Этап закрепления и дальнейшего совершенствования

Цель - сформировать полноценный навык.

Основные задачи:

1. Добиться стабильности и автоматизма выполнения двигательного действия.

2. Добиться помехоустойчивости действия к утомлению и т.п. сбывающим
факторам.

3. Обеспечить вариативность использования двигательного действия.

4. Индивидуализация техники выполнения действия, чтобы максимально
использовать особенности телосложения и подготовленность спортсмена.
Методы обучения те же, что и на предыдущем этапе. Особенностью обучения является то, что оно проходит параллельно с физической и тактической подготовкой и в усложненных условиях (утомление, стресс-установка на выигрыш).

На этом этапе обучения значительно возрастает роль срочности и точности информации о качестве выполняемого движения, так как возможности тренера в оценке техники «на глаз» ограничены, а отражение ощущений в сознании спортсмена может не соответствовать действительности. Это диктует необходимость видеозаписи. Т.к. на основе совместного анализа наблюдений тренера и ощущений спортсмена быстрее выявляются ошибки и своевременно принимаются меры по их устранению.

Особенностью обучения является также и то, что хотя движения воспринимаются всеми органами чувств, все же ведущая роль в управлении действием принадлежит двигательному анализатору (мышечное чувство). На этом этапе возникают специфические кинестезические ощущения (чувство мяча, дорожка, воды и т.д.).

На данном этапе могут возникнуть ошибки, как результат нарушения отдельных закономерностей обучения:

1. Длительное выполнение действия с акцентом на отдельные детали. Это тормозит автоматизацию управления действием мешает переключение
внимания на обстановку и результат действия. Устраняется это обязательным выполнением целостного действия после имитации и детализированной проработки действия.

2. Нарушение соответствия между отработкой двигательного навыка и развитием физических качеств. Устраняется путем сбалансированной физической подготовки и процесса обучения.

3. Нарушение соотношения стандартного и вариативного начала в обучении устраняется правильным удельным весом каждого варианта в каждом конкретном случае.

В ряде случаев на этом этапе обучения возникает необходимость внесения корректив в технику, казалось бы, хорошо освоенных двигательных действий. Частичная перестройка техники осуществляется постепенно, по мере роста физической подготовленности, не сопровождается коренной ломкой техники действия.

Перестройка же навыка при ошибочной технике представляет сложную задачу (разрушить неверный стереотип, создать новый и обучить ему).

Одним из условий эффективного обучения является педагогический контроль и самоконтроль. Оценивается внешнее впечатление о действии, эффективность техники действия (результат, попадание, точность укола и т.п.) устойчивость навыка к утомлению и эмоциональному стрессу. Происходит оценка путем сравнения выполненного действия с образцом (модель действия или результат).

Оценка должна выражаться словесно в таких формулировках, которые вселяют уверенность в спортсмена, поощряют его настойчивость. Оценка успеха или замечания об ошибках не должны касаться личности спортсмена, а тем более физических недостатков. Замечания также должны делаться с учетом двигательного опыта и знаний спортсменов. В противном случае они не будут доходчивыми.

Этапы обучения носят условный характер. Поскольку на самом деле выдержать такую схему для каждого вновь изучаемого движения довольно сложно. На практике процесс обучения многослойный: одновременно с формированием одних навыков, происходит совершенствование, а то частичная утрата других и т.д.

Вопросы для контроля усвоенного материала по теме «Этапы обучения движению»

1 Дать определение «Двигательное умение». Характеристика двигательного умения

2 Дать определение «Двигательный навык». Характеристика двигательного навыка

4.Последовательность перехода умения в навык.

5 Перечислите этапы обучения движению.

6 Этап начального разучивания. Цель и задачи этапа

7 Этап углубленного разучивания. Цель и задачи этапа

8 Этап закрепления и дальнейшего совершенствования. Цель и задачи этапа


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: