Система ТРМ охватывает основные виды деятельности предприятия (проектирование, производство и управление). Направления развертывания ТРМ приведены в табл. 5.1 [8].
Таблица 5.1. Направления внедрения системы
№п/п | Направление | Цель |
I | Самостоятельное обслуживание оборудования операторами | Самостоятельное содержание операторами собственного оборудования в работоспособном состоянии |
! | Отдельные улучшения | Повышение эффективности всех видов ресурсов на основе рационального их использования, снижения или сведения к нулю существующих видов потерь |
Планово- предупредительный ремонт и техническое обслуживание | Обеспечение управления оборудованием на протяжении его жизненного цикла | |
Повышение квалификации производственного и ремонтного персонала | Воспитание персонала, обладающего высоким уровнем мастерства в эксплуатации и обслуживании оборудования | |
Управление новым продуктом | Разработка новых продуктов по принципу «просто для производства», эффективный контроль их выпуска на начальном этапе и оценка успешности | |
Деятельность по улучшению качества продукта | Обеспечение высокого качества продукции и обслуживания оборудования, достижения «нуля брака» | |
Санитария и гигиена | Обеспечение безопасности продукта, соблюдение правил производственной безопасности, санитарии и личной гигиены | |
Окружающая среда, охрана труда и безопасность | Реализация системы управления охраной труда, осуществление экологической политики фирмы, внедрение концепции охраны предприятия | |
ТРМ в управленческих и обслуживающих структурах | Распространение системы ТРМ на деятельность управленческих и обслуживающих структур, кардинальное улучшение менеджмента компании | |
Планирование и учет затрат на внедрение системы ТРМ | Обеспечение эффективности финансовых вложений в деятельность по внедрению ТРМ |
Распространение принципов ТРМ на все указанные виды деятельности способствует исключению всех видов потерь па предприятии и существенному увеличению эффективности производства.
За более чем 30-летнюю историю существования и развития системы ТРМ была выработана пошаговая процедура ее развертывания (табл. 5.2), которая реализуется от трех до 10 лет в зависимости от степени готовности предприятия.
Успешное функционирование ТРМ требует активного участия всех работников предприятия, расширения их функций, повышения квалификации, изменения отношения к делу, когда главным является не формальное выполнение задания, а обеспечение эффективности и качества на основе творческого отношения к труду, постоянного совершенствования. Такие изменения не могут произойти одномоментно и сами по себе. Они требуют создания разветвленной организационной структуры и постоянного обучения всех работников, улучшения условий и мотивации труда.
Таблица 5.2. Программа развертывания ТРМ на предприятии1
Этапы | Шаги | Ключевые моменты | |
1. Подготовка | 1. Провозглашение высшим руководством решения о внедрении ТРМ | Обнародование решения о внедрении ТРМ на общем совещании и во внутренних средствах информации предприятия | |
2.Обучение персонала методам внедрения ТРМ | Обучение менеджеров всех уровней и рабочих на семинарах с демонстрацией наглядных материалов (слайдов и др.) | ||
3.Создание организационной структуры для продвижения ТРМ и утверждение предварительного регламента ее деятельности | Создание комиссий, подкомиссий. Советов по внедрению ТРМ, проектных групп; определение модельного оборудования, на котором осуществляется процедура самостоятельного обслуживания операторами, обучение руководителей проектных групп и менеджеров более высокого уровня | ||
4. Определение политики и целей внедрения ТРМ | Установление показателей, заданий, прогнозирование результатов | ||
5. Разработка генерального плана продвижения ТРМ | Составление и утверждение плана от этапа подготовки до проведения инспекции по поводу присуждения премии ТРМ | ||
П. Начало | 6. Объявление о начале внедрения ТРМ | Приглашение на мероприятие поставщиков, потребителей, деловых партнеров | |
III. Внедрение | 7. Создание системы повышения -эффективности производственного сектора | Максимальное повышение эффективности производственного сектора | |
7.1. Отдельные улучшения | Деятельность проектных команд и малых групп на рабочих местах | ||
7.2. Самостоятельное обслуживание оборудования | Использование поэтапного метода, аудит, проверка знаний персонала | ||
7.3. Плановое обслуживание оборудования | Корректирующее, периодическое и прогностическое обслуживание | ||
7.4. Повышение мастерства эксплуатации и обслуживания оборудования | Совместное обучение лидеров групп для повышения их квалификации | ||
8. Создание системы управления оборудованием на начальном этапе его работы и системы разработки новых продуктов | Разработка продуктов, легких в изготовлении, создание оборудования простого в обращении | ||
9. Создание системы обеспечения качества | Определение и поддержание условий, препятствующих появлению брака | ||
10. Создание системы повышения эффективности функционирования непроизводственных подразделений | Поддержка производственных подразделений, увеличение производительности работы в офисе, повышение эффективности офисного оборудования | ||
11. Создание системы поддержания благоприятной окружающей среды и безопасных условий труда | Создание системы, обеспечивающей нуль несчастных случаев и нуль загрязнения окружающей среды | ||
IV. Закрепление | 12. Завершение внедрения ТРМ, подъем ТРМ на новый уровень | Получение премии ТРМ, постановка новых, более высоких целей | |
5.2.3. Обучение персонала при развертывании и функционировании системы ТРМ
Система ТРМ предъявляет ко многим работникам, особенно к операторам оборудования, повышенные требования по совершенствованию их знаний, навыков, взаимоотношений с коллегами, отношения к своим обязанностям. Без обучения персонала успешное освоение ТРМ невозможно, поэтому первым шагом к развертыванию системы ТРМ после решения руководства предприятия о ее создании является организация обучения персонала (см. табл. 5.2).
Фирмы Японии, имеющие наибольший опыт использования систем ТРМ разработали и используют методику пошагового обучения. Эта методика имеет следующие особенности.
1. Вначале с основами ТРМ знакомятся менеджеры и специалисты высшего звена. Затем они передают свои знания специалистам среднего звена (пример- передача информации членами проектных групп участникам модельных групп). Специалисты среднего звена передают свои знания и опыт производственному персоналу (цепочка «модельные группы - рабочие группы»),
2. Все работники предприятия подкрепляют теоретические знания практическим применением. Так, специалисты высшего и среднего звена после обучения на семинарах реализовали свои знания в работе проектных и модельных групп [8].
Такая система обучения не только позволяет получить прочные и глубокие знания, научить их применению, но и объединяет коллектив, сближает сотрудников. Они начинают лучше понимать проблемы друг друга. Все это способствует более успешному освоению новой системы.
Для обучения менеджеров высшего звена обычно приглашают консультантов со стороны. Для них может быть достаточным 2 семинара в течении недели. Для менеджеров и специалистов среднего звена, которые затем передают свои знания мастерам и рабочим, необходимо не менее 4 семинаров в течение месяца Полученные знания менеджеры и специалисты высшего звена закрепляют при разботке Генерального плана и Плана мероприятий по развертыванию ТРМ, а также в работе проектных групп. Менеджеры и специалисты среднего звена закрепляют свои знания в работе модельных групп и при обучении рабочих.
В Процессе функционирования системы ТРМ процесс обучения персонала должен быть непрерывным и переходить на более высокий уровень вместе с совершенствованием самой системы (см. табл. 5.2).