Выполнение курсовой работы включает следующие этапы.
1. Выбор и согласование с преподавателем темы курсовой работы.
2. Изучение методических вопросов организации и проведения маркетинговых исследований (раздел 1 методических указаний, рекомендуемая литература).
3. Разработка программы исследования. На данном этапе студенту необходимо определить цель и задачи исследования, вид опроса (личный, почтовый, телефонный, электронный); разработать анкету для проведения опроса потребителей.
4. Оформление и сдача на проверку отчета о выполнении курсовой работы.
Отчет имеет следующую структуру:
· Титульный лист с указанием темы курсового проекта, ФИО и номера группы студента, ФИО преподавателя-консультанта (см.Приложение 1);
· Раздел 1. Цель и задачи исследования.
· Раздел 2. Инструментарий исследования.
Раздел 1 “Цель и задачи исследования”. На данном этапе исходя из темы курсовой работы, необходимо конкретизировать:
· понятие спроса применительно к изучаемому продукту;
|
|
· натуральные единицы измерения спроса на изучаемый продукт;
· совокупность внешних и внутриотраслевых факторов, влияющих на спрос.
При формулировке цели, необходимо определить, кто проводит исследование:
· действующая компания-производитель,
· новая компания, планирующая открыть производство данного продукта,
· независимая исследовательская организация.
Для каждого из перечисленных субъектов необходимость изучения спроса может быть вызвана различными причинами. Например, для действующих компаний это могут быть снижение или замедление темпов роста продаж; планирование деятельности; внедрение новых технологий, позволяющих повысить потребительскую ценность товара или услуги и др. Исследовательские организации изучают, как правило, общие тенденции развития рынка той или иной продукции, позиции конкурирующих компаний на рынке и т.п.
При изучении спроса могут решаться следующие задачи:
1) определение количества потенциальных потребителей (для нового продукта);
2) определение количества реальных потребителей;
3) оценка частоты покупок или обращения к услуге;
4) выявление факторов, оказывающих наибольшее влияние на спрос;
5) изучение требований пользователей к технико-экономическим и качественным параметрам продукта; анализ соответствия продукта запросам потребителей;
6) изучение заинтересованности потребителей в появлении нового продукта на рынке;
7) изучение предпочтений потребителей в отношении различных производителей или торговых марок, степень удовлетворенности потребителей;
8) изучение отношения потребителей к рекламной деятельности конкурирующих компаний и выявление наиболее эффективных каналов воздействия на потребителей;
9) изучение потребителей, сегментация рынка, выявление наиболее перспективных рыночных сегментов и другие.