Развитие и выбор систем менеджмента качества

Глава 5. Современные системы менеджмента качества и методы повышения эффективности организаций

Развитие и выбор систем менеджмента качества

Производители всегда старались обеспечить качество создаваемой продукции, осо­бенно если она предназначалась для продажи. В условиях ремесленного производ­ства, когда в создании продукции чаще всего участвовал один мастер, качество обес­печивалось в основном им самим, уровнем его мастерства, ответственности, оснащенности. После первой промышленной революции (XVIII пек) с появлением крупных производств (мануфактур), когда и создании продукции стали принимать участие много исполнителей, а процесс производства был разбит на этапы и опера­ции, возникла необходимость в системах качества. Цель этих систем - нивелировать особенности производств и исполнителей, обеспечить требуемый уровень качества продукции. Вплоть до начала 1980-х годов в основе этих систем лежал контроль качества продукции. По мнению выдающеюся американского специалиста в области качества А. Фейгенбаума, вплоть до 1920 года в основе этих систем лежал индивидуальныйконтроль качества, до 1930 года — цеховой контроль качества, до 1960 года - контроль качества при приемке продукции, до 1980 года - статистичес­кий контроль качества. С ростом объемов производства, сложности и разнообразия продукции, требований к качеству становилось ясно, что этот подход исчерпал себя. Во-первых, он не обеспечивал требуемое качество, во-вторых, резко выросли затраты на качество. Число контролеров в некоторых компаниях достигло 40 % от общей численности персонала. Резко снизилась эффективность производства,

Уже с 1920-х годов начались попытки если не разрешить, то ослабить указан­ное противоречие первого этапа. В мае 1924 года доктор В. Шухарт предложил контрольные карты и соответствующие статистические методы, которые позво­лили сосредоточить усилия не на конечном контроле качества продукции, а на контроле технологических процессов ее производства.

Постепенно формировалась концепция обеспечения качества, включающая в себя следующие постулаты:

• главная цель — потребитель должен получать только годные изделия, соответствующие стандартам;

• отбраковка сохраняется как один из важных методов обеспечения качеств;

• основные усилия следует сосредоточить на управлении производственными процессами, обеспечивать увеличение процента выхода годных изделий.

Одним из первых, кто предложил комплексное управление качеством на всех этапах жизненного цикла продукции (прообраз ТQМ), был А. Фейгенбаум. Он обосновал необходимость системного подхода к управлению качеством, объединения технических и управленческих методов для удовлетворения потребителей наибо­лее экономными методами.

В условиях ускорения научно-технического прогресса, глобализации экономики, обострения конкуренции производителей актуальность проблем качества посто­янно возрастает. В последние годы возникло много новых методов и систем ме­неджмента качества, пытающихся решить эти проблемы. Рассмотрим классифи­кацию современных корпоративных систем (подсистем) менеджмента качества по различным признакам [2].

1. По отношению к целям-стратегиям (с учетом баланса интересов заинтере­сованных сторон).

1.1.Менеджмент отношений с потребителями

1.2. Менеджмент отношений с персоналом

1.3. Менеджмент отношений с собственниками

1.4. Менеджмент отношений с обществом

1.5. Менеджмент отношений с поставщиками и партнерами

2. По отношению к материальным, финансовым, информационным и времен­ным ресурсам (то есть по отношению к целям-средствам).

2.1.Логистика

2.2. Менеджмент оборудования

2.3.Финансовый менеджмент, менеджмент затрат

2.4. Информационные технологии и системы

2.5.Менеджмент времени

2.6.Бережливое (экономное) производство

2.7.Планирование ресурсов предприятия.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: