Дидактические принципы как основа обучения двигательным действиям

Рассматриваемые вопросы: принципы обучения двигательным действиям: принцип сознательности и активности, принцип последовательности и систематичности, принцип дифференциации и индивидуализации, принцип наглядности, принцип прогрессирования.

Обучение в процессе физического воспитания основывается на следующих дидактических принципах: сознательности и активно­сти, наглядности, доступности и индивидуализации, систематич­ности, прогрессирования.

Принцип сознательности и активности

Успешное формиро­вание двигательных навыков и умений, развитие физических ка­честв во многом зависит от сознательного отношения детей к за­нятиям. С этой целью воспитатель объясняет детям важность занятий, значение упражнений, технику их выполнения;

  • приучает детей наблюдать за выполнением упражнений сверстниками;
  • по­буждает их к самонаблюдению и самоанализу, самооценке своих действий;
  • предварительному «прочувствованию» (мысленное вос­произведение) движений;
  • привлекает к объяснению знакомого упражнения и т. д.

Принцип сознательности предусматривает воспитание у детей инициативы, самостоятельности, умения творчески решать постав­ленные перед ними задачи (например, придумать самим, как лучше пролезть в обруч). Принцип сознательности тесно связан с прин­ципом активности. Сущность принципа активности заключается в том, что дети должны большую часть времени, отведенного на занятия, вы­полнять различные упражнения и заинтересованно воспринимать двигательные задания.

Принцип наглядности. У дошкольников мышление конкретно, двигательный опыт мал. Поэтому при обучении физическим упраж­нениям нужно привлекать по возможности все анализаторы и применять разнообразные наглядные приемы: показ упражнений, использование наглядных пособий, имитации, зрительных, зву­ковых ориентиров и др.

Принцип доступности и индивидуализации. Этот принцип пре­дусматривает обучение детей с учетом возрастных особенностей и индивидуальных различий. Особенно важно определить посильность предлагаемых детям заданий. Принцип доступности предпо­лагает включение таких трудностей, которые могут быть успешно преодолены при мобилизации физических и моральных сил ребен­ка, но без нарушения оздоровительного эффекта занятий. Воз­можности детей с возрастом и подготовленностью увеличиваются, поэтому нужно усложнять требования, чтобы стимулировать дальнейшее развитие ребенка.

В процессе обучения и воспитания следует придерживаться правил: от известного к неизвестному, переходе к более трудным заданиям нужно соблюдать посте­пенность, так как функциональные возможности организма по­вышаются постепенно. Функциональные возможности, здоровье, физическое развитие и физическая подготовленность детей различны. Имеются также индивидуальные различия в быстроте освоения движений, в ха­рактере реакции организма на физическую нагрузку. Все это обя­зывает педагога строго индивидуализировать процесс физического воспитания. Индивидуальный подход необходим при решении всех задач физического воспитания. При выполнении общих про­граммных требований индивидуальный подход выражается в диф­ференцировании заданий, норм нагрузок и способов их регули­рования, а также приемов педагогического воздействия.

Принцип систематичности. Функциональные и структурные из­менения в организме, двигательные навыки обратимы, т. е. они претерпевают обратное развитие в случае прекращения занятий физическими упражнениями. Поэтому нужно проводить занятия через такой промежуток времени, чтобы эффект каждого после­дующего занятия «наслаивался» на «следы» предыдущего, за­крепляя и развивая вызванные им положительные изменения. Правильно организованное физическое воспитание предусма­тривает учет всей совокупности условий и подбор физических упражнений в определенной системе и последовательности.

Принцип прогрессирования. Сущность этого принципа за­ключается в том, что в процессе физического воспитания посте­пенно повышаются требования, ставятся все более трудные новые задания, нарастает объем и интенсивность нагрузок. Чтобы приобрести широкий круг умений и навыков, надо по­степенно овладевать более сложными движениями. Большой за­пас двигательных умений и навыков позволяет легче осваивать новые движения. Вместе с тем у детей развивается способность лучше координировать движения.

В процессе занятий физическая нагрузка должна постепенно возрастать. Как только нагрузка ста­новится привычной, она уже не может вызывать положительные изменения в организме. Чтобы обеспечить дальнейшее повышение функциональных возможностей, нужно систематически увели­чивать объем и интенсивность нагрузок. Прогрессирование требований лишь тогда будет вести к поло­жительным результатам, когда новые задания и связанные с ними нагрузки посильны для детей, соответствуют их возрастным и ин­дивидуальным возможностям.

Методы физического воспитания и развития детей дошкольного возраста

Классификация и общая характеристика методов и приемов обучения двигательным действиям. Наглядные методы и приёмы обучения.

Словесные методы и приёмы обучения

Эффективность формирования двигательных навыков во мно­гом зависит от правильного подбора методов и приемов обуче­ния. Различают три группы методов: наглядные, словесные и практические.

Наглядные методы. К этой группе методов относятся показ физических упражнении, использование наглядных пособий (рисунки, фотографии, кинограммы, диафильмы, кино­фильмы, кинокольцовки), имитации (подражания), зрительных ориентиров, звуковых сигналов, помощи.

Показ физических упражнений. При показе у детей через органы зрения создается зрительное представление о физических уп­ражнениях. Показ применяется, когда детей знакомят с новыми движения­ми. Упражнение демонстрируется несколько раз. Чтобы создать у ребенка правильное зрительное представление о физическом упражнении и побудить к его наилучшему выполнению нужно пока­зывать движение на высоком техническом уровне,, т. е. в полную силу, в нормальном темпе, с подчеркнутой легкостью. После этого упражнение объясняют в целом и еще раз показывают. В дальнейшем показ используется для создания зрительных представлений об отдельных элементах техники упражнения. И пе­ред показом детям сообщают, на какой элемент им следует обра­тить внимание.

По мере усвоения упражнения (если это возможно) прибегают к частичному показу, т. е. к показу того элемента тех­ники, который осваивается на данном занятии. Когда у детей уже создалось правильное зрительное и мышечно-двигательное представление о движении, целесообразно вызывать словом его об­раз, активизируя при этом мышление ребенка. К показу воспитатель тщательно готовится. Важно правильно выбрать место, чтобы показываемое упражнение было видно всем детям. "Н-р, общеразвивающие упражнения целесообразно показывать стоя на возвышении и в некотором отдалении от груп­пы, впереди ставить детей маленького роста.

Наиболее сложные упражнения (метание, прыжки и др.) следует показывать в раз­ных плоскостях, чтобы создать правильное представление о поло­жении туловища, ног, рук. В процессе обучения полезно давать детям задание наблюдать за своими товарищами и отмечать качество выполнения упраж­нений. К показу упражнений следует привлекать и детей: когда дви­жение выполняется их сверстниками, дети могут лучше рассмот­реть положение отдельных частей тела; кроме того, у детей воз­никает интерес к разучиваемому движению, появляется уверен­ность, желание самим выполнить упражнение как можно лучше.

Детей привлекают к показу физических упражнений также из-за несоответствия размеров пособий росту воспитателя (упражнения на гимнастической стенке, подлезание под веревку, пролезание в обруч и др.). Использование наглядных пособий. Для уточнения техники физических упражнений используются наглядные пособия в виде плоскостных изображений (картины, рисунки, фотографии, мультимедиа). Наглядные пособия целесообразно показывать в свободное от занятий время. Рассматривая их, дети уточняют свои зритель­ные представления о физических упражнениях, правильнее выпол­няют их на физкультурных занятиях и точнее изображают в своих рисунках.

Имитация. Подражание действиям животных, птиц, насеко­мых, явлениям природы и общественной жизни занимает боль­шое место при обучении детей физическим упражнениям. Извест­но, что дошкольнику свойственна подражательность, стремление копировать то, что он наблюдает, о чем ему рассказывают, чи­тают. Подражая, например, действиям зайчика, мышки, дети вхо­дят в образ и с большим удовольствием выполняют упражнения. Возникающие при этом положительные эмоции побуждают много раз повторять одно и то же движение, что способствует закрепле­нию двигательного навыка, улучшению его качества, развитию выносливости.

Образы, соответствующие характеру разучиваемого движения, помогают создавать о нем правильное зрительное представление. Например, для выполнения прыжков на двух ногах, продвигаясь вперед, педагог использует образ воробышка. Образы, которые не полностью соответствуют характеру разучиваемого движения (прыгать как зайчики), применяются для того, чтобы дети с большим интересом выполняли физические упражнения. Такие об­разы используются после того, как движение в основном освоено, т. е. при закреплении двигательных навыков.

Имитация широко используется при освоении общеразвивающих упражнений и таких движений, как ходьба, бег и др. Дети могут подражать движениям, повадкам животных (медведь, лиса, зайчик и др.), птицам (гусь, петух, курица-наседка, воробышек, цапля), насекомым (бабочка, жук, муха, комар, пчела, гусеница),растениям (цветок, трава и др.), различным видам транспорта (поезд, трамвай, автомобиль, самолет), трудовым операциям (колка дров, полоскание белья, резание ножницами и др.).

Имитация используется во всех возрастных группах. Но чаще она применяется в работе с младшими детьми. Это связано с наглядно образным характером мышления детей этого возраста и использо­ванием несложных упражнений, для которых легко подобрать образы. Зрительные ориентиры (предметы, разметка пола) побуждают детей к деятельности, помогают им уточнить представления о разучиваемом движении, овладеть наиболее трудными элементами техники, а также способствуют более энергичному выполнению упражнений. Например, яркие игрушки стимулируют детей к ходь­бе, ползанию. Задание коснуться предмета, подвешенного выше поднятых рук, побуждает ребенка увеличить силу толчка и под­прыгнуть на соответствующую высоту; задание при наклонах достать руками носки ног способствует увеличению амплитуды движения. Зрительные ориентиры используют обычно после того как у детей уже создано общее представление о разучиваемых движениях.

Звуковые ориентиры применяются для освоения ритма и ре­гулирования темпа движений, а также как сигнал для начала и окончания действия, для фиксирования правильного выполне­ния упражнения (подлезая под веревку, к которой прикреплен колокольчик, ребенок, чтобы не задеть его, наклоняется ниже). В качестве звуковых ориентиров используются музыкальные аккорды, удары в бубен и барабан, хлопки в ладоши и пр.

Помощь при обучении физическим упражнениям используется для уточнения положения отдельных частей тела, для создания правильных мышечных ощущений. На первом году жизни пере­мещение отдельных частей тела и всего тела ребенка сначала вы­полняется полностью воспитателем, а в дальнейшем с небольшой его помощью, например, при обучении ползанию. Более старшим воспитатель помогает выпрямить спину при приседании, преодо­леть неуверенность при ходьбе по скамейке, взяв ребенка за руку. Каталки, коляски побуждают к ходьбе и бегу, а стул-кресло на полозьях к передвижению на коньках по льду. При лазанье по гимнастической стенке и при прыжках в длину и в высоту воспитатель оказывает помощь детям в виде страховки.

Словесные методы. Данной группе методов относятся название упражнения, описание, объяснения, указания, распоряжения, команды, вопросы к детям, рассказ, беседа и др. Словесные методы активизируют мышление ребенка, помогают целенаправленно воспринимать технику упражнений, способст­вуют созданию более точных зрительных представлений о движе­нии. Известно, что временные связи устанавливаются в коре голов­ного мозга быстрее и прочнее, когда мышечно-двигательный раздражитель сочетается с речедвигательным.

Благодаря такому сочетанию в дальнейшем легко удается оживить след зрительного образа движения путем оживления следа словесного обозначения (название упражнения вызывает отчетливое представление о нем). И наоборот, при наблюдении за выполнением физических упраж­нений оживляется след словесного обозначения. Таким образом, словесные обозначения могут быть такими же раздражителями, как и физические упражнения. С помощью слова детям сообщают знания, дают задания, повышают интерес к их выполнению, анализируют и оценивают достигнутые результаты.

Название упражнения. Многие физические упражнения имеют условные названия, которые в известной мере отражают характер движения, например: «растягивание резинки», «накачивание на­соса», «паровоз», «гуси шипят» и т. д. Воспитатель, показывая и объясняя упражнение, одновременно указывает, на какое дейст­вие оно похоже, и называет его. После того как упражнение будет в основном освоено, воспитатель только называет его. Название вызывает зрительное представление о движении, и дети правильно его выполняют. Названия сокращают время, которое тратится на то» чтобы объяснить упражнение или напомнить, как надо его выполнять.

Описание — это подробное и последовательное изложение особенностей техники выполнения разучиваемого движения. Описа­ние, необходимое для создания общего представления о движе­нии, используется обычно при обучении детей старшего дошколь­ного возраста. Словесное описание нередко дополняется показом упражнения. Например, показывая в замедленном темпе как надо метать мешочки, на дальность правой рукой, воспитатель говорит: «Дети, посмотрите, как я буду метать мешочек с песком. Вот я взяла мешочек в правую руку и крепко держу его. Встаю около веревки. Правую ногу отставляю назад, немного поворачиваюсь вправо, руку с мешочком опускаю: вниз. А теперь смотрю вперед, прицеливаюсь. Затем замахиваюсь, отвожу руку с мешочком и отставляю ногу как можно даль­ше назад, бросаю мешочек изо всех сил, а чтобы не упасть, приставляю правую ногу к левой. Теперь посмотрите еще раз. Такое описание позволяет словесно обозначить основные эле­менты техники движений и создать четкое представление о них.

Объяснение используется при разучивании упражнений. В объ­яснении подчеркивается существенное в упражнении и выделяется тот элемент техники, к которому нужно привлечь внимание на дан­ном занятии. Постепенно у детей создается представление о каж­дом элементе. Объяснение должно быть кратким, точным, понятным, образ­ным, эмоциональным. Содержание объяснений изменяется в зави­симости от конкретных задач обучения, подготовленности детей, их возрастных и индивидуальных особенностей. При объяснении сле­дует ссылаться на уже известные упражнения. Так, обучая мета­нию в цель, воспитатель при объяснении опирается на знания о метании на дальность, делает сравнения, указывая на одинаковое исходное положение, сходство в замахе. Это активизирует мышле­ние ребенка, и он быстрее, точнее воспринимает изучаемое дви­жение. Дети привлекаются к объяснению физических упражнений, как правило, при закреплении двигательных навыков.

Пояснения применяются с целью направить на что-то внима­ние или углубить, восприятие детей, подчеркнуть те или иные сто­роны разучиваемого движения. Пояснение сопровождает показ или выполнение физических, упражнений. Слово в данном случае играет дополнительную роль.

Указания. При разучивании движений, закреплении двига­тельных навыков и умений слово применяется.и в виде коротких указаний, которые могут быть использованы для уточнения зада­ния; напоминания, как действовать; для предупреждения и ис­правления ошибок у детей; оценки выполнения упражнений (одобрение и неодобрение); поощрения. Указания могут даваться как до выполнения упражнения, так и во время его. В первом случае они применяются как способ пред­варительного инструктирования. Во втором случае воспитатель оценивает правильность выполнения заданий. Оценка качества выполнения способствует уточнению представлений детей о дви­жении, помогает формированию умения замечать ошибки у себя и у сверстников.

Команды. Распоряжения. Под командой понимается произно­симый воспитателем устный приказ, который имеет определенную форму и точное содержание («Смирно!», «Кругом!» и т. д.). Эта форма речевого воздействия отличается наибольшей лаконич­ностью и повелительным тоном. Команда относится к числу основ­ных способов прямого руководства (экстренного управления) деятельностью детей. Цель команды — обеспечить одновременное начало и конец действия, определенный темп и направление движения. Команда состоит из двух частей: предварительной и исполнительной. В предварительной части указывается, что надо делать и каким способом, в исполнительной — заключен сигнал к немедленному выполнению действия.

Важно научиться правильно подавать команду, т. е. умело акцентировать слова, варьировать силу и интонацию голоса. Так, подавая команду «На месте шагом марш!», сначала произ­носят слова «На месте шагом...» (предварительная команда), а -затем — «Марш!» (исполнительная). Предварительная часть команды подается протяжно, затем делается пауза, и после нее громко, отрывисто, энергично произносится исполнительная часть. При подаче команды воспитатель обязан стоять в положении «смирно». Его уверенный тон, подтянутость, отчетливость команды дисциплинируют, организуют детей, заставляют их быстро и четко выполнять задание. Распоряжения отличаются от команды тем, что их формули­рует сам воспитатель («К окну — поворот!»). Но подаются они также в повелительной форме.

Распоряжения используются и для выполнения заданий, связанных с подготовкой места для заня­тий, раздачей и сбором физкультурного инвентаря. В младших группах при проведении физических упражнений используются распоряжения; постепенно детей приучают к пони­манию и выполнению команд, принятых в гимнастике. Сила голоса при подаче команд и распоряжений должна соответствовать размерам помещения, где проводится занятие. Глав­ное, чтобы дети услышали и поняли воспитателя, правильно и своевременно начали действовать. Если упражнение проводится под музыку, то предварительная часть команды (распоряжения) называется словами, а исполни­тельную часть (сигнал к исполнению) заменяет первый музы­кальный аккорд.

Вопросы к детям побуждают к наблюдательности, активизируют мышление и речь, помогают уточнить представления о дви­жении, вызывают интерес к ним. В начале занятия целесообразно, например, спросить у детей, кто умеет выполнять данное упражнение, кто помнит правила под­вижной игры. В процессе занятия можно спросить, правильно ли выполняются упражнения. Эти вопросы помогают замечать ошиб­ки. При ответах дети называют элементы техники, определяют характер усилий, отмечают ошибки и т. д.

Рассказ, придуманный воспитателем или взятый из книги, используется для возбуждения у детей интереса к занятиям физи­ческими упражнениями, желания ознакомиться с техникой их вы­полнения. Сюжетный (тематический) рассказ можно применять непосред­ственно на занятии. Например, воспитатель рассказывает о по­ездке на дачу, о прогулке в лес и т. д., а дети выполняют соответ­ствующие упражнения. На занятиях используются также стихи, считалки, загадки.

Беседа. Чаще всего она имеет вопросно-ответную форму. Беседа помогает воспитателю выяснить интересы детей, их знания, сте­пень усвоения движений, правил подвижной игры; детям же — осознать, осмыслить свой чувственный опыт. Кроме того, беседа способствует уточнению, расширению, обобщению знаний, пред­ставлений о технике физических упражнений. Беседа может быть связана с чтением книги, рассматривани­ем рисунков, картин, с экскурсией на стадион, с прогулкой на лыжах и т. д. Беседу проводят как до занятий, прогулок, экскурсий, так и после них.

Например, беседа после лыжной прогулки по­может уточнить технику передвижения на лыжах, поворотов, подъемов на горку и спусков с нее, а также обобщить знания о подготовке к такой прогулке (смазать лыжи с учетом свойств снега при различной температуре, одеться соответственно погоде). Бе­седа проводится со всей группой или с подгруппой. Воспитатель заранее подбирает темы, намечает вопросы и продумывает методику проведения беседы (приемы активизации детей и т д.).

Практические методы. К практическим методам относят повторение упражнении без изменения и с изме­нениями, а также проведение их в игровой и соревновательной формах. Практические методы применяются для создания мышечно-двигательных представлений о физических упражнениях и закре­пления двигательных навыков и умений. У детей легко образуются временные связи, но без повторения они быстро угасают, поэтому важно уметь рационально распределять повторение упражнений во времени, чтобы не утомлять детей на одном занятии.

Повторение упражнений. Вначале, чтобы создать мышечные ощущения, целесообразно повторять упражнения без изменения и в целом. На фоне такого целостного выполнения идет освоение элементов техники. Наиболее сложные движения можно расчленить на относительно самостоятельные элементы и, осваивая их в облегченных условиях, постепенно подойти к овладению движе­нием в целом. Так, сначала обычно выполняются упражнения в подпрыгивании и доставании подвешенных предметов, в спрыгивании с возвышения, а затем уже прыжки в высоту с разбега. После того как дети в основном освоили физическое упражне­ние, следует увеличивать расстояние, массу пособий, а также из­менять условия (помещение, участок, лес и т. д.). С целью за­крепления двигательных навыков упражнения следует проводить в игровой и соревновательной формах.

Проведение упражнений в игровой форме. Этот метод приме­няется для закрепления двигательных навыков и развития физи­ческих качеств в изменяющихся условиях. Игровая деятельность носит комплексный характер и строится на сочетании различных двигательных действий (бег, прыжки и пр.). В игре детям предоставляется возможность творческого решения возникающих задач, проявления самостоятельности, на­ходчивости в выборе способа действия. Внезапные изменения си­туаций по ходу игры побуждают действовать быстрее, более ловко. Выполнение движений в игровой форме приводит к дина­мичности сформировавшихся двигательных стереотипов.

Проведение упражнений в соревновательной форме. При вы­полнении физических упражнений в соревновательной форме воз­никает особый физиологический и эмоциональный фон, что уси­ливает воздействие упражнений на организм, способствует прояв­лению максимальных функциональных возможностей и психиче­ских сил. При этом предъявляются более высокие требования к физическим и морально-волевым качествам (решительность, чест­ность, благородство и т. д.) Соревновательный метод повышает интерес к физическим упражнениям, содействует лучшему их вы­полнению. Кроме того, у детей развивается способность при­менять двигательные навыки и умения в усложненных условиях.

Пользоваться соревновательным методом надо осторожно. При неправильной методике он может вызвать сильное нервное возбуждение, отрицательно сказаться на самочувствии и пове­дении детей дошкольного возраста. Не следует злоупотреблять, в частности, эстафетами: длительное пребывание в качестве зрите­лей-болельщиков, поочередное выполнение упражнений в на­пряженной обстановке перевозбуждает нервную систему детей. Соревновательный метод применяется в том случае, когда дети хорошо освоили движения.

Проводить соревнования нужно быстро и со всей группой одновременно. Вначале они органи­зуются на правильность выполнения упражнений: кто лучше прыг­нет, кто правильнее пройдет по гимнастической скамейке и т. д. В дальнейшем, по мере закрепления двигательного навыка, кри­териями оценки становятся дальность броска, высота прыжка, быстрота выполнения упражнения: кто дальше прыгнет, кто боль­ше раз попадет мячом в цель, кто быстрее добежит до флажка и т. д.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: