Общественные объединения в РБ

Общественным объединением является добровольное объединение граждан, в установленном законодательством порядке объединившихся на основе общности интересов для совместной реализации гражданских,социальных, культурных и иных прав.На территории Республики Беларусь создаются и действуют международные, республиканские и местные общественные объединения,союзы. Международными признаются общественные объединения, союзы,деятельность которых распространяется на территорию Республики Беларусь (одной или нескольких административно-территориальных единиц Республики Беларусь) и территорию одного или нескольких иностранных государств.Республиканскими признаются общественные объединения, союзы,деятельность которых распространяется на всю территорию Республики Беларусь.Местными признаются общественные объединения, союзы,деятельность которых распространяется на территорию одной или нескольких административно-территориальных единиц Республики Беларусь.

№28 Деятельность общественных объединений в республике Беларусь

Вторая половина 80-х годов ХХ в. ознаменовалась ростом политической активности граждан, созданием неформальных общественных формирований, многие из которых стали прообразом новых общественных организаций и политических партий. В феврале 1990 г. Внеочередной съезд народных депутатов СССР отменил статью 6 Конституции СССР о руководящей и направляющей роли КПСС, что фактически означало легализацию принципа политического плюрализма и открыло дорогу многопартийности 9 октября 1990 г. был принят Закон СССР «Об общественных объединениях», который гарантировал гражданам свободу создания общественных формирований и упростил процедуру их регистрации.

Интенсивный процесс создания политических партий и общественных организаций в суверенной Беларуси в начале 90-х годов потребовал формирования и совершенствования их правовой базы. Конституцией Республики Беларусь гарантировано создание условий для свободного и достойного развития личности, многообразие политических институтов, идеологий и мнений, свобода ассоциаций. В апреле 1992 г. был принят Закон Республики Беларусь «О профессиональных союзах», 4 октября 1994 г. – Закон «Об общественных объединениях» и 5 октября 1994 г. – Закон «О политических партиях», которые определили правовой статус политических партий и других общественных объединений, их права, принципы и условия деятельности.Впоследствии в эти законы вносились определенные изменения и дополнения, в частности в соответствии с Декретом Президента Республики Беларусь «О некоторых мерах по упорядочению деятельности политических партий, профессиональных союзов, иных общественных объединений» от 26 января 1999 г., Гражданским кодеком Республики Беларусь и др.
Новые редакции Законов Республики Беларусь «Об общественных объединениях» и «О политических партиях» от 19 июля 2005 г., последующие корректировки от 8 мая 2007 г. содержат ряд нововведений, направленных на совершенствование внутриорганизационных отношений в объединениях. В Законах более точно определены условия формирования и деятельности органов объединений, а также разграничение их компетенции; предъявляются новые требования к уставам общественных объединений и их названиям. Детально регламентирован порядок государственной регистрации и постановки на учет организационных структур объединений. Вводится институт приостановления деятельности политических партий и других общественных объединений. В новых редакциях Законов комплексно урегулированы вопросы создания и деятельности союзов (ассоциаций) общественных объединений и политических партий и определен их правовой статус. Урегулированы вопросы, связанные с членством в общественных объединениях юридических лиц, созданием молодежных и детских общественных объединений, а также делением общественных объединений по территориальному признаку на международные, республиканские и местные.

Позитивной тенденцией развития правового регулирования общественных объединений стала разработка и принятие законодательных актов, определяющих отношения государства с конкретными видами добровольных объединений, что способствует повышению эффективности их деятельности, развитию системы социального партнерства (Закон «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений в Республике Беларусь» от 9 ноября 1999 г., Закон Республики Беларусь «О творческих союзах и творческих работниках» от 16 декабря 1999 г., новая редакция Закона «О профессиональных союзах» от 11 января 2000 г. и др

29.Информационные ресурсы и масс-медиа в избирательном процессе и деяельности общественных организаций Средства массовой информации в идеологических процессах
Популяризация идеологии белорусского государства осуществляется в сфере массовой коммуникации. Процесс передачи и распространения политической информации называется политической коммуникацией. Значимость массовой политической коммуникации в идеологических процессах заключается в систематическом распространении идеологем через печать, радио, телевидение, кино, звуко- и видеозапись на массовую аудиторию. Огромную роль в этом процессе играют средства массовой информации (СМИ). В англоязычном варианте этот термин обозначается словом масс-медиа (mass-media), причем слово «mass» обычно не употребляется. Средства массовой информации – это совокупность средств распространения информации на массовую аудиторию на каком-либо материальном носителе. Существует три вида СМИ: аудиовизуальные (радио и телевидение); печатные (газеты, журналы, бюллетени, сборники и т.д.); Интернет. Под термином «пресса» понимается совокупность технических средств изготовления и распространения информации, а также лиц и групп участвующих в этой деятельности. Роль СМИ в жизни общества неоднозначна. С одной стороны, СМИ способствуют распространению политической информации, тем самым повышая уровень знаний граждан. С другой стороны, СМИ способны навязывать свое мнение, манипулировать сознанием массовой аудитории. Существует несколько концепций, описывающих влияние СМИ: 1) концепция «волшебной пуЛи», согласно которой материалы газет, журналов, радио, телевидения достигают своей цели, поскольку они нацелены на пассивную аудиторию, мыслящую некритически; 2) концепция «подкожной инъекции», основанная на том, что информация «впрыскивается» в сознание людей и побуждает их к соответствующему действию; 3) концепция «пустого сосуда», согласно которой аудитория впитывает все догматы, распространяемые СМИ. Неоднозначность роли СМИ связано также с тем местом, которые они занимают в политической системе. Еще в 1840 году французский писатель О. де Бальзак впервые назвал прессу «четвертой властью». Примерно столетием позже немецкий министр пропаганды Й. Геббельс назвал СМИ инструментом политического контроля, при помощи которого необходимо подчинять людей по принципу «коммуникатор сказал – реципиент сделал». Одной из самых популярных классификаций функций СМИ является классификация, предложенная английским социологом Д. Макквейлом. К социальным функциям СМИ он относит: 1) информационную-, 2) корреляционную (объяснение, комментирование и интерпретация информации); 3) континуитивную (распространение господствующей культуры); 4) развлекательную; 5) мобилизационную (способствует проведению политических кампаний при помощи пропаганды и агитации). Совокупная деятельность СМИ создает определенную среду публичного общения или информационное поле (медиа- пространство). Информационное поле – это устойчивая совокупность социальных и политических связей и отношений, образующаяся в обществе под воздействием массовых коммуникаций. Информационное поле формируется главным образом средствами массовой информации. В белорусском законодательстве под средствами массовой информации понимается та или иная форма (способ) периодического распространения массовой информации – периодическое печатное издание, телерадиоорганизация, радио-, теле-, видео-, кинохроникальная программа. Деятельность СМИ в Республике Беларусь регулируется Конституцией, Гражданским кодексом, Законами «О печати и других средствах массовой информации», «Об информатизации», «Об электронном документе», «Об авторском праве и смежных правах» и другими нормативными правовыми актами. Базовым органом, обеспечивающим взаимоотношение государства и СМИ, является Министерство информации. На информационном поле Беларуси действуют следующие виды СМИ: Государственные СМИ, создаваемые и финансируемые органами государственной власти и управления. Государственно-общественные СМИ. СМИ организаций и структур гражданского общества, открыто отстаивающие и пропагандирующие их позиции и выходящие за их счет. Альтернативные СМИ, которые финансируются негосударственными структурами и деятельность которых направлена на формирование общественного мнения, взглядов, оценок, отличающихся от официально принятых. СМИ коммерческого характера, создаваемые ради получения прибыли. СМИ неполитических структур и организаций, имеющих «узкую» специализацию и специфическую аудиторию. По степени эффективности воздействия на массовую аудиторию на первом месте находятся теле- и радиоканалы. По данным социологических исследований, граждане Беларуси получают политическую информацию из телевидения (93,9 %), радио (69,3 %), газет (65,8 %). Доминирующую роль в белорусском теле- и радиоэфире занимает Национальная государственная телерадиокомпания (НГТРК), в состав которой входят: Первый Национальный телеканал (БТ-1); Телеканал «Лад»; канал «Беларусь-ТВ», телеканал «НТВ-Беларусь», Первый Национальный канал Белорусского радио; радиоканал «Культура»; радиостанция «Беларусь»; радиостанция «Столица»; радиостанция «Радиус-FM»; пять областных телерадиокампаний. Согласно уставу, утвержденному Указом Президента Республики Беларусь от 24 апреля 2003 г. № 174, НГТРК является центральным государственным учреждением Республики Беларусь, выполняющим отдельные функции республиканского органа государственного управления. Под периодическим печатным изданием в белорусском законодательстве понимается газета, журнал, брошюра, альманах, бюллетень, другое издание, имеющее постоянное название, порядковый номер и выходящее в свет не реже одного раза в год. Основная часть печатных изданий имеет негосударственную форму собственности, однако все они имеют небольшой тираж и представляют собой рекламные и развлекательные издания. Большинство многотиражных печатных СМИ в Беларуси принадлежит государству.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: