double arrow

В ПОИСКАХ СЕБЯ

Я чувствую себя зеброй, которая должна

всем объяснять, почему она полосатая.

Ингер Эдельфелъд

На вопрос «Когда и как вы узнали о своей гомо­сексуальности?» геи и лесбиянки иногда отвечают контрвоп­росом: «А когда и как вы узнали о своей гетеросексуальности?», на который ни один «натурал» не может ответить. Но при всей моральной корректности такой вежливой отпове­ди — не задавай другому интимных вопросов, которых ты не задавал самому себе, — эти вопросы неравноценны. Между становлением гетеро- и гомосексуальной идентичности есть принципиальная разница.

Поскольку весь процесс воспитания и половой/гендерной социализации детей направлен на формирование гетеросексуальности, «натуральные» мальчики и девочки не «откры­вают» свою сексуальную идентичность и не задумываются о ней, а принимают, усваивают ее в готовом виде, как нечто само собой разумеющееся, данное природой. Собственная сексуальная идентичность становится для ребенка пробле­мой, только если у него что-то неладно, например если его телосложение или поведение не соответствуют общепри­нятым представлениям и полоролевым ожиданиям, застав­ляя его самого или / и окружающих его людей задуматься: настоящий ли это мальчик или девочка? Напротив, сексуальная идентичность геев и лесбиянок проблематична изна­чально, всегда. Они не находят, а открывают и в извест­ном смысле создают ее, необходимый объем индивидуаль­ного творчества здесь гораздо больше.

На вопрос «Как человек становится геем?» наука дает по крайней мере три разных ответа. 1) Гомосексуальность дана индивиду изначально как неотвратимая судьба, индивиду­альное развитие только обнаруживает и реализует то, что было заложено природой или сформировано в очень раннем детстве. 2) Она формируется средой и воспитанием: трав­матическими переживаниями детства, семейными условия­ми, сексуальным совращением подростка взрослыми или сверстниками. 3) Она является результатом индивидуально­го саморазвития, более или менее сознательного выбора, это не судьба, а самоопределение.

Хотя эти подходы кажутся взаимоисключающими, каж­дый из них по-своему справедлив, потому что сексуальная ориентация многомерна и ее аспекты и компоненты форми­руются разновременно и по-разному. Непроизвольное эро­тическое влечение к лицам собственного пола часто бывает врожденным или возникает уже в самом раннем детстве. Целостный сексуальный сценарий формируется под влияни­ем среды и воспитания, в процессе активного взаимодей­ствия с другими людьми. Что же касается самосознания («Я гей» или «Я лесбиянка») и соответствующего стиля жизни, то они, безусловно, предполагают выбор и индивидуальное самоопределение.

Исходя из общей логики современной психологии разви­тия, частным случаем которого является психосексуальное развитие, влияние наследственности, среды и собственно­го опыта личности на формирование гомосексуальности надо рассматривать не по принципу или/или, а по принци­пу и/и, постепенно переходя от объективных данных к субъективным переживаниям.

Самый важный индикатор будущей гомосексуальности ребенка — гендерное несоответствие, которое в некоторых случаях, но далеко не всегда, сочетается с особенностями телосложения и внешности (женственный мальчик и мужеподобная девочка). Многие геи и лесбиянки отмечают, что они с раннего детства отличались от сверстников своего пола: одевались не в ту одежду, любили не те игры, выби­рали не тех партнеров и т. д.1

Вот как выглядят детские воспоминания сан-францисских геев и лесбиянок по сравнению с контрольной гетеро­сексуальной группой2.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: