Рынок и его закономерности

Понятие и сущность рынка. Виды рынков и их характеристики: по объектам купли-продажи, по масштабу, по уровню конкуренции, по отраслям, по продажам. Экономические субъекты рынка. Предпосылки возникновения рынка. Условия функционирования рынка. Функции рынка. Рыночный механизм. Спрос и его ценовые и неценовые факторы. Зависимость между ценой товара и его просом. Цена спроса. Предложение, его ценовые и неценовые факторы. Зависимость между ценой товара и его предложением. Цена предложения. Эластичность спроса и предложения. Измерение эластичности. Перекрестная эластичность. Цена и ценообразование. Равновесная цена рынка.

Потребительский набор товаров. Совокупная и предельная полезность. Законы Госсена. Кривые безразличия. Бюджетная линия потребителя. Кривая «доход-потребление».

Тесты к теме 2.1.Выберите правильный вариант ответа:

1.Технический прогресс в производстве продукта Х повлечет за собой:

а) повышение равновесной цены и увеличение равновесного количества.

б) повышение равновесной цены и уменьшение равновесного количества;

в) снижение равновесной цены и уменьшение равновесного количества;

г) снижение равновесной цены и увеличение равновесного количества.

2. Если кривая предложения смещается вправо, то произошло:

а) увеличение предложения; б) сокращение спроса; в) увеличение цены предложения; г) уменьшение цены предложения.

3. С ростом доходов потребителя кривая спроса на ржаной хлеб будет смещаться:

а) вправо вверх; б) влево вниз; в) влево вверх; г) вправо вниз.

4. Цена на мужские пиджаки возрастет в результате:

а) роста предложения; б) повышения зарплаты на ткацких фабриках; в) появления новых технологий в легкой промышленности; г) снижения спроса.

5. Падение спроса на товар из-за снижения цены называется:

а) эффектом дохода; б) парадоксом Гиффена; в) парадоксом Энгеля; г)эффектом замещения.

6. Спрос неэластичен, если:

а) покупатели расходуют на его приобретение значительную долю своего дохода;

б) данный товар является для потребителя товаром первой необходимости;

в) процентное изменение спроса меньше процентного изменения цены товара;

г) появился товар-заменитель.

7. К достоинствам рыночной экономики относится:

а) обеспечение граждан общественно значимыми товарами и услугами; б) рыночная дифференциация доходов; в) создание условий для наиболее эффективного использования ресурсов; г) возможность директивного планирования.

8. Согласно экономической теории собственностью является:

а) сам ресурс, т.е. средства производства или рабочая сила;

б) доля прав по использованию ресурса;

в) отношения, возникающие между людьми по поводу присвоения ресурса;

г) отношения, возникающие между людьми по поводу отчуждения ресурса;

д) право присвоения результата от использования ресурса.

9. Развитая рыночная экономика опирается:

а) на частную собственность;

б) на государственную собственность;

в) многообразие форм собственности;

г) на коллективную собственность;

д) на негосударственные формы собственности.

10. Условия возникновения товарного производства:

а) эффективность производства;

б) полное удовлетворение всех потребностей;

в) внедрение научно- технического прогресса;

г) быстрый рост темпов производства;

д) общественное разделение труда.

11. Предпосылки возникновения и функционирования рынка: а) желание руководителей крупных банков;

б) наличие частной собственности на средства производства;

в) общественное разделение и специализация производства;

г) военные действия со стороны сопредельных государств;

д) договоренности между руководителями предприятий;

е) наличие развитой инфраструктуры.

12. К функциям рынка относятся:

а) функционирование механизма конкуренции;

б) стимулирование внедрения достижений НТП;

в) улучшение взаимоотношений между людьми;

г) равное повышение благосостояния всех членов общества;

д) повышение средней продолжительности жизни населения;

е) информированность населения о товарах.

13. Рыночным спросом называется:

а) запросы покупателей о наличии товара;

б) приезд покупателей на рынок;

в) желание людей приобрести тот или иной товар (услугу);

г) нахождение необходимой денежной суммы для приобретения нужного товара;

д) торг с продавцом о цене приобретаемого товара.

14. При прочих равных условиях увеличение спроса:

а) Вызовет рост рыночной цены;

б) Вызовет падение рыночной цены;

в) Не изменит цену;

г) Приведет к увеличению предложения;

д) Вызовет дефицит товаров.

15. Неценовые факторы спроса:

а) изменение уровня дохода покупателей;

б) снижение цен на товары;

в) принятие новых законодательных актов;

г) изменение моды на некоторые товары;

д) дождливая погода в течение всего летнего периода;

е) смена правительства.

16. Мера чувствительности величины спроса к изменениям цены на товары или услуги называется:

а) законом спроса;

б) законом предложения;

в) конкуренцией;

г) эластичностью;

д) ликвидностью.

17. Перекрестная эластичность:

а) спрос на товар отменяет предложение на него;

б) спрос на какой-либо товар отменяет производство его в других странах;

в) повышение цены на товар вызывает увеличение производства аналогичных товаров;

г) зависимость изменения спроса на один товар от изменения цены на другой товар.

18. Выберите правильное определение рыночного предложения:

а) количество товара, приобретенное покупателями в определенный промежуток времени;

б) партия товара, поставленная продавцом на определенную дату;

в) количество товара по установленной цене для отдельного покупателя;

г) количество товара по конкретной цене, которое производитель намерен

поставить на рынок в определенный промежуток времени;

д) количество товара, которое производитель может поставлять на рынок по разным ценам в течение длительного времени.

19. Цена предложения на рынке это:

а) максимальная цена продавца;

б) минимальная цена продавца;

в) цена, установленная государственными органами;

г) среднемировая цена;

д) цена предыдущего торгового дня.

20. Неценовые факторы рыночного предложения:

а) изменение уровня заработной платы;

б) внедрение более передовых технологий;

в) сокращение числа продавцов на рынке;

г) снижение налоговых ставок;

д) предоставление государственной помощи производителям;

е) предполагаемое повышение цен на товары и услуги.

21. Рыночная цена это:

а) цена единицы товара, указанная на ценнике продавца;

б) стоимость затрат на производство и реализацию;

в) цена, максимально желаемая продавцом;

г) цена, установленная покупателем;

д) цена, рекомендованная покупателю государственными органами;

е) денежная сумма, за которую покупатель намерен купить, а продавец продать товар или услугу.

22. Цены играют следующую роль в рыночном механизме:

а) передают обществу информацию об отсталых и затратных технологиях;

б) регулируют потребности общества;

в) обусловливают дальнейшую концентрацию производства;

г) влияют на объемы потребления высококачественного продовольствия.

23. Найдите правильное определение одного из достоинств рынка:

а) гарантирует работнику право на труд и отдых;

б) устанавливает, что производить, в каких количествах и по каким ценам;

в) обеспечивает защиту окружающей среды;

г) стимулирует фундаментальные исследования в науке;

д) нацелен на производство товаров и услуг коллективного пользования;

е) препятствует цикличности экономического развития.

24. Государственное регулирование рыночных цен применяется для того, чтобы:

а) сдерживать конкуренцию;

б) поддержать производителей данной продукции и услуг;

в) поддержать развитие других отраслей экономики;

г) успокоить зарубежных покупателей;

д) повысить поступления в доходную часть бюджета.

е) приостановить рост налогов на производителей.

25. К преимуществам рыночного механизма относится:

а) заинтересованность в производстве общественных благ;

б) сохранение невоспроизводимых экономических ресурсов;

в) ориентация на удовлетворение потребностей населения;

г) свобода выбора для производителей и потребителей.

26. При росте цены на товар с 100 до 200 руб. объем спроса уменьшился с 30 до 20 ед., т.е. спрос на этот товар по цене:

а) абсолютно эластичен; б) абсолютно неэластичен; в) неэластичен; г) эластичен.

27. Бюджетная линия:

а) выражает общую полезность благ; б) предоставляет субъективную информацию о предпочтениях потребителя; в) сдвигается вверх при росте дохода; г) представляет все доступные комбинации товаров при заданных ценах и заданной величине доходов потребителя.

Задачи к теме 2.1.

№1: Кривая спроса описывается уравнением QD = 400-P, кривая предложения QS = 100+2P. Правительство ввело налог на производителей в размере 15 руб. за единицу товара. Определите: 1) как изменятся равновесные цена и объем продукции; 2) доход государства от введения налога.

№2. На потребительском рынке шариковых ручек две группы потребителей – 250 и 400 человек. Индивидуальный спрос первой группы задан уравнением Qd1 = 10 – 2P, второй группы – уравнением Qd2 = 5 – 4P.Определите рыночный спрос и объем спроса при цене изделий P =2 руб.?

№3. Функция спроса на товар задана уравнением Pd = 25 – 5Q, функция предложения – уравнением Ps = 4 + 2Q? где Pd, Ps – цены спроса и предложения, Q – объем продаж (тыс. шт.).Определите параметры равновесия.

№4. Функция спроса на рынке образовательных услуг Qd = 1000 – 35P, а функция предложения Qs = 5P + 600, где Р – рыночная цена за 1 час обучения в у.е., Qd, Qs – объемы спроса и предложения в часах. Государство ввело фиксированную цену в размере Р = 3 у.е. за 1 час. Определите последствия такого решения.

№5. Строительная компания установила эластичность спроса на жилье в новостройках: по цене -0,7, по доходу - +3,0. Как изменился спрос на рынке жилья, если рост цен в текущем году составил 10%, а доходы покупателей увеличились на 8%?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: