, признаков продукции, товаров, услуг, работ, труда, обусловливающих их способность удовлетворять потребности и запросы людей, соответствовать своему назначению и предъявляемым требованиям. Качество определяется мерой соответствия товаров (услуг) условиям и требованиям стандартов, договоров, контрактов, запросам потребителей.

Качество — существенная определенность предмета (явления или процесса), в силу которого он является данным, а не иным предметом (явлением или процессом), т.е. качество — существенный признак, отличающий один предмет (объект или явление) от другого.

Различают два аспекта категории качества: 1) структурно-содержательный аспект качества объекта и 2) качество объекта в аспекте его социальной ценности, востребованности и функциональности.

Структурно-содержательное определение характеризует качество с точки зрения его компонентов и их взаимосвязей, т. е. качество – совокупность свойств объекта, причем не как сумма свойств, а как

С.251

преобразованное целостное свойство, обозначаемое термином интегральное качество. В социальном аспекте качество есть совокупность характеристик объекта, относящихся к его способности удовлетворять установленные и предполагаемые потребности, т.е. мера удовлетворения потребностей. Таким образом, можно считать, что социальный контекст категории качества связан с понятием социальной потребности, со­ответствием назначению (функции объекта), а также цели и результату человеческой деятельности.

Качество образования — интегральная характеристика образовательного процесса и его результатов, выражающая меру их соответствия распространенным в обществе представлениям о том, каким должен быть названный процесс и каким целям он призван служить. Поскольку мнения по этому вопросу заметно расходятся, различаются и трактовки термина. В целом качество современного образования определяется рядом факторов, обусовливающих его социальную эффективность, таких, как:

- содержание, включающее лучшие достижения духовной культуры и опыта в той или иной сфере деятельности;

- высокая компетентность педагогических работников;

- новейшие образовательные технологии и соответствующая им материально-техническая оснащенность;

- гуманистическая направленность;

- полнота удовлетворения потребностей населения в знаниях, понимании, умениях.

Сформировались многосубъектные потребитель и заказчик целей образования, причем каждый отдельный субъект имеет свои представления о качественном образовании:

- для студента образование качественное, если оно содействует развитию его личности и профессиональной карьере;

- для академического сообщества приоритетным показателем качества образования является его культуросообразность;

- для работодателя образование качественное, если оно подготавливает компетентного работника;

- для общества образование качественное, если оно формирует личность, способную к эффективному социальному жизнетворчеству, и т.д.

При рассмотрении качества образования приходится определять качество различных образовательных объектов.

1. Образование как социальный институт характеризуется качеством всей образовательной системы, например национальной, региональной и др.

2. В любой образовательной системе можно выделить качество образовательного процесса, обеспечивающего непосредственное получение результатов и их качества.

С.252

3. Качество результатов образования отражает качество усвоения потребителем всего содержания образовательных услуг как педагогического процесса.

Каждый из перечисленных объектов можно делить на более детализированные, поэлементные объекты.

Отмеченные многосубъектность и многообъектность образования объясняют появление различающихся определений качества образования. Рассмотрим некоторые из них:

1) качество образования как социального института в России есть отношение адекватности целям и задачам ее цивилизационного и социально-экономического развития (А.И. Субетто, Н.А. Селезнева);

2) качество образования — это совокупность свойств образовательного процесса, организованного в той или иной образовательной системе, обусловливающих его приспособленность к реализации социальных целей по формированию личности (В.П. Панасюк);

3) качество образования есть свойства личности, фиксируемые через категории культуры личности, социально-гражданской зрелости, уровня знаний, умений, творческих способностей и мотивированности (В.П. Панасюк).

Первое определение относится к образовательной системе в целом, второе характеризует качество образовательного процесса, а третье отражает качество результата образовательного процесса.

В условиях рыночной экономики повышение качества образования — это основное направление модернизации образования в России.

Усиление конкуренции на рынке образовательных услуг и на рынке труда приводит к необходимости ориентации на потребителя и повышения качества образовательных услуг. Главное требование потребителей профессионального образования (организации-работодатели, студенты) — эффективное трудоустройство выпускников по окончании учебы. Оно определяется соответствием личностных и профессиональных характеристик выпускников требованиям заявок работодателей, качеством полученного образования, а также эффективностью работы самой системы профессионального клиринга (эффективного трудоустройства).

Можно утверждать, что в качестве специалиста отражается качество компонентов образовательной системы или образовательного процесса. Следовательно, качество образовательной системы складывается из следующих компонентов:

- качества образовательной (учебной) программы;

- качества кадрового и научного потенциалов, задействованных в педагогическом процессе;

- качества обучаемых (в том числе — на «входе» — качество абитуриентов);

С.253

- качества средств образовательного процесса (материально-технической, экспериментальной базы;

- учебно-методического обеспечения; используемых учебных аудиторий; транслируемых знаний и др.);

- - качества образовательной технологии.

Перечисленную совокупность можно определить как обеспечивающие качества.

Приведем положения, уточняющие понятие качества профессионального образования.

1. Качество профессионального образования означает качество выпускника профессионального образовательного учреждения — будущего специалиста. Качество специалиста — совокупность его профессионально-личностных свойств, соответствующих свойствам, заданными целями образования (аспект свойства); совокупность свойств предстает как единство взаимообусловливающих, взаимовлияющих и взаимодействующих внутренних и внешних свойств личности (аспект внешне-внутренней обусловленности качества); эти свойства как содержание качества специалиста определенным образом структурированы, динамичны, подвержены изменениям и развитию.

2. Качество специалиста обеспечивается качеством образовательной системы (процесса), т.е. уровень сформированности и развитости свойств специалиста определяется качеством процессов их формирования и развития (аспект отражения качества процессов в качестве результатов).

3. Качество образовательной системы (процесса) определяется качеством частей, элементов, ее составляющих (аспект определенности).

В педагогике в последнее время развивается тенденция к более активному использованию категории качество для анализа и интерпретации различных явлений, аспектов педагогической деятельности, с исследованием проблем управления образовательными процессами, в частности проектированием педагогических систем управления качеством образовательного процесса.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: