Гл а в а 9

ГЕНЕЗИС И ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ СТАНОВЛЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ

9.1. История профессионального образования в России

Единственный метод образования есть опыт.

Л.Н. Толстой

К началу XVIII в. Россия еще не располагала системой постоянно действующих учебных заведений. К концу века такая система была создана, что означало завершение эпохи старорусского иррегулярного воспитания и обучения. Появилась особая социальная группа, которая профессионально стала заниматься педагогической деятельностью.

К концу XVII — началу XVIII в. Россия пересматривает курс своего развития, в том числе в сфере образования. Происходит поворот к школе и педагогике Нового времени. Петр I и его сподвижники предприняли попытку направить страну по европейскому пути развития посредством реформ, включая реформы образования и воспитания.

В петровскую эпоху создаются профессиональные учебные заведения в форме гарнизонных и адмиралтейских школ. Первая гарнизонная школа при Артиллерийской школе Преображенского полка была создана в 1698 г., затем были организованы Московская инженерная школа (1703), Школа математических и навигационных наук (1707), Хирургическая школа в Москве при военном госпитале (1707), Горнозаводская школа на Петровском заводе в Карелии (1716), Петербургская инженерная школа (1719), школы подготовки канцелярских служащих (1721). Самым главным детищем Петра I в области науки и просвещения, появившимся уже после его смерти, но по его проекту, стала Санкт-Петербургская академия наук (1724).

Одними из первых представителей русского просвещения и создателями профессионального образования были Василий Никитич Татищев (1686 — 1750) и Виллим Иванович Геннин (1676 —

С.258

1750). В.Н. Татищевым было открыто несколько горнозаводских школ, в частности первая профессиональная горнозаводская школа в Екатеринбурге (1721) на базе металлургического завода.

В своей работе «Разговор о пользе наук и училищ» В.Н. Татищев высказывал идею о том, что общее образование должно предшествовать профессиональному. Он считал, что с десяти лет ребенка надо обучать ремеслу, оно должно быть основной задачей профессионального обучения. В инструкции «О порядке преподавания в школах при уральских казенных заводах» (1736) содержались методические указания учителям, которые должны были не только преподавать общеобразовательные и специальные дисциплины, но и воспитывать молодежь и осуществлять ее подготовку к полноценной жизни в обществе и к будущей трудовой деятельности. В содержание профессионального обучения входили такие предметы, как геология, механика, архитектура, рисование и др.

Одним из инициаторов открытия Московского университета (1755) стал М.В. Ломоносов, который сыграл выдающуюся роль в развитии отечественного просвещения. А.С. Пушкин писал, что Ломоносов не только стал инициатором создания Московского университета, но и сам был «первым русским университетом». Московский университет заслуженно носит имя М.В. Ломоносова.

Величайший русский ученый-просветитель сделал все, чтобы университет, приобретя славу далеко за пределами России, вме­сте с тем был доступен людям разных сословий. М. В.Ломоносов считал, что образование должно быть светским, реальным, и был сторонником синтеза классического естественно-научного и ре­ального образования.

В «Генеральном плане Московского воспитательного дома», написанном И.И. Бецким (1704— 1795) и А.А. Барсовым (1730 — 1791), изложена программа подготовки для государства искусных мастеровых, обладающих высокой нравственностью, религиозностью и практической выучкой.

Представители русской классической педагогики XIX в. основное внимание сосредоточили на общечеловеческих проблемах формирования личности, на роли труда в воспитании и развитии детей. Н.И. Пирогов (1810 — 1881) считал, что только на общечеловеческом воспитании может основываться образование профессиональное, однако лишенное узкого «специализма».

Важная роль в формировании основ профессиональной педагогики в России принадлежит великому русскому педагогу К.Д. Ушинскому (1824 — 1870), который в числе первых поставил задачу создания системы школьного ремесленного образования, отвечающего потребностям «индустриального направления века».


С.259

В статьях «Ученики ремесленные в Петербурге» (1848), «Воскресные школы» (1861), «Необходимость ремесленных школ в столицах» (1868) К.Д. Ушинский показал пагубность существующей системы ремесленного ученичества и выделил функции ремесленного образования нового типа: экономическую (приведение ремесла в соответствие с требованиями науки и техники), социальную (подготовка отечественных специалистов), нравственную (ликвидация ученичества как формы эксплуатации детей), педагогические (разработка системы профессиональных и воскресных школ, установление связи труда и обучения, создание методики обучения ремеслу, отвечающей требованиям педагогики и психологии).

В 1860-е гг. в России началось становление теории и методики профессионального образования как самостоятельной отрасли научного знания, что было обусловлено развитием производства и капиталистических отношений, реформами в области школьного образования, расширением сети профессиональных учебных заведений, началом общественно-педагогического движения в стране. Этому способствовала деятельность научных и технических обществ — Русского технического общества, Вольного экономического общества, Московского общества распространения технических знаний, — которые создавали учебные заведения, выдвигали проекты реформирования системы общего и профессионального образования в России, изучали зарубежный опыт подготовки специалистов, проводили съезды деятелей профессионального и технического образования, издавали научную, учебную и методическую литературу.

Органом научно-методической мысли стал журнал «Техническое образование», который выходил в 1892 — 1917 гг. Значительна роль Постоянной комиссии по техническому образованию Русского технического общества (1868) и ее руководителей — видных деятелей профессионального образования России Е.Н. Андреева (1868-1889) и А.Г. Неболсина (1842-1917).

Вехой в становлении профессиональной педагогики стал разработанный ученым-механиком и министром финансов И.А. Вышнеградским (1831 — 1895) проект «Общий нормальный план промышленного образования в России» (1884), заложивший основы государственной системы профессионального образования.

В формировании российской концепции профессионального образования приняли участие известные деятели — великий русский ученый-химик Д.И. Менделеев, ученые и инженеры В.К. Делла-Вос, В.И. Гриневецкий, ученый-агроном И.А. Стебут, экономисты А.И. Чупров, И.И. Янжул, Н.А. Каблуков, инженеры и педагоги Д.К. Советкин, С.А. Владимирский, М.В. Лысковский и др. Ими были сформулированы следующие требования к сис-

С.260

теме и содержанию профессионального образования в России: соответствие потребностям развивающейся экономики, конкурентоспособность подготавливаемых кадров, обязательная база — общее образование, зависимость типа и уровня профшколы от исходного общего образования, сочетание общего и специального в содержании образования, практическая направленность обучения и четкая специализация, постепенная замена ученичества ремесленными школами, соединение труда и ученичества рабочих-подростков с их обучением в вечерне-воскресных школах и др.

1860-е годы можно рассматривать как начало развития дидактики профессионального обучения в России. Ее колыбелью стало Московское техническое училище (МТУ), возникшее на базе Воспитательного дома и имевшее давние традиции в деле обучения ремесленников.

В учебных мастерских МТУ группой мастеров под руководством ученого и мастера Д.К. Советкина (1838 — 1912) была разработана первая в мировой практике дидактически обоснованная система производственного обучения слесарному, токарному, столярному и кузнечному ремеслам.

В условиях массового вовлечения детей и подростков в производство на первый план стали выступать социальные вопросы защиты и охраны детского труда и реорганизации ученичества. Особенно активно они ставились в программных документах политических партий, отражавших интересы рабочих, и в трудах видных деятелей этих партий. Социал-демократы Г.В. Плеханов, В.И. Ленин, Н.К. Крупская, теоретик анархизма П.А. Кропоткин поднимали вопросы соединения производительного труда работающих подростков и учеников, а также взрослых рабочих с их обучением. Н.К. Крупская на основе анализа мирового опыта показала, что ведущей тенденцией «прогресса техники», процесса внедрения машин и механизмов является рост спроса на широко образованных технически, активных, инициативных рабочих.

В канун революционных событий в России стала очевидной необходимость реформы профессионального образования, приведения ее в соответствие с экономическими и социокультурными требованиями жизни, и прежде всего ее демократизации. Под руководством министра народного просвещения графа Н.П. Игнатьева в 1915 — 1916 гг. были разработаны проекты реформы профессионального образования, которые предусматривали создание многотипной системы профессионально-технических учебных заведений, установление связи между общим и профес­сиональным образованием, между школами и производством, более широкое развитие женского профессионального образования.

С.261


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: