К началу XX столетия наиболее общее значение приобрела ассоциативная психология, в системе которой интенсивно изучалась вся проблематика познавательных процессов (или функций) человека: восприятие, внимание, память, мышление и связанные с мышлением процессы принятия решений, рассматривавшиеся как волевые процессы. На основе этих исследований уже в начале прошлого столетия разрабатывались диагностические задания и методики измерения индивидуальных различий детей и взрослых, основанные на оценке уровня основных психических функций и познавательных возможностей человека.
В нашей стране наиболее полная система диагностики была создана Г. И. Россолимо (1909—1910) (см. Приложение). Она включала измерение пяти основных функций:
а) внимания;
б) воли;
в) восприимчивости;
г) запоминания;
д) ассоциативных процессов, соответствовавших представлениям ассоциативной психологии о мышлении.
В сокращенной методике диагностики автор определял как наиболее значимые три группы процессов: внимание и волю, точность и прочность восприимчивости (т. е. непроизвольную память) и систему ассоциативных процессов (мышление). Он писал: «По нашей системе производится количественное определение лишь следующих трех общих групп процессов:
|
|
A. Внимания и воли;
B. Точности и прочности восприимчивости;
C. Ассоциативных процессов»'.
В общей сложности вся система включала 11 основных процессов. Внимание исследовалось по его устойчивости и объему, воля — по сопротивлению автоматизмам и вну- шаемости, точность вос приимчивости — по степени по-
1 Россолимо Г. И. Психологические профили. Методика.— СПб., 1910.—
С. 7.
следующего узнавания и воспроизведения, что соответствовало диагностике качеств памяти. Более полно процессы памяти отражены в шкале «запоминание», включавшей результаты зрительного представления фигур, картин и предметов; зрительного и слухового предъявления элементов речи (букв, слогов, слов, предложений) и чисел. Диагностика ассоциативных процессов включала оценку качеств:
1) осмысления;
2) комбинаторных способностей;
3) сметливости;
4) воображения;
5) наблюдательности'.
Для изучения каждого из этих пяти процессов были созданы диагностические задания, основанные главным образом на материале, использовавшемся в экспериментальной психологии. Была разработана система графической регистрации качества выполнения каждого задания, на основе которой составлялся психологический профиль каждого испытуемого. Характеризуя разработанный метод, Г. И. Россолимо писал: «Сущность метода сводится к определению высоты 11 психических процессов, максимум силы которых оценен в 10 единиц, причем в основу определения высоты каждого процесса положен принцип положительных и отрицательных ответов на 10 вопросов, относящихся к каждой задаче. В переводе упомянутых единиц на графический язык высота каждого процесса выражается в высоте ординаты, определяемой числом десятых долей максимальной ее величины, одинаковой для всех процессов»2. Были составлены инструкции для экспериментаторов по проведению диагностики, количественной оценке и интерпретации психологических профилей, Разработанная система диагностики была использована для различных возрастов (от 8,5 до 32 лет) С целью исследования «типов психических индивидуальностей»3, для исследования развития личности в различные периоды ее жизни, диагностики ум ственной одаренности и умствен-
|
|
1 Россолимо Г. И. Психологические профили. Методика.— СПб., 1910 — с. 7.-8.
2 Там же. — с. 6.
3 Там же. —с, 50
.592
ной отсталости, а также для клинического и судебно-пси-хиатрического обследования психически больных.
С помощью методики психологических профилей были предложены первые графические сопоставления уровней одаренности.
Так на основе диагностики познавательных процессов и оценки их уровня уже в начале прошлого столетия были предприняты попытки оценки уровней одаренности. Естественно, на этой очень узкой основе было невозможно ставить и решать как-либо специальные проблемы диагностики возрастного развития одаренности. Однако многие из разработанных диагностических заданий в дальнейшем были использованы другими создателями диагностических методик, либо послужили образцами для их разработки.