Введение в историю психологии в Беларуси

Лев Семенович ВЫГОТСКИЙ уделял много внимания и истории психологии. Он говорил: «Мы не хотим быть Иванами не помня­щими родства, мы не страдаем манией величия, думая, что история начинается с нас; мы не хотим получить от истории чистое и плоское имя... Мы должны рассматривать себя в связи и в отноше­нии с прошлым; даже отрицая его, мы опираемся на него». В этих словах глубочайшее уважение к истории психологии, к уче­ным, которые ее создавали. Чувство историзма никогда не покида­ло Л.С. Выготского, каким бы предметом он не занимался.

Белорусские психологи гордятся тем, что один из классиков мировой психологии Л.С. Выготский (1896—1934) родился в г. Орше, учился и работал в г. Гомеле. На белорусской земле он за­ложил теоретические и практические основы отечественной психологии.

Исторический аспект любой науки всегда был актуален. Ана­лиз всего исторического пути развития психологии в Беларуси свидетельствует о ее общих исторических корнях с Россией, а также о большом влиянии, которое оказывали российские ученые на развитие психологии в Республике Беларусь-Исследование истории психологии в Беларуси высветило и ряд трудностей. Первоначально процесс исследования начинался в ини­циативном порядке усилием энтузиастов. Определенная сложность состоит также и в том, что часть архивных материалов республики погибли и годы Великой Отечественной войны (1941 — 1945).

Небольшие обобщения но истории психологии в Беларуси представлены пока только рядом статей Б.А. Бенедиктова. Р.И. Водейко, Л.А. Кандыбовича, М.С. Клевчени, В.М. Ковалгина, Я.Л. Коломинского, А.Н. Сезанова и некоторых других. Есть также труд­ности, связанные с деликатностью самой темы, спецификой ее исследования, ревностным отношением некоторых психологов к своему месту в истории науки и др.

К этому можно добавить, что до 1990 г. в работах по истории психологии СССР упоминания о белорусских ученых-психологах были редкими и носили фрагментарный характер. Например, в книге А.А. Смирнова [48, с. 303—320] о белорусских психологах со­общалось только следующее. Ряд исследований в области психоло­гии личности посвящен изучению нравственного развития детей и молодежи (Е.П. Ересь, Е.К. Матлин). Значительный интерес пред­ставляют исследования психолога Я.Л. Коломинского (в свое вре­мя начатое еще в лаборатории Л.И. Божович), критически исполь­зовавшего так называемую социометрическую методику, что позво­лило ему дать широкую характеристику личных взаимоотношений детей в коллективах, выявить динамику этих отношений, опреде­ляющие их факторы и общую психологическую структуру детских коллективов (1963, 1965, 1969); проведены социально-психологи­ческие исследования и А.Б. Ценцииер (Широковой), также нача­тые под руководством Л.И. Божович; исследования в области спорта в республике проводили А.Л.Вайнштейн и В.С.Дьяченко. Читатель может вполне закономерно сказать, что все это было бо­лее четверти века тому назад. Да, это так, но анализ современных учебников и учебных пособий таких признанных ученых в области истории психологии как, А.Н. Ждан, А.В.Петровский, М.Г. Ярошевский и ряд других, свидетельствует о их высоком научном уровне. В то же время в ряде бывших союзных республик СССР вышли книги по истории психологии Грузии, Казахстана, Литвы, Украины и др.

В связи с подготовкой в настоя­щее время психологов-профессионалов во всех университетах, пе­дагогических вузах и ряде коммерческих учебных заведении Республики Беларусь появилась возможность и необходимость широкого привлечения к этой работе студентов, аспирантов и пре­подавателей по исследованию в первую очередь следующих на­учно-исторических направлений:

1. Развитие психологии в Беларуси совместно с философией и педагогикой. Известно, что психология как самостоятельная наука стала развиваться с 1879 г., а до этого процесс ее развития шел под влиянием философии и других наук. В вузах первоначально рабо­тали кафедры педагогики, затем педагогики и психологии. Только в результате активного развития психологии начался процесс ее самостоятельного исследования и преподавания.

2. Гомельский период жизни и деятельности Л.С. Выготского. Книга о выдающемся нашем соотечественнике появилась только в год столетия со дня его рождения. К этому можно добавить, что долгое время работы Льва Семеновича не издавались и больше о нем знали за рубежом, нежели у нас в стране.

3. Вклад ученых-философов, психологов и педагогов С.Я. Вольфеопа, В.Н. Ивановского, П.Я. Панкевича и др. в развитие психологии в 20—30-х годах. Это были известные академики, профессора, которые закладывали первые теоретические и методологические направления отечественной психологии, выступали как организаторы психологической науки и Беларуси.

4. Взаимное обогащение психологической науки совместными усилиями российских и белорусских ученых. Среди россиян это Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович, СМ. Василсйский, Е.П. Ересь, В.Н. Ивановский и др., а с белорусской стороны Л.С. Выгот­ский, B.C. Мерлин и ряд других.

5. Научная деятельность профессора СМ. Василейского, Л.А. Гайворовского и СМ. Вержбаловича в области психотехники в довоенный период.

6. Послевоенный период истории психологии в Беларуси; имена таких ученых, как Б.А. Бенедиктов, Е.П. Ересь, Ф.И. Иващенко, Я.Л. Коломинский и др. в частности, Е.П. Ересь была одним из первых организаторов отделения логики, психологии и русского языка на филологическом факультете БГУ. Заслуживает внимания и деятельность выпускников этого отделения: Р.И. Водейко, М.С Клевчени, Н.И. Мурачковского, И.М. Розета, А.Б. Широковой и др., начиная с 50-х годов.

Большой интерес представляет, безусловно, и весь дальней­ший период. В это время наряду с продолжением исследований в области обшей, детской, возрастной, социальной, военной психоло­гии и других, началась системная подготовка практических психо­логов, появилась психологическая служба в учреждениях образо­вания и ряде других.

Если оценивать историческую динамику развития белорус­ской психологии в годы Советской власти, то общие тенденции та­ковы.

Начало 20-х годов считалось периодом серебряного века пси­хологии в нашей стране: деятельность Л.С.Выготского, А.Н.Ле­онтьева, А.Р. Лурии, С.Л. Рубинштейна и др., перевод книг зарубежных авторов (3. Фрейд, К. Юнг и др.), создание психологичес­ких институтов, лабораторий и т.д.

В 30-е годы стала складываться командно-административная система и бюрократические методы управления народным хозяй­ством. В этих условиях социальный заказ на психологию был све­ден к минимуму (в теории и практике). Появление в 1936 г. поста­новления ЦК ВКП(б) «О педологических извращениях в системе Наркомпросов» поставило развитие психологии и трудное положе­ние. Однако даже и в период 30—50-х годов психологическая наука продолжала развиваться, подчиняясь собственной, внутренней ло­гике развития, в тесном взаимодействии с педагогической и отчас­ти медицинской практикой. В этот период общая и педагогическая психология (теоретическая и экспериментальная) продвинулась вперед. Организационно ЭТО было связано с созданием в универси­тетах Москвы, Ленинграда, Тбилиси кафедр и отделений психоло­гии.

В конце 50—70-х годов восстанавливаются или впервые по­являются новые отрасли психологической науки: социальная, ин­женерная, историческая, этническая, космическая и др.

Главными направлениями перестройки психологической нау­ки к 80-х годах являются:

1.Дальнейшая фундаментализация психологической науки. Разработка ее исходных положений, пронизывающих всю систему теоретических, экспериментальных и прикладных исследований в психологии.

2.Повышение культуры дискуссий по психологии.

3.Связь с зарубежной психологией.

В настоящее время помимо тесных связей с Россией у пас на­лаживаются отношения и с дальним зарубежьем.

В частности, итальянский психолог, профессор Гаэтано Барлетта, разработал «Программу подготовки практических психологов*. Базовая программа практически отрабатывалась в Гомеле в период с октября 1994 г. по июль 1ЭЭС г., а затем и в других областях Бела­руси.

В целом же за последние двадцать лет психологи нашей республики с разными целями (обучение, обмен опытом, по линии ЮНЕСКО, научные конференции и т.д.) посетили Англию, Герма­нию, США, Польшу, Голландию, Югославию, Афганистан, Кубу и ряд других стран.

Большую научно-методическую помощь психологам нашей республики в разнос время оказывали известные российские ученые Б.Г.Ананьев, Л.И. Божович, Н.Ф. Добрынин, МИ. Дьяченко, А.Г. Ковалев, К.Н. Корнилов, Б.Ф. Ломов, В.В. Давыдов и др.

История психологии в пашей республике — одна из наиболее молодых отраслей психологии. Для сравнения можно отметить, что, например, в США курс истории психологии начал читаться с 1911 г. С 1965 г. выходит «Журнал истории бихевиористских паук». В этом же году был основан архив истории американской психологии, где собран богатейший материал первоисточников. В 1969 г. было основано международное общество истории поведенческих и социальных наук (общество Шеврона). Дипломиро­ванных специалистов только в области истории ПСИХОЛОГИИ гото­вят в настоящее время в нескольких университетах США.

При исследовании истории психологии и Беларуси использо­вались различные методы: анализ архивных материалов, начиная с Национального архива Республики Беларусь и заканчивая личны­ми; опрос на базе специализированных анкет; исследование моно­графических работ, учебников, учебных пособий, статей, научных отчетов материалов различных конференций психологов респуб­лики; специальный анализ истории развития различных отраслей психологии в нашей республике (детской, возрастной, социальной, инженерной, военной психологии и др.); анализ научных школ; интервью и беседы с ведущими психологами республики и т.д.

РАЗВИТИЕ ПСИХОЛОГИИ В БЕЛАРУСИ В 20—30-е ГОДЫ

Общая тенденция развития психологии

В 20—30-е годы психология и нашей стране развивалась, руко­водствуясь революционными идеями борьбы за новую Россию, свободную от рабства и барства. Этими идеалами вдохновлялись в послереволюционные годы и наши соотечественники — психологи, полагавшие, что наконец-то появился па земле свободный человек, Обучая и воспитывая которого, они будут выполнять великую Историческую миссию.

Развитие психологической науки в период 20—30-х годов в стране в целом и в Беларуси в частности происходило в основном в рамках педологии.

Как отмечает М.Г. Ярошевский, «понять, как происходило развитие психологии, не обратившись к проблемам ее отношений с педологией, невозможно» [54, с. 372]. Возникшая в конце XIX в. на кладе, педология, или наука о ребенке, в начале XX в., еще до 1917 г., распространяется и в России. В русле этого движения оказались работы психологов А.П. Нечаева, Г.И. Россолимо, И.А. Сикорского, К.И. Поворина, педагогов П.Ф. Лссгафта и др. После 1917 г. педологическая работа в России бурно развивается. Все изучение психологии детей проводилось под эгидой педологии.

Педология ставит задачу помочь в воспитании человека нового общества. Первый педологический съезд состоялся в конце 1928 — начале 1929 г. На съезде была выработана общая платфор­ма развития отечественной детской психологии. Новое понимание Психического развития было разработано Михаилом Яковлевичем Васовым (1892—1931) и Л.С. Выготским. Басов (ученик А.Ф.Лазурского) разработал методику наблюдения за детьми дошкольно-Г0 возраста. В полемике со сторонниками рефлексологии он доказывал важность и возможность объективного экспериментального изучения внутрипсихических функций («Воля как предмет фун­кциональной психики», 1923 г.).

М.Я. Басов ввел в советскую психологию термин «деятель­ность». Он считал, что человек — «активный деятель в среде», настаивал на социокультурной и исторической обусловленности индивидуального поведения. Его книга «Общие вопросы педоло­гии» (1931 г.) внесла крупный вклад в педагогическую науку.

Начало 20-х годов было также периодом появления первых учебных заведений в послереволюционной Беларуси. До революции 1917 г. психология в нашей стране была представлена лишь в учебных заведениях современных Российской Федерации и Украины, а также в Тартуском университете (Эстония). По су­ществу, она и не могла у нас активно развиваться из-за отсутствия высших учебных заведений и психологических научных учрежде­ний.

В дальнейшем каждый год расширялся круг научных и прак­тических видов психологии. Во-первых, вместе с расширением и созданием новых учебных заведений шел процесс преподавания психологии, создавались лаборатории по обслуживанию учебного процесса.

Во-вторых, активизировался процесс внедрения психологи­ческих данных в производство и организацию исследований в области научной организации труда.

В-третьих, продолжалось создание лабораторий, в том числе и психотехнических, предназначенных для профессионального отбо­ра и профориентации.

Первоначально задача подготовки кадров республики реша­лась путем приглашения специалистов из ведущих научных цент­ров страны. Поскольку первое высшее учебное заведение — БГУ — было создано в 1921 г., то необходимого профессорско-преподава­тельского состава не было. Поэтому временное правление Белорус­ского университета и Москве и его организационная комиссия в Минске наряду с решением других вопросов занимались и обеспе­чением факультетов профессорско-преподавательскими кадрами.

Так, в январе 1921 г. Центральный исполнительный комитет (ЦИК) Белоруссии обращается к научным работникам страны с призывом принять участие в создании университета в Минске и дальнейшей работе в нем. ЦИК вместе с правлением университета комплектовал кафедры и давал для лабораторий оборудование.

Правление БГУ в январе 1922 г. объявило всероссийский конкурс на замещение вакантных должностей по многим кафед­рам. В результате в 1924 г. 39 сотрудников медфака БГУ (37,1%) являлось выпускниками московских вузов, 12 (11,4%) — петроградских, 20 (19%) — украинских, 4 получили образование в Бейрут­ском, Берлинском, Парижском и Юрьевском университетах.

Восполнение кадров происходило за счет оставшейся на ка­федрах талантливой молодежи из числа выпускников. Таким обра­зом, наметилась система подготовки и подбора профессорско-пре­подавательского состава в вузах республики. Одним из первых профессоров, специализирующихся в области психологии, был Владимир Николаевич Ивановский.

Деятельность В.Н. Ивановского по развитию психологии в Беларуси

Одним из ярких представителей Московской профессуры, ко­торыми пополнился профессорско-преподавательский состав БГУ, был Владимир Николаевич Ивановский (13(25) июля 1967 — 4 января 1939). Авторы «Новейшего философского словаря» [39, с. 251—252] называют его русско-белорусском философом, психо­логом, предки которого происходят из Беларуси.

Круг его интересов был достаточно широк: от мистики сред­них веков до современной психологии и гносеологии. Так, в «Вопросах философии и психологии» он опубликовал следующие статьи: «Ложные вторичные ощущения» (1893 г.); «К вопросу об апперцепции» (1897 г.); «К вопросу о самообразовательном движении» (1898 г.); «Очерк жизни и деятельности Н.Я. Грота» (1900 г.) и др. Автор большого количества статей в других журналах, осо­бенно по проблемам педагогики и образования.

В разное время в центральных изданиях отмечались заслуги уче­ных, работавших в том числе и в Беларуси. Так, в статье А.В. Петров­ского отмечается, что среди ученых, занявших место в строю деятелей молодой послереволюционной науки, были видные представители психологической науки. Среди них В.М. Бехтерев и известные русские психологи: Н.Н. Ланге, В.А. Вагнер, А.II. 11еча-ев, Г.И. Россолимо, Г.И.Челпанов, В.Н.Ивановский, М.М.Рубин­штейн и многие другие.

Владимир Николаевич родился в г. Верхнем Волочке Тверской губернии, в семье учителя. В совершенстве знал английский, не­мецкий, французский, читал на латинском и греческом языках. Ра­ботал в БГУ с 1921 по 1927 г.

В.Н. Ивановский закончил историко-филологический факуль­тет Московского университета в 1889 г. с дипломом 1-й степени. После окончания давал частные уроки в Москве. Будучи студен­том 4-го курса, он заинтересовался лекциями по психологии про­фессора М.М.Троицкого. После окончания университета продол­жил посещение курса М.М.Троицкого по психологии, а также на­чал участвовать в заседаниях Московского психологического обще­ства.

В майском номере журнала «Вопросы философии и психоло­гии» за 1892 г. появилась eir> рецензия на книгу француза С.В. де Роберти. С тех пор он стал регулярно сотрудничать с этим журналом. Весной 1893 г. редактор «Вопросов философии и психологии» профессор Н.Я. Грот пригласил Ивановского на должность секре­таря редакции, где он проработал до 1896 г.

В это время он был также помощником секретаря Московского Психологического общества (1894-1897), а затем с января 1897 по январь 1900 г.— его секретарем. Параллельно занимался исто­рией средних веков и подготовил ряд статей, но этой теме, в том числе: «Мистика и схоластика в IX—XII вв., «Народное образова­ние и Университет в Средние века», «Роджер Бэкон». Редактиро­вал и корректировал сборник «Программы домашнего чтения», редактировал первый том «Библиотеки для самообразования».

Преподавание в учебных заведениях В.Н.Ивановский начал с сентября 1894 г.: читал педагогику в Московском училище Ордена Святой Екатерины, с осени 1897 г. до весны 1900 г.— лекции по пси­хологии на Московских женских педагогических курсах. В 1898 г. он стал магистром философии, в 1899 г. избирается приват-доцен­том философии историко-философского факультета Московского университета.

С января 1900 г. В.Н. Ивановский был в двухгодичной загра­ничной командировке от министерства народного просвещения, после которой еще на год остался за границей для научной работы. Работал в этот период в Берлине, Париже, Лондоне, жил некоторое время в Оксфорде. В Берлине записался в студенты университета и в летнем семестре 1900 г. слушал лекции профессоров Штульпе, Дильтея и др., участвовал в практических занятиях по психологии у аспиранта Шумана. В 1900—1901 гг. в Сорбонне слушал лекции Бромара, Леви-Брюлля, Рибо, Пьера Жане и др.

В июле 1900 г. он принимал участие в Первой международной философском конгрессе и был избран в члены секции Бюро конгресса от славянских стран. В 1904 г. на Втором конгрессе вЖеневе был переизбран в состав Бюро конгресса. Летом 1903 г. вернулся в Москву.

С 1904 г. переехал на работу в Казанский университет при­ват-доцентом. С 1904 но 1912 г. в этом университете читал филосо­фию, психологию, историю новой философии, был одним из учре­дителей Казанских высших женских курсов, где преподавал с 1906 по 1912 г. Последняя должность В.Н. Ивановского перед приездом в Минск — ректор Самарского университета (1920—1921 гг.).

В качестве небольшой исторической справки отметим, что после революции ректоров вузов избирали ежегодно. Характерно, что в 1918 и 1921 гг. ректором Самарского университета избирался А.П. Нечаев (1870—1948), известный психолог, занимавшийся экспе­риментальным изучением детского развития и внедрением экспе­римента в педагогическую психологию. Начало XX в. отмечалось повышенным интересом к изучению ребенка. В связи с этим возник вопрос о необходимости создания педагогической психоло­гии. Однако вопрос состоял в том, какая психология нужна школе и каковы возможности эксперимента в познании ребенка. Дискус­сия разделила психологов России на два лагеря: сторонников тра­диционной психологии (Г.И. Челпанов) и экспериментальной пси­хологии (А.П. Нечаев). Г.И. Челпанов полагал, что эксперименталь­ную работу должны осуществлять специалисты, а А.П. Нечаев при­ветствовал создание при школе психологических кабинетов и лабо­раторий, ставивших не только учебные, но и исследовательские цели, и поддерживал вовлечение в эту работу учителей. Исходной позицией А.П. Нечаева в исследовательской деятельности было стремление к целостному познанию развивающейся личности,

1 В 1921 г. ректором Самарского университета опять избирается А.П. Нечаев, а В.Н. Ивановский переезжает в Минск и избирается профессором БГУ по психологии. В период работы в БГУ он напи­сал монографию «Методологическое введение в науку и филосо­фию» (1923 г.). В книге обсуждаются проблемы научно-историчес­кого познания. Помимо других проблем В.Н. Ивановский предло­жил интересную классификацию наук: он разделил все науки на те­оретические и практические. В раздел практических наук он вклю­чил и психологию. \О6 этой классификации упоминает Л.С.Выгот­ский в статье «Исторический смысл психологического кризиса» и присоединяется к характеристике психологии как естественной на­уки в этом широком смысле слова [17, с. 322—323].

Следует отметить, что А.Н. Ждан не подчеркнула в своем учебнике [18|, что эта книга была написана В.Н. Ивановским во время его работы профессором БГУ. Вообще, уровень обобщений во всех российских учебниках и учебных пособиях но истории пси­хологии столь велик, что до союзных республик ранее и самостоя­тельных государств ныне авторы почти не опускаются.

Примечательным жизни и деятельности В.Н. Ивановского в БГУ является написание первой оригинальной программы под назва­нием «Программа но психологии, фундаментальной логике, истории научного мировоззрения и истории Белоруссии» на 1923/24 учебный год. Эта программа находится в нашем Национальном архиве, на­писана Ивановским собственноручно, отменным почерком на двух листах с обеих сторон. Программа подписана 26 мая 1924 г. и предназначена для студентов первого курса педагогического фа­культета БГУ. В ней одну страницу занимает программа по исто­рии психологии, вторая и третья страницы включают изучение психических процессов, четвертая страница содержит програм­мный материал по психологии личности и психоанализу 3. Фрей­да. В конце программы автором отмечается: «Главный метод моего преподавания состоит в том, чтобы каждый вопрос для слушателей дать болев ясно и побудить их к самостоятельности».

В архиве также есть отчет профессорско-преподавательского состава педагогического факультета о работе за 1923/24 учебный год на 41 листе. Из отчета В.Н. Ивановского от 11 июня 1924 г. сле­дует, что на педфаке он читал курс логики и методологии науки, а также курс психологии для студентов первого курса всех отделе­ний, вел все практические занятия по истории научного мировоз­зрения на втором и третьем курсах, состоял членом правления университета, был заместителем ректора по учебной части до апре­ля 1924 г., а также председателем научного общества.

В феврале-марте 1924 г. В.Н. Ивановский читал курс для группы рабфака «О выборе профессии и факультета». 8 июня 1924 г. делал доклад по теме: «А.С. Пушкин в истории русской общественности» па торжественном заседании Совета БГУ, на­учного общества и комитета публичной Пушкинской библиотеки в Минске.

Принимал участие во II Всероссийском психоневрологичес­ком съезде, проходившем в Ленинграде 3—10 января 1924 г., в составе делегации от правления БГУ и был председателем психо­логической, рефлексологической и педагогической секции.

Был в научной командировке в Москве в октябре 1923 г. и апреле 1924 г. Работал по подготовке к печати второго тома курсам «Методологического введения в науку и философию».

Опубликовал статью «Ассоциационизм у А. Бэна» (1927 г.). Подготовил также несколько статей для энциклопедического сло­варя товарищества братьев Гранат. Таким образом, до появления первых кафедр педагогики и психологии профессор В.Н. Иванов­ский закладывал основы учебно-методической базы белорусского университета. С 1 октября 1927 г. он был официально уволен с ра­боты по причине инвалидности.

Тема докторской диссертации В.Н. Ивановского: «Ассоцннционизм психологический и гносеологический» (1909 г.). Он также издал ряд учебников: «Психология: курс лекций, читаемый в 1897-1899 гг. на высших педагогических курсах» (1899 г.), «Введение в философию» (1909 г.). Переводил Д. Мил ля, Фр. Бэкона, У. Джемса и др.

Авторы «Новейшего философского словаря» [381 отмечают, что исследования творчества В.П. Ивановского весьма скромны, а прижизненные критические публикации односторонне ориентиро­ваны. В.Н. Ивановский относится к тому поколению философов и психологов, которые внесли значительный вклад в философско-психологическое образование, он активно участвовал в просвети­тельном движении и разработке моделей гуманитарного образова­ния. ОСНОВНОЙ круг интересов В.Н. Ивановского связан с ассоциационизмом в европейской пауке и философии. Он но многом прео­долел круг идей позитивизма и выдвинул ряд положений, скорее относящихся к глубинной психологической и исторической социо­логии. В трактовке путей развития науки и философии В.Н. Ива­новский выдвигает многофакторные схемы, в известном отноше­нии предшествующие Бостонской школе (Т. Кун и др.).

Деятельность П.Я. Панкевича по развитию педагогики и психологии в Беларуси

Известный белорусский ученый-педагог, доктор педагогичес­ких паук, профессор, действительный член АН БССР, Павел Яковлевич Панкевич (1895-1944) родился в Витебской губернии в крестьянской семье.

В возрасте семи лет он остался без отца. Учился прилежно. В 1914 г. с отличием закончил 2-е городское училище г. Витебска. В 1916 г. поступает, а в 1922 г. заканчивает Витебский педагогичес­кий институт народного образования. Педагогическую деятельность начал в 1915 г. учителем Рудненской земской школы. В 1924 г. окончил Московские высшие педагогические курсы. Работал препо­давателем в Академии коммунистического воспитания в Москве.

В 1925 г., когда проводилась очередная мобилизация для рабо­ты в деревне, П.Я. Панкевич вернулся в Белоруссию. Однако вместо деревни он был назначен методистом в Коммунистический университет Белоруссии им. Ленина. В 1928 г. он защищает доктор­скую диссертацию и вскоре назначается на должность проректора университета, а затем заведующего Главным управлением науки в Наркомиросе БССР. П.Я. Панкевич был секретарем Белорусской академии наук. Он награжден орденами Ленина и Трудового Красного Знамени БССР (в 1931 г.).

Вел большую научную, преподавательскую и организаторскую деятельность в обучении и воспитании подрастающего поколения. П.Я. Панкевич был первым директором научно-исследовательско­го института педагогики и педологии, в создании которого он при­нимал непосредственное участие. Институт был открыт в октябре 1929 г. в Минске. Ныне Национальный институт образования является ведущим научно-исследовательским учреждением Респуб­лики Беларусь в области психологических, педагогических и соци­ально-экономических наук. В период деятельности П.Я. Панкевича в 1929—1932 гг. в институте была проведена огромная работа в области развития политехнического обучения в республике.

В Белорусском университете в период работы П.Я. Панкевича проводились психологические исследования, имевшие прикладное значение для улучшения работы самого университета. В 1927 г. под руководством П.Я. Панкевича проведены выборочные иссле­дования образа жизни, состояния нравственного сознания и быта 1600 студентов БГУ. По результатам исследований и 1928 г. была опубликована работа «Какой же наш белорусский студент?»

В научно-исследовательской работе ведущих психологов уни­верситета того периода принимали участие не только педагоги, но и студенты. В сентябре 1927 г. прошла Всебелорусская психоло­го-педагогическая конференция, на которой были подведены итоги исследований в области образования и даны конкретные рекомен­дации.

В этот период ученые университета не только подвергают глу­бокому исследованию методологические вопросы психологии, но и участвуют в философской дискуссии, направленной против меха­ницизма, субъективизма и других отклонений от диалектико-материалистической методологии в психологической науке.

Например, в 1927 г. некоторые диалектико-материалистические подходы к решению психологических проблем были следу­ющим образом сформулированы П.Я. Панкевичем:

1. Поведение человека должно изучаться в соответствии с диалектическим законом развития и с учетом биологического и социальных факторов.

2. Объектом исследования должна являться не абстрактная личность, а реально действующий человек, проявляющийся в конкретной обстановке.

3. Изучению должно подлежать главным образом коллективное поведение людей, о процессе которого выявляется истинная природа индивида и др.

Внедрение в практику социально-психологических исследова­ний диалектико-материалистических подходов ускорило развитие фундаментальной психологической науки как в СССР, так и в БССР, включая Белорусский государственный университет.

В 1928 г. в Минске вышла книга П.Я. Панкевича «Политехни­ческая школа и связи с развитием современной крупной индуст­рии». Исследуя вопросы трудового воспитания и политехническо­го обучения, автор показывает их тесную связь. Ценной является попытка П.Я. Панкевича обобщить опыт политехнического обуче­ния в 1-й школе-коммуне Ряд исследова­ний П.Я. Панкевич опубликовал по вопросам коммунистического Воспитания, философии психологии и др. Работая в сложное время становления социалистической педагогики, П.Я. Панкевич допускал и некоторые ошибочные суждения О школьном образовании,

И начале 30-х годов появляются критические статьи против педологии с анализом ее действительных и мнимых ошибок. Кри­тику вызывали не только отсутствие квалифицированных психо­логов-практиков в учебных заведениях, но и теоретические поло­жения педологии — ее механистичность, нередко эклектический подход к переработке психологической (особенно зарубежной) те­ории. Но главной причиной критики явилось то, что цель, постав­ленная педологией,— формирование активной, творческой личнос­ти и индивидуальный подход к каждому ребенку — не являлась актуальной в условиях формирования тоталитарного государства. Школьная система взамен сотрудничества между учителями и уче­никами вводила иерархические отношения подчинения и послуша­ния.

Все это привело к постановлению 1936 г. «О педологических извращениях в системе наркомпросов», которое существенно за­тормозило развитие психологии в нашей стране.

Второй удар по психологии был нанесен в период Павловской сессии Академии медицинских наук, а третий — в период борьбы против космополитизма в 1951 г., имевшей целью противопоставить советских ученых ученым Запада. В это время С.Л. Рубинштейн (1889—1960) был смят со всех занимаемых постов. Тем не менее, он продолжал работать, развивая новые философско-психологические воззрения в книгах «Бытие и сознание» (1957 г.), «Принципы и пу­ти развития психологии» (1959 г.). Проблеме личности и нравствен­ных аспектов ее жизни посвящена оставшаяся незавершенной его работа «Человек и мир» (опубликована в 1973 г.).

13 декабря 1937 г. П.Я. Панкевича по доносу арестовали. По­водом для ареста послужила статья в газете «Правда» от 10 августа 1937 г.. Статья была подписана Т.С. Горбуновым, который утверждал, что аттестационная комиссия иод ру­ководством академика П.Я. Панкевича выгоняла из рядов учите­лей справедливых и преданных делу партии людей по причине не­достаточной квалификации. В дальнейшем Т.С. Горбунов стал секретарем ЦК Компартии Беларуси по идеологии.

Организаторская деятельность С.Я. Вольфсона по развитию общественных наук в Республике Беларусь

Вольфсон Семен Яковлевич — философ, академик Академии наук БССР с 1928 г. Родился 8 июня 1891 г. в г. Бобруйске Могилевской области.

Отец С.Я. Вольфсона — выпускник Казанского ветеринарного института, фармацевт по профессии. Мать, М.И. Александрова, из купеческой семьи г. Мозыря.

С.Я. Вольфсон закончил с медалью мужскую гимназию в г. Бобруйске. Затем поступил в Гейдельбергекий университет (Герма­ния), где обучался на юридическом и философском факультетах. За­нимался в семинаре по творчеству Спинозы. С началом Первой ми­ровой войны вернулся в Россию, где продолжил свое образование в Санкт-Петербургском психоневрологическом институте. Учился также в Санкт-Петербургском, Московском, а затем и Киевском уни­верситете, юридический факультет которою закончил в 1919 г.

После окончания Киевского университета вернулся в Бобруйск и там преподавал в женской гимназии, трудовой школе, Бобруйской учительской семинарии и педагогических курсах по общест­воведению, социологии и политической экономии.

После революции состоял членом Бобруйской городской думы, был председателем ее социал-демократической фракции. Являлся редактором еженедельной социал-демократической газеты «Наша мысль». В 1920—1921 гг. заведовал Бобруйским отделом народного образования.

В 1921 г. С.Я. Вольфсон представил в Институт Красной про­фессуры работу о диалектическом материализме в творчестве Г.В. Плеханова. Работа была одобрена приемной комиссией. В этом же году он был утвержден ученым советом БГУ на должность пре­подавателя, а затем и профессора, заведующего кафедрой диалек­тического материализма на факультете общественных профессий и педфаке, а в 1922 г. стал заместителем декана факультета общес­твенных наук и членом редколлегии «Трудов БГУ».

В 1922—1923 гг. Всебслоруским съездом работников просве­щения был избран членом президиума Белрабпроса (Белорусское рабочее просвещение).

В 1923 г.— председатель секции научных работников Белорус­сии. В ноябре 1923 г. участвовал в работе 1-го Всесоюзного съезда научных работников СССР.

В 1925 г. Совет БГУ утверждает его деканом факультета права и хозяйства. В это же время С.Я. Вольфсон командируется в Герма­нию и Францию, в Москве и Ленинграде ведет подбор преподава­телей на свой факультет.

В 1926 г. правление БГУ просит допустить профессора для за­шиты докторской диссертации по социологии. Он читает лекции о нравственности, культуре, издает Плехановскую хрестоматию. В 1927 г. три месяца работает в Германии в Прусской государ­ственной библиотеке по проблемам исторического материализма, семьи и брака.

Научно-педагогическая деятельность С.Я. Вольфсона позво­лила современникам характеризовать его следующим образом: «та­лантливый преподаватель, прекрасный исследователь, блестящий стилист».

Для истории психологии в Беларуси деятельность С.Я. Вольфсона знаменательна тем, что примерно до начала 20-х годов эле­менты психологических знаний преподавались и пропагандирова­лись в основном обществоведами и главным образом — философа­ми. Начиная с 1919 г. он ведет в Бобруйске обществоведение в гимназии, школе, учительской семинарии и др.

Но для истории роль С.Я. Вольфсона более важна как роль организатора, а затем и руководителя системы народного образова­ния, начиная с заведования Бобруйским отделением народного образования в начале 20-х годов и заканчивая должностью дирек­тора института философии, перед Великой Отечественной вой­ной — и академика-секретаря отделения общественных наук Л11 БССР. И хотя непосредственно психологических работ у него не было, психологи отмечают и ссылаются на рассмотрение С.Я. Вольф-соном психологических аспектов семьи, брака, проблем культурно­го развития, деятельности интеллигенции и т.д. в Беларуси. Это обстоятельство подтверждается еще и тем, что заведующий кафед­рой психологии Б ГПУ им. М. 'Ганка с 1964 г., доктор философских наук, профессор В.М. Ковалгин в одной из первых статей по исто­рии психологии в Беларуси отметил большие заслуги в развитии психологии и С.Я. Вольфсона. Погиб С.Я. Вольфсон в 1941 г. на захваченной немцами терри­тории.

Он был награжден орденом Трудового Красного Знамени. Автор первого в СССР вузовского учебника «Диалектический ма­териализм» (1922-1926 гг.).

Основные труды: «Плеханов» (1924 г.); «Интеллигенция как социально-экономическая категория» (1926 г.); «Социология бра­ка и семьи» (1928 г.); «Семья и брак в их историческом развитии» (1937 г.).

Проблемы культурного строительства в Беларуси, становле­ния и развития белорусской социалистической культуры освеще­ны в книге С.Я. Вольфсона «Культурная революция в действии. Национально-культурное строительстве) БССР» (1932 г.).

Научная деятельность Б.Э. Быховского в Беларуси

Как уже отмечалось, белорусским ученым не были чужды и философские, методологические вопросы психологии. Круг этих проблем в 20—30-х годах активно разрабатывался Б.Э. Быховским, С.Я. Вольфсоном, P.M. Выдрой, В.Н. Ивановским, С.З. Каценбоге-ном, П.Я. Паикевичсм и др. Методологические вопросы психоло­гии рассматривались в ходе Широкой философской дискуссии, направленной против концепций механицизма, субъективизма и др. Были подвергнуты критике виталистические и бихевиористские точки зрения, фрейдизм, рефлексология. Это помогло бело­русским философам и психологам освободиться от ряда ошибоч­ных представлений. В этом отношении показательна эволюция взглядов Б.Э. Быховского относительно фрейдизма. Если в 1923 г. он приписывал учению Фрейда диалектико-материалистическии характер, то в 1926 г. в книге «Метапсихология Фрейда» он крити­кует субъективизм и мистицизм фрейдовского учения, пытаясь, однако, провести линию его связи с реактологией.

Быховский Берхард Эммануилович (1898—1980 гг.) родился в г. Бобруйске. Доктор философских наук (1941 г.), профессор, лауреат Сталинской премии за создание «Истории философии» (1940-1943 гг.).

Окончил факультет общественных паук Белорусского государ­ственного университета (1923), а с 1929 г.— профессор БГУ. Рабо­тал на кафедрах философии в учебных заведениях Минска, Ташкен­та и Москвы. В 1953—1973 гг.— профессор кафедры философии Московскою института народного хозяйства им. Плеханова.

I'извивал представление о философии как особом внутреннем способе постижения мира и проявления человеческого духа. В 20-х годах неоднократно обращался к изучению психоанализа 3. Фрей­да. П 1923 г. в статье «О методологических основаниях психоана­литического учения З.Фрейда» исследовал эту проблему с точки зрения диалектического материализма.

В 1926 г. в статье «Генеономические воззрения Фрейда» крити­ковал фрейдизм за биологнзацию социальных явлений. Исследов;1л психофизические учения Спинозы и Гоббса. В 1930 г. издал «Очерк философии диалектического материализма», ставший одним из первых советских учебников ПО ЭТОЙ отрасли философского знания. Автор КНИГ «Философия Декарта» (1910 г.) и др.

В частности, в книге «Философия Декарта» говорится о жиз­ни и творчестве великого французского мыслителя, которого в равной степени чтут философы, педагоги, психологи, математики и Другие представители мировой науки. В 1896 г. в связи с 300-лети­ем со дня рождения Р.Декарта И.П.Павлов установил его бюст мри входе в свой кабинет в Колтушах под Санкт-Петербургом.

Б.Э. Быховский анализирует подходы Р.Декарта к таким по­нятиям как интуиция, разум, мышление и др., причем делает это в связи с переходом Р. Декарта от понятия «душа», которое до XV11 в. являлось предметом психологи и, к понятию «сознание», которое благодаря исследованиям Р. Декарта стало новым предметом пси­хологии


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: