Изъятие земель для государственных или муниципальных нужд

Порядок изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд определен в ст. 49 и 55 ЗК РФ. Изъять земельный участок для государственных или муниципальных нужд возможно лишь в исключительных случаях, установленных в ст. 49 ЗК РФ. Это выполнение международных обязательств Российской Федерации; размещение объектов государственного или муниципального значения при отсутствии других вариантов возможного размещения этих объектов, иные случаи, установленные федеральными законами и законами субъектов РФ.

В ЗК РФ содержится исчерпывающий перечень объектов, для размещения которых возможно изъятие земельного участка. К ним в частности отнесены: объекты федеральных энергетических систем и объекты энергетических систем регионального значения; объекты использования атомной энергии; объекты обороны и безопасности; объекты федерального и регионального транспорта, связи, информатики; объекты электро-, газо-, тепло- и водоснабжения муниципального значения.

Решение об изъятии земельного участка принимается органами государственного управления или местного самоуправления, компетенция которых определяется в зависимости от цели изъятия земельного участка. В ст. 9—11 ЗК РФ установлено, что земельные участки для федеральных нужд изымаются федеральными органами управления; для нужд субъекта РФ — органами исполнительной власти субъекта РФ; для муниципальных нужд — органами местного самоуправления.

При вынесении решения об изъятии земельного участка должен быть соблюден установленный порядок. Собственник земельного участка должен быть не позднее, чем за год до предстоящего изъятия земельного участка уведомлен об этом органом управления, принявшим решение об изъятии. Выкуп земельного участка до истечения года со дня получения такого уведомления допускается только с согласия собственника. Решение органа управления об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд подлежит государственной регистрации (ст. 279 ГК РФ). С момента государственной регистрации решения об изъятии участка до достижения соглашения или принятия судом решения о выкупе участка собственник земельного участка может владеть, пользоваться и распоряжаться им по своему усмотрению. Однако собственник несет риск отнесения на него при определении выкупной цены ЗУ затрат и убытков, связанных с новым строительством, расширением и реконструкцией зданий и сооружений на ЗУ в указанный период.

По соглашению с собственником ему может быть предоставлен взамен ЗУ, изымаемого, другой ЗУ с зачетом его стоимости в выкупную цену.

Если собственник не согласен с решением об изъятии либо не достигнуто соглашение о выкупной цене, гос. орган, принявший такое решение, может предъявить в суд иск о выкупе ЗУ в течении 3-х лет с момента направления собственнику уведомления об этом.

В соответствии с ЗК принудительное отчуждение ЗУ для гос. и муниципальных нужд может быть проведено только на основании решения суда при условии предварительного и равноценного возмещения стоимости ЗУ. В случаях, когда ЗУ, изымаемый для данных нужд, находится во владении и пользовании на праве ПНВ или ПБП, прекращение этих прав осуществляется применительно к правилам ст. 279 – 282 ГК. Лица, использующие ЗУ на правах, не являющихся собственностью, должны быть не менее чем за год быть предупреждены об изъятии у них ЗУ, им полностью должны быть возмещены причиненные убытки.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: