Психологическая подготовка – это процесс и результат адаптации психики спортсмена к условиям и задачам тренировочной и соревновательной деятельности.
Спортивные игры требуют от спортсмена высокой психологической устойчивости, собранности, выдержки, самообладания, способности соревноваться длительное время при высоком напряжении сил.
Психологическая подготовка складывается из: общей и специальной.
1. Общая – направлена на воспитание:
а) мотивов занятий спортивными играми,
б) морально-волевых качеств (настойчивость, решительность, дисциплинированность, смелость, находчивость);
в) норм, и правил спортивной этики, законов честной игры;
г) специальных качеств (внимание, память, мышление, ощущения, наблюдательность), лежащих в основе технико-тактической деятельности и обеспечивающих ее эффективность.
Задачи общей психологической подготовки в процессе тренировки решаются с помощью следующих методов:
1. проведение упражнений соревновательным методом,
2. метод дополнительных затруднений – введении ограничений (t; рост, точность, противодействие);
3. метод выполнения до отказа – где нужно длительное волевое усилие;
4. метод гандикапа (отставание в счете, неравные силы);
5. метод самостоятельных заданий для развития инициативы, настойчивости, дисциплины;
6. метод определенного задания – цель достигается определенным способом действия.
Для развития специальных качеств используют: уменьшенные мишени; броски и перемещения после прыжков, вращений, поворотов, с закрытыми глазами; в плохо освещенных залах, конкретные задания (дальние броски, тяжелые мячи, ракетки, инвентарные площадки и их покрытия).
2. Специальная психологическая подготовка направлена на непосредственную подготовку к участию в соревнования, на достижение оптимальной (наивысшей) психологической готовности и спортивной борьбе, т.е. она направлена на управление психологическим состоянием спортсмена.
Формирование качеств, обеспечивающих психологическую устойчивость к сбивающим факторам и раздражителям, проявляется в умении контролировать свое поведение и сознательно управлять им в условиях спортивной борьбы. Эти качества очень специфичны для каждого вида спорта, поэтому для адаптации необходимы условия соревнований только по виду спорта, где создается динамический стереотип поведения, проявляемый в тех условиях, в которых он был создан.
Методы и приемы
1. Убеждения, внушение, самовнушение, рекомендации, аутогенная тренировка (снимающая общую напряженность, настраивающая на выступление в соревнованиях)
2) Настройка и снятие напряжения – специальная разминка с упражнениями на расслабление.
3) Идеомоторные упражнения – (мысленное восприятие движений, с концентрацией внимания на решающих фазах движения).
4) Приемы психорегулирующей тренировки, мобилизирующее к соревнованию.
5) Модельная и ситуационная тренировки.
6) Систематическое участие в соревнованиях – очень действенный фактор.
7) Массаж, медикаментозные средства.
Непосредственная подготовка к соревнованиям – определенный режим тренировок, отдыха и нагрузки, моделирование предстоящих соревнований, за несколько часов собрание команды, установка на игру, информация о своей готовности и готовность соперника, его основные характеристики и лучшие игроки. Не рекомендуется перед своей игрой смотреть игры, за 30 мин. разминка и за 5-10 минут повторная установка краткого тактического плана – что следует предпринять. В перерыве - отдых, 1-2 очень конкретных указания. Разбор игры на следующий день.
Психологические состояния бывают:
1) Состояние готовности,
2) Предстартовая лихорадка.
3) Предстартовая апатия.
Методические приемы воздействия:
1) Внимание на слабые стороны подготовки спортсмена (соперника).
2) Беседана отвлеченную тему.
3) Снятие запрета на ошибку.
4) Массаж.