В процессе технической подготовки основное место занимает обучение двигательным действиям. Обучение двигательным действиям рассматривается как процесс чувственно-рационального познания и практического овладения ими до уровня навыков (т.е. заученных действий, выполняемых при минимальном контроле сознания). При этом двигательный навык выступает как единое целое, имеющее свою цель, структуру, физиологические, биомеханические и педагогические закономерности обучения, средства и методы реализации и коррекции (ошибки и способы их устранения).
Первой ступенью на пути становления навыка является двигательное умение. Двигательные умения - это такая степень овладения двигательным действием, которая характеризуется сознательным управлением движением, неустойчивостью к действию сбивающих факторов и нестабильностью итогов.
Умение выполнять новое двигательное действие возникает на основе следующих предпосылок: наличие основных знаний о технике действия; предыдущий двигательный опыт; достаточный уровень физической подготовленности; психическая готовность (мотивация деятельности и активное участие в процессе обучаемого).
|
|
Для двигательного умения характерно постоянное совершенствование способа выполнения упражнения.
Формирование умений является предпосылкой для последующего формирования навыка. Происходит это путем многократного повторения двигательного действия. В процессе обучения движениям умения могут нести вспомогательную функцию. (Во-первых - формирование умений является предпосылкой для формирования навыков. Во-вторых, когда необходимо освоить подводящие упражнения для последующего обучения более сложным двигательным действиям (целостной технике избранного вида спорта).
По мере роста числа повторений контроль сознания за деталями сокращается и двигательное действие выполняется как бы автоматически. Умение переходит в навык. Появляется слитность, устойчивость действий. Таким образом, двигательный навык - это высокая степень прочности и надежности выполнения двигательного действия, характеризующаяся автоматизированным (т.е. минимальным контролем со стороны сознания) управлением действием.
При навыке сознание направлено главным образом на узловые компоненты действия, восприятие изменяющейся обстановки и конечные результаты действия.(см.рис1)
Двигательный навык позволяет спортсмену:
1. надежно и стабильно выполнять физические упражнения даже в состоянии
утомления;
2. экономить психическую энергию, поскольку участие сознания в управлении
движениями незначительно;
3. экономить энергетический потенциал в связи четкой работой мышечного
аппарата на основе координации работы различных органов и систем;
|
|
4. улучшения результата действия, сокращается время, необходимое для
подготовки к действию и его выполнению.
По мере формирования навыка появляется возможность строить различные варианты двигательных действий, сохраняя основу. Это явление носит название «положительный перенос навыков» (метание камешков - метание мяча в 4-х борье). Наблюдается также и отрицательный перенос или интерференция навыков (данный навык тормозит усвоение новых движений).
Пример: прыжок в высоту - барьерный бег.