Организационно-правовые формы общественных объединений

- общественная организация — основанное на членстве общественное объединение, созданное для защиты общих интересов и достижения уставных целей на основе со­вместной деятельности;

общественное движение — состоящее из участников и не имеющее членства массовое общественное объединение, преследующее социальные, политические и иные общественно полезные цели, поддерживаемые единомышленниками;

- общественный фонд — не имеющее членства общественное объединение, формирующее имущество за счет добровольных взносов, а также иных поступлений, не зап­рещенных законом, и использующее его в общественно полезных целях, предусмотренных уставом фонда;

- общественное учреждение — не имеющее членства общественное объединение, ставящее своей целью оказание конкретного вида услуг, отвечающих интересам его участников и уставным целям объединения;

- орган общественной самодеятельности — не имеющее членства общественное объединение, целью которо­го является совместное решение социальных проблем, воз­никающих у граждан по месту жительства, работы или учебы, направленное на удовлетворение потребностей неограниченного круга лиц, чьи интересы связаны с достиже­нием уставных целей объединения.

Политические общественные объединения — общественные организации и движения, в уставных целях которых закреплены участие в выборах в органы власти, участие в организации и деятельности этих органов.

Политическим не может быть признано общественное объединение:

a) зарегистрированное в качестве профсоюза, религиозной или благотворительной организации, национально-культурной автономии;

b) созданное для реализации неполитических интересов;

c) преследующее цели извлечения прибыли и распределенияее между своими членами и (или) учредителями;

d) допускающее в соответствии со своим уставом принадлежность к нему граждан только по профессиональному, национальному, этническому, расовому или конфессиональному признаку, лиц, не имеющих права принадлежатьк политическим общественным объединениям, а также иностранных лиц;

e) неполитический характер которого специально оговорен федеральным законом.

Общественные объединения вправе создавать союзы (ассоциации) общественных объединений на основе учредительных договоров и (или) уставов, образуя, таким образом, новые общественные объединения.

Религиозное объединение

В соответствии с ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях" от 26 сентября 1997 г. религиозное объединение — добровольное объединение граждан, иных лица постоянно и на законных основаниях проживающих на территории РФ, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры и имеющее следующие при­знаки:

- вероисповедание;

- совершение богослужений, других религиозных обрядов и церемоний;

- обучение религии и религиозное воспитание своих последователей.

Создание религиозных объединений в государственных и муниципальных органах и организациях запрещается.

Религиозные объединения образуются как религиозные группы (действуют без государственной регистрации) и как религиозные организации (зарегистрированы в качестве юридического лица).

Религиозные организации подразделяются на местные (имеющие не менее десяти участников, достигших 18 лет и проживающих постоянно в одной местности) и централизованные (включающие не менее трех местных).

Учредителями местной религиозной организации могут быть не менее десяти граждан РФ, объединенных в религиозную группу, у которой имеется подтверждение ее су­ществования на данной территории на протяжении не менее 15 лет. Религиозная организация действует на основании устава, который утверждается ее учредителями или центра­лизованной религиозной организацией.

Централизованные религиозные организации, имеющие местные организации на территориях двух и более субъектов РФ, регистрируются Минюстом РФ, а остальные религиозные организации — органами юстиции соответствующих субъектов РФ.

Наименование религиозной организации должно содержать сведения о ее вероисповедании. Централизованная религиозная организация, структуры которой действовали на территории РФ на законных основаниях не менее 50 лет на момент ее обращения с заявлением о государственной регистрации, вправе использовать в своем наименовании слова "Российская Федерация", "российский" и производные от них.

Контроль за соблюдением религиозной организацией ее устава осуществляет зарегистрировавший ее орган, а надзор за соблюдением законодательства — прокуратура.

Ликвидация религиозной организации может быть осуществлена:

- по решению ее учредителей или органа, уполномоченного на то ее уставом;

- по решению суда в случае неоднократных или грубых нарушений ею закона либо в случае систематического осуществления ею деятельности, противоречащей ее уставным целям (представление в суд вправе вносить орган, регистрирующий религиозные организации, орган прокуратуры, орган местного самоуправления).

Экономические основы

В качестве экономической основы конституционного строя Российской Федерации выступает социальное рыночное хозяйство, в рамках которого производство и распределение товаров и благ осуществляется на основе рыночных отношений (ст. 8 Конституции РФ).

Экономические основы конституционного строя РФвключают:

- разнообразие и равенство всех форм собственности (государственная, муниципальная, частная и иные), в том числе на землю и другие природные ресурсы - право каждого иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как едино­лично, так и совместно с другими лицами; никто не может быть лишен своего имущества иначе, как по решению суда; принудительное отчуждение имущества для государственных нужд в случае необходимости производится лишь при условии предварительного и равноценного возмещения (ст. 35 Конституции РФ);

- свобода экономической деятельности и свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств предполагает: возможность беспрепятственного создания и преобразования предприятий, распоряжения продуктами своей деятельности с целью извлечения прибыли; свободу торговли, банковской и биржевой деятельности, создание хозяйственных объединений;

- добросовестная конкуренция и ее поддержка государством - выражается в подавлении монополизма и монополистических тенденций в борьбе за получение прибыли (ч. 2 ст. 34 Конституции РФ) и включает разгосударствление, приватизацию и акционирование предприятий, специальные антимонопольные меры, стимулирование инвестиционной активности. (Закон «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» от 22 марта 1991 г.);

- единство экономического пространства - означает свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств; территория России представляет собой своеобразный общий рынок с едиными правилами.

Конституционные основы рыночной экономики не только не исключают, но и предполагают государственное регулирование экономических отношений, наличие госу­дарственных предприятий и учреждений, в том числе и субъектов Федерации, а также возможность административного вмешательства в экономическую жизнь.

Социальные основы

Основные социальные устои государства выражаются в его социальной политике, тесно взаимодействующей с экономической политикой и представляющей часть общей политики государства, которая регулирует отношения по поводу благосостояния граждан, удовлетворения их материальных и духовных потребностей, обеспечения каждому достойных человека условий существования. Поэтому в рамках социальной политики можно говорить о социально-политических, социально-экономических и иных подобных явлениях и процессах.

Социальная сущность РФ складывается из:

1) ограничений государственной власти РФ социально-экономическими правами граждан;

2) невме­шательства государства в рыночную экономику, за исключением случаев, установленных федеральным законодательством: общие направления экономической политики, ограничение монополий в эконо­мической деятельности, производстве.

В Конституции Российской Федерации социальное государство характеризуется как государство, главной задачей социальной политики которого является создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (ч. 1 ст. 7 Консти­туции РФ). Эта задача обусловливает основные направления социальной политики Рос­сийской Федерации, реализация которых обеспечит создание главных элементов социаль­ной государственности (ч. 2 ст. 7 Конституции РФ).

Социальные основы конституционного строя РФ, относящиеся к условиям жизни человека следующие (ч. 2 ст. 7 Конституции РФ):

- охрана труда и здоровья людей;

Охрана труда выражается:

- в конституционном праве каждого свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, запрещении принудительного труда (ч. 1 и 2 ст. 37 Конституции РФ);

- в праве каждого на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой-либо дискриминации, на защиту от безрабо­тицы (ст. 37 Конституции РФ);

- в охране здоровья граждан и бесплатная медицинская помощь (ст.41 Конституции РФ);

- в ответственности государства за предоставление каждому гражданину достойного человека прожиточного минимума и вознаграждение за труд не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда (ч. 3 ст. 37 Конституции РФ).

Однако этот размер зависит от экономических возможностей государства и на сегодняшний день не соответствует той цели, для достижения которой он установлен.

- обеспечение государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожи­лых граждан;

Конституция Российской Федерации устанавливает, что:

- семья, материнство, отцовство и детство находятся под защитой государства (ст. 38 Конституции РФ);

- брак, основанный на добровольном согласии и равноправии супругов, обусловливает их равное право и обязанность заботиться о своих детях, содержать и вос­питывать их до совершеннолетия.

- законодательство обязывает трудоспособных детей, достигших 18 лет, заботиться о своих нетрудоспособных и нуждающихся родителях. Государство возлагает на себя содержание, воспитание и образование детей-сирот и детей, лишенных родительского попечения, поощряет благотворительную деятельность по отношению к детям.

- развитие системы социальных служб;

В широком смысле в их сферу входят вопросы оплаты и усло­вий труда, занятости, обеспечения потребности в товарах и услугах, жилищных условий, охраны здоровья населения, образования, культуры, бесперебойного функционирования транспорта и связи и т.д. В узком смысле к социальным службам относят специальные службы социального обеспечения и социальной защиты.

- гарантированный минимальный размер оплаты труда, пенсии, пособии и иных гаран­тий социальной защиты.

Установив социальные основы конституционного строя, Российская Федерация испытывает значительные трудности в их реализации. Причиной является отсутствие реаль­ной социальной ориентации экономической реформы, а следствием - нарушения неотъ­емлемых прав граждан, систематическое снижение эффективности социальной функции государства.

Правовые основы

В соответствии со ст. 1 Конституции Российская Федерация является правовым государством.

Представления о государстве как организации, осуществляющей свою деятель­ность на основе закона, сложились еще в Древней Греции и Риме. Мыслители античности (Сократ, Демокрит, Платон, Аристотель, Полибий, Цицерон) считали, что наиболее ра­зумна и справедлива лишь та политическая форма общежития людей, при которой закон обязателен как для граждан, так и для самого государства.

В средние века Н. Макиавелли и Ж. Боден обосновали задачу государства, которая состоит в обеспечении и охране прав и свобод граждан. В эпоху начавшихся демократических революций (XVII-XVIII вв.) эти идеи развивали Г. Гроций и Б. Спиноза в Голландии, Т. Гоббс и Д. Локк в Англии, П. Гольбах, Ш. Монтескье и Д. Дидро во Франции, Т. Джефферсон и Т. Пейн в США. В XIX в. в трудах немецких философов Э. Канта, Г. Гегеля, юристов Р. фон Моля, К. Велькера и других сформировалась целостная теория правового государства, которая легла в основу новой государственности.

В России теоретическую завершенность концепция правового государства получила в трудах видных правоведов и философов предоктябрьского периода Б.Н. Чичерина, Б.А. Кистяковского, П.И. Новгородцева, Н.М. Коркунова, С.А. Муромцева, С.А. Котляревского, Г.Ф. Шершеневича, В.М. Гессена, Н.А. Бердяева и др.

Понятие правового государства многомерно. Оно включает все то, что вкладывается в понятие конституционного демократического государства, которое в своей деятельности подчиняется праву и главной своей целью считает обеспечение прав и свобод человека и гражданина в экономической и духовной сферах.

Можно выделить основные признаки, характерные для правового государства:

1. Верховенство закона во всех сферах общественной жизни. Это означает, что сам закон должен быть правовым, т.е. выражать права и свободы человека и гражданина, объективно складывающиеся общественные отношения, тенденции их развития и самообновления (ст. 15 Конституции РФ).

2. Абсолютный приоритет конституции - неотъемлемая черта правового государства. Поэтому правовое государство - это конституционное государство.

Приоритет Конституции и верховенство закона, зафиксированные в ч. 1 ст. 15 Конституции Российской Федерации, создает правовую основу для установления в России режима законности и правопорядка.

3. Реальность прав и свобод человека и гражданина, обеспечение его свободного развития. Правовое государство признает за личностью определенную сферу свободы, за пределы которой вмешательство государства недопустимо. Реальное его проявление вы­ражено формулой: «Все, что не запрещено личности, ей дозволено», - и наоборот: «Все, что не дозволено власти, ей запрещено».

РФ как правовое государство обеспечивает на своей территории:

1) народовластие на всех уровнях власти;

2) соблюдение и реализацию прав и свобод человека и гражданина;

3) республиканскую форму правления при уважении иных политических взглядов и мнений;

4) федеративное устройство РФ при соблюдении прав малочисленных народов России и т. д.

Правовые основы конституционного строя РФ, относящиеся к правовой системе РФ включают:

- Россия — правовое государство (в основе его функционирования находится право, а органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы);

- Конституция РФ имеет высшую юридическую силу и прямое действие на всей территории РФ;

- никакие другие положения Конституции РФ не могут противоречить основам конституционного строя;

- общепризнанные принципы и нормы международного права, а также международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы;

- законы подлежат официальному опубликованию, любые нормативно-правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально.

Указанные признаки правового государства являются основными. Практика право­вой государственности включает и другие аспекты. Однако все они должны опираться на конкретные законы, только право может лежать в основе любых государственных реше­ний, и особенно - связанных с применением принуждения.

Основы правового положения личности

Конституция Российской Федерации, рассматривая человека, его права и свободы в качестве высшей ценности, выражает тем самым основополагающий принцип взаимоот­ношений государства и личности, выдвигает на первый план именно личность. Уважение к личности и ее защита является необходимым признаком конституционного государст­ва, его обязанностью. Приоритет человека перед государством неотъемлемо принадле­жит человеку и реализуется в меру его способностей и возможностей.

В ст. 18 Конституции закрепляется, что права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими и определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

Основные обязанности государства в этой сфере сводятся к признанию, соблюде­нию и защите прав и свобод человека и гражданина.

К основам правового положения личности конституционного строя РФ относятся следующие положения:

- человек, его права и свободы являются высшей цен­ностью (государство обязано признавать права и свободы личности, соблюдать их и защищать);

- гражданство РФ — единое и равное независимо от оснований приобретения (оно приобретается и прекраща­ется в соответствии с федеральным законом, при этом граж­данин не может быть лишен гражданства или права изме­нить его);

- равенство конституционных прав граждан РФ и их конституционных обязанностей.

Только действуя в этих рамках, в интересах человека государство приобретает черты, характеризующие его как конституционное.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями: