Понятие и сущность рынка. Виды рынков и их характеристики: по объектам купли-продажи, по масштабу, по уровню конкуренции, по отраслям, по продажам. Экономические субъекты рынка. Предпосылки возникновения рынка. Условия функционирования рынка. Функции рынка. Рыночный механизм. Спрос и его ценовые и неценовые факторы. Зависимость между ценой товара и его просом. Цена спроса. Предложение, его ценовые и неценовые факторы. Зависимость между ценой товара и его предложением. Цена предложения. Эластичность спроса и предложения. Измерение эластичности. Перекрестная эластичность. Цена и ценообразование. Равновесная цена рынка.
Потребительский набор товаров. Совокупная и предельная полезность. Законы Госсена. Кривые безразличия. Бюджетная линия потребителя. Кривая «доход-потребление».
Тесты к теме 2.1.Выберите правильный вариант ответа:
1.Технический прогресс в производстве продукта Х повлечет за собой:
а) повышение равновесной цены и увеличение равновесного количества.
б) повышение равновесной цены и уменьшение равновесного количества;
в) снижение равновесной цены и уменьшение равновесного количества;
г) снижение равновесной цены и увеличение равновесного количества.
2. Если кривая предложения смещается вправо, то произошло:
а) увеличение предложения; б) сокращение спроса; в) увеличение цены предложения; г) уменьшение цены предложения.
3. С ростом доходов потребителя кривая спроса на ржаной хлеб будет смещаться:
а) вправо вверх; б) влево вниз; в) влево вверх; г) вправо вниз.
4. Цена на мужские пиджаки возрастет в результате:
а) роста предложения; б) повышения зарплаты на ткацких фабриках; в) появления новых технологий в легкой промышленности; г) снижения спроса.
5. Падение спроса на товар из-за снижения цены называется:
а) эффектом дохода; б) парадоксом Гиффена; в) парадоксом Энгеля; г)эффектом замещения.
6. Спрос неэластичен, если:
а) покупатели расходуют на его приобретение значительную долю своего дохода;
б) данный товар является для потребителя товаром первой необходимости;
в) процентное изменение спроса меньше процентного изменения цены товара;
г) появился товар-заменитель.
7. К достоинствам рыночной экономики относится:
а) обеспечение граждан общественно значимыми товарами и услугами; б) рыночная дифференциация доходов; в) создание условий для наиболее эффективного использования ресурсов; г) возможность директивного планирования.
8. Согласно экономической теории собственностью является:
а) сам ресурс, т.е. средства производства или рабочая сила;
б) доля прав по использованию ресурса;
в) отношения, возникающие между людьми по поводу присвоения ресурса;
г) отношения, возникающие между людьми по поводу отчуждения ресурса;
д) право присвоения результата от использования ресурса.
9. Развитая рыночная экономика опирается:
а) на частную собственность;
б) на государственную собственность;
в) многообразие форм собственности;
г) на коллективную собственность;
д) на негосударственные формы собственности.
10. Условия возникновения товарного производства:
а) эффективность производства;
б) полное удовлетворение всех потребностей;
в) внедрение научно- технического прогресса;
г) быстрый рост темпов производства;
д) общественное разделение труда.
11. Предпосылки возникновения и функционирования рынка: а) желание руководителей крупных банков;
б) наличие частной собственности на средства производства;
в) общественное разделение и специализация производства;
г) военные действия со стороны сопредельных государств;
д) договоренности между руководителями предприятий;
е) наличие развитой инфраструктуры.
12. К функциям рынка относятся:
а) функционирование механизма конкуренции;
б) стимулирование внедрения достижений НТП;
в) улучшение взаимоотношений между людьми;
г) равное повышение благосостояния всех членов общества;
д) повышение средней продолжительности жизни населения;
е) информированность населения о товарах.
13. Рыночным спросом называется:
а) запросы покупателей о наличии товара;
б) приезд покупателей на рынок;
в) желание людей приобрести тот или иной товар (услугу);
г) нахождение необходимой денежной суммы для приобретения нужного товара;
д) торг с продавцом о цене приобретаемого товара.
14. При прочих равных условиях увеличение спроса:
а) Вызовет рост рыночной цены;
б) Вызовет падение рыночной цены;
в) Не изменит цену;
г) Приведет к увеличению предложения;
д) Вызовет дефицит товаров.
15. Неценовые факторы спроса:
а) изменение уровня дохода покупателей;
б) снижение цен на товары;
в) принятие новых законодательных актов;
г) изменение моды на некоторые товары;
д) дождливая погода в течение всего летнего периода;
е) смена правительства.
16. Мера чувствительности величины спроса к изменениям цены на товары или услуги называется:
а) законом спроса;
б) законом предложения;
в) конкуренцией;
г) эластичностью;
д) ликвидностью.
17. Перекрестная эластичность:
а) спрос на товар отменяет предложение на него;
б) спрос на какой-либо товар отменяет производство его в других странах;
в) повышение цены на товар вызывает увеличение производства аналогичных товаров;
г) зависимость изменения спроса на один товар от изменения цены на другой товар.
18. Выберите правильное определение рыночного предложения:
а) количество товара, приобретенное покупателями в определенный промежуток времени;
б) партия товара, поставленная продавцом на определенную дату;
в) количество товара по установленной цене для отдельного покупателя;
г) количество товара по конкретной цене, которое производитель намерен
поставить на рынок в определенный промежуток времени;
д) количество товара, которое производитель может поставлять на рынок по разным ценам в течение длительного времени.
19. Цена предложения на рынке это:
а) максимальная цена продавца;
б) минимальная цена продавца;
в) цена, установленная государственными органами;
г) среднемировая цена;
д) цена предыдущего торгового дня.
20. Неценовые факторы рыночного предложения:
а) изменение уровня заработной платы;
б) внедрение более передовых технологий;
в) сокращение числа продавцов на рынке;
г) снижение налоговых ставок;
д) предоставление государственной помощи производителям;
е) предполагаемое повышение цен на товары и услуги.
21. Рыночная цена это:
а) цена единицы товара, указанная на ценнике продавца;
б) стоимость затрат на производство и реализацию;
в) цена, максимально желаемая продавцом;
г) цена, установленная покупателем;
д) цена, рекомендованная покупателю государственными органами;
е) денежная сумма, за которую покупатель намерен купить, а продавец продать товар или услугу.
22. Цены играют следующую роль в рыночном механизме:
а) передают обществу информацию об отсталых и затратных технологиях;
б) регулируют потребности общества;
в) обусловливают дальнейшую концентрацию производства;
г) влияют на объемы потребления высококачественного продовольствия.
23. Найдите правильное определение одного из достоинств рынка:
а) гарантирует работнику право на труд и отдых;
б) устанавливает, что производить, в каких количествах и по каким ценам;
в) обеспечивает защиту окружающей среды;
г) стимулирует фундаментальные исследования в науке;
д) нацелен на производство товаров и услуг коллективного пользования;
е) препятствует цикличности экономического развития.
24. Государственное регулирование рыночных цен применяется для того, чтобы:
а) сдерживать конкуренцию;
б) поддержать производителей данной продукции и услуг;
в) поддержать развитие других отраслей экономики;
г) успокоить зарубежных покупателей;
д) повысить поступления в доходную часть бюджета.
е) приостановить рост налогов на производителей.
25. К преимуществам рыночного механизма относится:
а) заинтересованность в производстве общественных благ;
б) сохранение невоспроизводимых экономических ресурсов;
в) ориентация на удовлетворение потребностей населения;
г) свобода выбора для производителей и потребителей.
26. При росте цены на товар с 100 до 200 руб. объем спроса уменьшился с 30 до 20 ед., т.е. спрос на этот товар по цене:
а) абсолютно эластичен; б) абсолютно неэластичен; в) неэластичен; г) эластичен.
27. Бюджетная линия:
а) выражает общую полезность благ; б) предоставляет субъективную информацию о предпочтениях потребителя; в) сдвигается вверх при росте дохода; г) представляет все доступные комбинации товаров при заданных ценах и заданной величине доходов потребителя.
Задачи к теме 2.1.
№1: Кривая спроса описывается уравнением QD = 400-P, кривая предложения QS = 100+2P. Правительство ввело налог на производителей в размере 15 руб. за единицу товара. Определите: 1) как изменятся равновесные цена и объем продукции; 2) доход государства от введения налога.
№2. На потребительском рынке шариковых ручек две группы потребителей – 250 и 400 человек. Индивидуальный спрос первой группы задан уравнением Qd1 = 10 – 2P, второй группы – уравнением Qd2 = 5 – 4P.Определите рыночный спрос и объем спроса при цене изделий P =2 руб.?
№3. Функция спроса на товар задана уравнением Pd = 25 – 5Q, функция предложения – уравнением Ps = 4 + 2Q? где Pd, Ps – цены спроса и предложения, Q – объем продаж (тыс. шт.).Определите параметры равновесия.
№4. Функция спроса на рынке образовательных услуг Qd = 1000 – 35P, а функция предложения Qs = 5P + 600, где Р – рыночная цена за 1 час обучения в у.е., Qd, Qs – объемы спроса и предложения в часах. Государство ввело фиксированную цену в размере Р = 3 у.е. за 1 час. Определите последствия такого решения.
№5. Строительная компания установила эластичность спроса на жилье в новостройках: по цене -0,7, по доходу - +3,0. Как изменился спрос на рынке жилья, если рост цен в текущем году составил 10%, а доходы покупателей увеличились на 8%?