Приятельские отношения. Симпатия и антипатия

Приятельские отношения возникают, когда знакомые ощущают межличностную привлекательность (симпатию).

Симпатия (от греч. sympatheia — влечение, внутреннее расположение) это устойчивое положительное (одобрительное, хорошее) отношение к кому- или чему-нибудь (другим людям, их группам, социальным явлениям), проявляющее­ся в приветливости, доброжелательности, восхищении, побуждающее к общению, оказанию внимания, помощи (альтруизму).

Условием возникновения симпатии является территориальная близость. Она создает доступность контактов с другим человеком. А это позволяет людям нахо­дить друг в друге то, что им нравится, что их роднит, оказывать друг другу знаки внимания.

Причины возникновения симпатии могут быть осознанными и малоосознан­ными. К первым относятся общность взглядов, идей, ценностей, интересов, нрав­ственных идеалов. Ко вторым — внешняя привлекательность, черты характера, манера поведения и т. п. Не случайно, по определению А. Г. Ковалева (1970), сим­патия — это малоосознанное отношение или влечение одного человека к другому.

Явление симпатии привлекло к себе внимание еще древнегреческих филосо­фов, в частности стоиков, которые трактовали ее как духовную объективную общ­ность всех вещей, в силу которой люди сочувствуют друг другу. Однако на протя­жении многих столетий симпатия по существу рассматривалась как эмпатия. Отголоски такого взгляда на симпатию, ее смешение с эмпатией можно встретить и сейчас. Например, в словаре социально-психологических понятий «Коллектив, личность, общение» (1987) говорится, что близкой симпатии выступает эмпатия и что «...иногда симпатия ведет к альтруистической помощи, а иногда, напротив, может обусловливать избегание другого человека как источника тревожащих и потому негативных эмоций. Мы можем уклоняться от встречи с определенны­ми людьми, поскольку даже один их вид печалит нас» (с. 96). Ясно, что речь идет о проявлении эмпатии, а не симпатии. Скорее в случае избегания человека надо говорить об антипатии к нему, но и она вовсе не обязательна в описываемом случае.

Определяя природу симпатии и антипатии, американский социолог Дж. Мо­рено (1958) выдвинул гипотезу, что источники симпатии и антипатии носят врож­денный характер и являются результатом tele — таинственной способности притя­гивать к себе людей или отталкивать их. Люди, обладающие tele, занимают в группах,


к которым принадлежат, высокий социальный статус. Таким образом, согласно представлениям Дж. Морено, определенные люди обладают социальной одарен­ностью, которая спонтанно вложена в человека свыше и проявляется в виде пото­ка особых частиц эмоциональной энергии tele, излучаемых этим человеком.

Эта гипотеза подверглась справедливой критике со стороны многих психоло­гов, особенно отечественных, отмечавших, что главным определяющим симпатию или антипатию фактором является поведение человека в процессе взаимодействия с другими людьми, его нравственные и моральные качества, его идейные убежде­ния. В этих взглядах тоже есть известный перехлест. Ф. Ларошфуко справедливо отмечал, что «иные люди отталкивают, невзирая на все их достоинства, а другие привлекают при всех их недостатках» (1971, с. 162). Феномен привлекательности, притягательности для объяснения природы симпатии используется и в настоящее время, но вместо tele Дж. Морено используется другое понятие — аттракция.

Английское слово attraction переводится как «привлекательность», «притяже­ние», «влечение». В психологии этим термином обозначают процесс и результат формирования положительного эмоционального отношения (Г. М. Андреева, 2006). Аттракция — это наличие чувства, отношения к другому человеку и его оценка. Спецификой симпатии и антипатии является то, что они никем специально не устанавливаются, а складываются спонтанно в силу ряда причин психологиче­ского характера.

Одной из таких причин является ассоциация одного человека с другим («ас­социативная симпатия или антипатия»): мы испытываем симпатию к тому, кто похож на симпатичного и приветливого человека, которого мы уже знаем и с ко­торым неоднократно общались, получая от этого удовлетворение, и наоборот, у нас возникает антипатия к человеку, который похож на нашего врага.

Хотя уже в раннем возрасте дети быстро и уверенно определяют свои предпоч­тения, до сих пор не ясны причины, по которым они симпатизируют одним взрос­лым и сторонятся других {Stevenson, 1965).

Поскольку механизм возникновения симпатии во многом остается загадоч­ным, это создает большие трудности для педагогов в воспитании детей и форми­ровании положительного социального климата в детских группах. Как отмечает А. А. Рояк (1974), если дети не любят дошкольника, воспитателю очень трудно разобраться в причинах его непопулярности и порой просто не под силу создать расположение к нему других детей. Понять механизмы формирования симпатии в некоторой степени помогает выявление факторов, способствующих аттракции. По Л. Я. Гозману (1987), ими являются:

• свойства объекта аттракции;

• свойства субъекта аттракции;

• соотношение свойств объекта и субъекта аттракции;

• особенности взаимодействия;

• особенности ситуации общения;

• культурный и социальный контекст;

• время (динамика развития отношений во времени).




Таким образом, возникновение и развитие аттракции, а с ней и симпатии, за­висит от особенностей как объекта симпатии (его привлекательности), так и сим­патизирующего субъекта (его склонностей, предпочтений), и определяется кон­кретными социальными условиями.



Когда после напряженной трудовой недели мы отдыхаем возле камина, наслаждаясь вкусной едой, напитками и музыкой, то, скорее всего, будем испытывать добрые чувства к тем, кто в этот момент находится рядом с нами. Значительно меньше шансов на то, что мы проник­немся симпатией к человеку, с которым столкнулись в тот момент, когда нас мучила мигрень. Экспериментально этот принцип «ассоциативной симпатии» был проверен Павлом Ле-вицки (Lewicki, 1985). Когда... студентам показали фотографии двух женщин и попросили сказать, какая кажется им более дружелюбной, их мнения разделились примерно поровну. В другой группе испытуемых, где эти же фотографии были показаны после того, как они по­общались с симпатичным и приветливым экспериментатором, которая была похожа на жен­щину на фотографии, в ее пользу было отдано в 6 раз больше голосов. Во время следующего опыта экспериментатор вела себя недружелюбно по отношению к половине испытуемых. Когда в дальнейшем им понадобилось отдать свои анкеты одной из двух женщин, практиче­ски все постарались избежать общения с той из них, которая была похожа на эксперимента­тора. (Возможно, вы и сами вспомните случай из своей жизни, когда вы хорошо или плохо реагировали на человека только потому, что он напомнил вам кого-то.) Факт существования этого феномена - ассоциативной симпатии или антипатии - под­тверждается и другими экспериментами. Согласно результатам одного из них, студенты коллед­жа более позитивно оценивали незнакомых им людей, если процедуру проводили в уютной комнате, чем если ее проводили в жарком и душном помещении (Griffitt, 1970). Аналогичные результаты получены и при оценке людей, сфотографированных в изысканных, обставлен­ных роскошной мебелью и освещенных мягким светом гостиных и в убогих, грязных и тесных комнатушках {Maslow, Mintz, 1956). И в этом случае, так же как и в первом, позитивные чув­ства, вызванные элегантной обстановкой, оказались перенесенными на оцениваемых лю­дей. Уильям Уолстер извлек из этих исследований весьма полезный вывод: «Романтические ужины, походы в театр, вечера, которые пары проводят дома вдвоем, и совместный отдых никогда не утрачивают своей значимости... Если вы хотите сохранить свои отношения, важ­но, чтобы у обоих они продолжали ассоциироваться с приятными вещами» (Walster, 1978).

МайерсД., 2004, с. 529-530.


В зарубежной социальной психологии, отмечает В. П. Трусов (1984), много­кратно обнаруживалась предсказательная функция эмоциональных показателей (симпатии — антипатии) при изучении политических предпочтений, так как они менее подвержены влиянию «семантических фильтров» по сравнению с когнитив­ными и поведенческими показателями. Наиболее точные совпадения с результа­тами реального голосования за того или иного кандидата давали эмоциональные оценки кандидата.

Сплоченность. Межличностные отношения в группе влияют на сплоченность группы. С другой стороны, по сплоченности можно судить о межличностных от­ношениях в группе. По данным В. Н. Васильевой и Н. А. Васильева (1979), в млад-


ших классах сплоченность девочек выше, чем мальчиков, однако с 5-го класса мальчики становятся более сплоченными, чем девочки (табл. 14.1). Большая спло­ченность мужчин по сравнению с женщинами подтвердилась и в студенческих учебных группах: в мужских группах коэффициент сплоченности был в пределах 0,28-0,53, а в женских - 0,08-0,11.

Таблица 14.1. Сплоченность лиц мужского и женского пола различного возраста

Эти данные свидетельствуют о том, что девочки, придя в школу, быстрее уста­навливают положительные контакты друг с другом, чем мальчики, но эти контак­ты у них менее прочные и легко разрушаются в средних и старших классах. От­сутствие контактов между мальчиками и девочками приводит к тому, что общая сплоченность в 1-8 классах практически была нулевой (от -0,09 до 0,16) и только в 9-10 классах выросла до 0,27-0,59.

По данным В. А. Гончарова (2001), число «изгоев» среди школьников 7-8 клас­сов значительно выше у девочек, хотя часто они не осознают своего положения в классе. Девочки отвергаются из-за особенностей темперамента или интеллекта, а мальчики — из-за особенностей характера. Число школьников, получивших боль­шое число положительных выборов, больше у мальчиков (41-54%), чем у дево­чек (37-42%), что подтверждает большую сплоченность среди мальчиков, чем сре­ди девочек.

Как отмечает Я. Л. Коломинский (А. А. Реан, Я. Л. Коломинский, 1999), чаще всего представителей противоположного пола выбирают те ученики младших и средних классов, которые занимают неблагоприятное положение в системе лич­ных взаимоотношений. Так, если «звезды» выбирали представителей противопо­ложного пола в 30%, то отвергаемые — в 75%.

По данным зарубежных авторов, отношения между мужчинами характеризу­ются большей конфликтностью и соревновательностью (Е. Aries, E.Johnson, 1983; R. Auckett et ah, 1988; K. Farr, 1988). Конфликтные отношения между собой маль­чики выясняют посредством силы, отвергая более слабого. Конфликтные ситуа­ции между девочками решаются на эмоциональном уровне, в спорах, бойкотиро­вании. Они чаще «наговаривают» друг на друга.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: