Управление качеством образовательного процесса

Каждый сетует на свою участь, а не на себя.

П. Буаст

Управление качеством образовательного процесса включает выбор целей, создание модели (эталона), определение методов и средств воздействия на управляемый объект, внедрение механиз-

С.254

ма управления и поддержание развития образовательного учреждения (ОУ).

Модели управления качеством подготовки будущего специалиста могут включать следующие объекты:

- качество условий образовательного процесса (качество социального партнерства; качественный уровень студентов; качественный уровень преподавателей; качественный уровень материально-технической базы; качественный уровень информационной структуры; качество психологического сопровождения; качество научно-методического обеспечения; качество управления);

- качество реализации образовательного процесса;

- качество результатов образовательного процесса.

Для оценки качества используют системы критериев. Перечень наиболее значимых критериев качества образования с точки зрения образовательных учреждений и с точки зрения потребителей можно выявить на основе маркетинговых исследований. С точки зрения ОУ это соблюдение государственных образовательных стандартов, совершенствование технологии обучения; с точки зрения потребителей престижное ОУ ассоциируется с высоким качеством обучения по всем образовательным программам, т.е. наиболее важными являются качества психологического порядка. Наиболее существенными критериями качества выступают компьютерное обеспечение учебного процесса, обеспечение библиотечным фондом, морально-психологическая атмосфера в ОУ, высокая квалификация преподавателей.

Качество образования является главным конкурентным преимуществом ОУ наряду с ценой.

В современных условиях хозяйствования качество образовательных услуг, предоставляемых образовательными организациями, и выпускаемых специалистов — основной фактор, способствующий повышению их конкурентоспособности.

Государственное регулирование процесса реформирования образовательной системы осуществляется на основе процедур лицензирования, аттестации и аккредитации ОУ.

Лицензирование — процедура установления права ОУ осуществлять образовательную деятельность.

Аттестация — процедура оценивания качества подготовки выпускников в ОУ.

Аккредитация — процедура определения статуса ОУ по типу и виду, установление права выдавать документы об образовании государственного образца.

Процесс аккредитации ОУ в Российской Федерации стал механизмом управления образованием.

С.255

Технология аккредитации основана на едином перечне аккредитационных качественных (экспертных) и количественных показателей, определяющих приоритеты государственной образовательной политики.

Одним из ключевых элементов, обеспечивающих эффективное управление системой образования, ее развитие, является оценка качества образования, основывающаяся на достоверных и сопоставимых данных. Неспособность традиционной системы контроля в силу своих организационных и технологических особенностей в новых условиях обеспечить своевременное получение сопоставимой объективной информации, необходимой для принятия управленческих решений, определяет актуальность разработки методик для оценки качества образования, отводя одно из приоритетных значений мониторингу качества образования.

В теории социального управления мониторинг рассматривается как механизм контроля за качеством образования. В процессе мониторинга выявляются тенденции в развитии системы образования в целом или отдельного учебного заведения, а также последствия принимаемых решений. Составными элементами мониторинга являются сбор и накопление информации, а также ее обработка и обобщение для целей эффективного управления. Мониторинг идет дальше традиционной диагностики благодаря своей регулярности и строгой направленности на решение задач управления. В настоящее время в России ведется достаточно много исследований в области создания систем по оценке качества образования. Например, приняты следующие методики педагогической диагностики и оценки качества образования:

1) методика государственной аккредитации вузов РФ;

2) методика расчета рейтинга вузов России (внедрена с 1990 г., базируется на 44 количественных показателях);

3) балльная методика оценки учебных заведений (с 1998 г. журнал «Карьера» публикует данные о рейтингах государственных и негосударственных вузов).

Следует отметить, что, несмотря на существенное продвижение в области оценки качества образования, в России в настоящее время можно выделить ряд проблемных пунктов:

- отсутствие единого концептуально-методологического понимания проблемы качества образования и подходов к его измерению;

- разобщение деятельности различных организаций, занимающихся всевозможными проблемами оценки качества образования;

- сведение оценки качества образования на всех уровнях образования в большинстве случаев к оценке качества обучения;

- - отсутствие у многих предлагаемых способов оценки качества образования всестороннего охвата деятельности и др.


С.256

Контрольные вопросы и задания

1. Что понимается под словом «культура»?

2. Приведите определение понятия «управленческая культура руководителя».

3. Охарактеризуйте стили руководства. Существует ли самый эффективный стиль руководства?

4. Дайте характеристику управленческих способностей и управленческой культуры руководителя.

5. Назовите типы руководителей и дайте краткую характеристику каждому из них.

6. Какими организационными качествами должен обладать руководитель?

7. Какие нравственно-волевые качества должны быть присущи руководителю?

8. Сформулируйте цель аттестации педагогических кадров.

9. Какие формы повышения квалификации существуют?

10. Какие формы повышения квалификации педагогических кадров вы считаете наиболее продуктивными?

11. Как проходит процедура аттестации педагогических кадров?

12. Перечислите формы аттестации уровня компетентности педагога.

13. Назовите и опишите категории профессионального роста педагогов.

14. Каковы общие требования к оценке труда преподавателя?

15. Назовите факторы, влияющие на выбор видов и форм методической работы в образовательных учреждениях.

16. На какой срок присваиваются квалификационные категории?

17. Приведите определение понятий «маркетинг» и «маркетинг образовательных услуг». Перечислите основные характеристики образовательных услуг.

18. Охарактеризуйте суть понятий позиционирования и сегментации рынка образовательных услуг.

19. В чем заключается государственная политика в области качества образования?

20. В чем состоит суть управления качеством образовательного процесса?

С.257


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: