1.1. Предмет и методы, этапы развития экономической теории. Предмет и метод. Уровни изучения дисциплины. Чем отличается экономическая политика от экономической теории? Цели и задачи экономической политики. Этапы развития экономической теории: основные характеристики меркантилизма, физиократии, классической политической экономии, экономического либерализма, марксизма, неоклассической экономической теории (кейнсианство, институционализм, монетаризм).
Блага экономические и неэкономические. Полезность блага. Характеристика и виды потребностей. Товары, предметы потребления, услуги.
Тесты к теме 1.1. Выберите правильный вариант ответа:
1.Какое направление экономической теории исповедовал Е.Онегин в романе А.С.Пушкина, если «умел судить о том, как государство богатеет… и почему не нужно золота ему, когда простой продукт имеет»:
а) физиократия; б) классическая политэкономия; в) маржинализм; г) меркантилизм.
2. Доктрина, которая не может применяться всеми странами одновременно:
а) кейнсианство; б) меркантилизм; в) марксизм; г) физиократия.
3. Предельная полезность:
а) убывает с увеличением еще на одно блага; б) прирост полезности блага за счет дополнительного блага; в) убывание полезности с приростом блага; г) объективное свойство любого блага.
4. Мероприятия экономической политики это функция экономической теории:
а) методологическая; б) познавательная; г) идеологическая; г) практическая.
5. Найдите соответствие между учением и ученым, сделавшим вклад в его развитие:
а) необходимость активного вмешательства государства в экономику; б)разработка количественной теории денег в обращении; в) описание механизма «невидимой руки» рынка; г) теория рациональных ожиданий.
(А. Смит, Дж. М. Кейнс, Р. Лукас, М. Фридман).
6. Связи металлургического завода с горнорудным комбинатом это отношения:
а) социально-политические; б) организационно-экономические; в) социально-культурные; г) социально-экономические.
7. Распределите по группам потребности: газоснабжение жилых домов; научная информация; уважение окружающих
а) материальные; б) духовные; в) социальные).
8. Установите соответствие между предметом исследования и экономической школой:
а) внешняя торговля – источник богатства;
б) источник богатства – сельское хозяйиство;
в) производственные отношения между наемными работниками и капиталистами;
г) поведение экономических субъектов при использовании предельных величин.
(марксизм, физиократия, маржинализм, меркантилизм).
9. Экономика (экономическая теория) изучает:
а) как лучше организовать работу предприятия (внедрение передовой технологии и организации производства, приобретение современного оборудования, повышение квалификации работников), чтобы получать максимальную прибыль;
б) деятельность отдельных участников рынка и их взаимоотношения;
в) закономерности поведения людей в процессе производства, обмена, распределения и потребления благ;
г) соотношение между объемом производства и ограниченными ресурсами фирмы;
д) причины роста материального благосостояния людей и возможности его увеличения;
е) влияние денег на эффективность производства и денежный кругооборот.
10. Экономических школа, которая видела основу национального процветания в накоплении благородных металлов (золота, серебра):
а) школа физиократов;
б) классическая политическая экономия;
в) кейнсианство;
г) меркантилизм;
д) маржинализм;
11. Теория прибавочной стоимости создана на основе:
а) маржинализма;
б) кейнсианства;
в) монетаризма;
г) марксизма;
д) институционализма;
е) трудовой теории стоимости А.Смита.
12. Теория предельной полезности гласит:
а) полезность блага для индивидуума беспредельна;
б) ценность блага определяется полезностью его предельного экземпляра;
в) полезность блага ограничена другим благом;
г) полезность блага для одного индивидуума ничтожно мала для другого;
д) предел полезности блага зависит от его продажной цены;
е) предел полезности достигается, если благо востребовано всеми членами общества.
13. Рабочая сила как фактор производства:
а) потенциальная способность к созданию материальных или духовных ценностей;
б) работник отраслевого профиля;
в) физическая натренированность и биологическая выносливость в работе;
г) работник, заполняющий определенную штатную единицу предприятия;
д) один из многочисленной армии наемных работников.
14. Фактор производства «Капитал» представляет собой:
а) все деньги предпринимателя;
б) здания и сооружения предприятия;
в) закупленные для производства товаров или услуг сырье, материалы и комплектующие изделия;
г) имеющиеся в наличии средства производства;
д) денежные средства в банке и в кассе предприятия;
15. Понятие "ограниченность ресурсов" в экономике означает:
а) общество не может полностью использовать ресурсы для производства товаров и услуг;
б) невозможно использовать имеющиеся ресурсы с максимальной выгодой;
в) имеющихся ресурсов недостаточно для удовлетворения потребностей всех его членов;
г) ресурсы, которыми располагает общество, достаточны лишь для удовлетворения первичных материальных потребностей;
д) ресурсы, имеющиеся в распоряжении общества, являются невосполнимыми.
16. Затраты упущенных возможностей или вмененные затраты:
а) при использовании несовершенных технологий;
б) выпуск одного товара за счет другого при недостатке ресурсов;
в) использование отсталой организации производства и труда;
г) при неполном использовании достаточных ресурсов;
д) полное прекращение выпуска товара для производства другого из-за необеспеченности ресурсами.
17. Какие экономические модели в большей степени не относятся к типу «смешанная экономика»?
а) американская; б) японская; в) германская; г) шведская; д) новозеландская; е) все вышеперечисленные.
18. Кривая безразличия:
а) имеет отрицательный наклон;
б) линия, каждая точка которой отражает одинаковый уровень удовлетворения потребностей;
в) отражает набор товаров при полном использовании дохода потребителя;
г) изменяет наклон, если изменяется доход потребителя.
Тема дискуссии: какие направления экономической мысли будут преобладать в начале ХХI века?
1.2. Общественное производство.
Экономическая деятельность людей. Фазы общественного воспроизводства: производство, обмен, распределение, потребление. Кругооборот товаров и ресурсов. Экономические ресурсы – факторы производства. Ограниченность ресурсов. Экономический выбор. Вмененные затраты. Кривая производственных возможностей. Экономические отношения в обществе. Характеристика основных экономических систем. Формы собственности, их роль и значение в экономической жизни общества.
Тесты к теме 1.2.Выберите правильный вариант ответа:
1.Ресурсами не являются:
а) продукты питания; б) полезные ископаемые; в) рабочая сила; г) лабораторное оборудование.
2. Выделите факторы производства:
а) счет в банке, хозяин фирмы, сера; б) банкир, нефть, доска; в) геолог, станок, деньги; г) облигации, уголь, бригадир.
3. Поясните экономическую сущность смещения кривой производственных возможностей из положения 1 в положение 2:
А
2
В
а) возросла эффективность производства продукта А;
б) вовлечение в экономику свободных ресурсов;
в) возросла эффективность производства продукта В;
г) общество перешло к полной занятости населения.
4. Если общество находится в точке С, то это означает:
А
С
В
а) больше производится продукта В, чем А; б) общество не полностью использует ресурсы; в) общество производит больше продукта А, чем Б; г) ничто из перечисленного не подходит.
5. Студент учится в университете и получает стипендию 200 руб. Бросив учебу, он может работать коммерческим агентом и получать 1000 руб. Тогда его альтернативные затраты на обучение в университете составят:
а) 200 руб.; б) 1000 руб.; 800 руб.; г) 1200 руб.
6. Не является видом деятельности:
а) производство сельхозпродукции с применением ручного труда;
б) потребление продуктов госпредприятий;
в) накопление капитала;
г) кругооборот ресурсов, денег, товаров и услуг.
7. Переход от доиндустриального общества к индустриальному происходит в процессе:
а) промышленной революции; б) социальных преобразований; в) «революции менеджеров»; г) научно-технической революции.
8. К. Маркс назвал «Экономическую таблицу» Ф.Кенэ гениальным вкладом в экономическую науку, потому что:
а) впервые сфера производства увязывалась со сферой обращения;
б) впервые была представлена классовая структура общества;
в) финансовые потоки сравнивались с движением крови в организме;
г) была сделана первая попытка представить схему общественного воспроизводства.
9. К предмету экономической теории относятся:
а) технологии производства; б) максимизация удовлетворения потребностей;
в) организационно-правовые отношения; г) эффективность использования ресурсов.
10. Комплексы экономики РФ это:
а) топливно-энергетический;
б) металлургический;
в) легкая промышленность;
г) пищевая промышленность.
11. Комплексы, определяющие научно-технический прогресс в народном хозяйстве:
а) топливно-энергетический;
б) оборонно-промышленный;
в) химико-лесной.
12. Причинами ухудшения экономического положения РФ в начале 90-х годов являлись следующие:
а) разрыв, налаженных десятилетиями, хозяйственных связей между предприятиями, ранее находившимся на территории СССР;
б) разрыв хозяйственных связей с предприятиями стран Восточной и Центральной Европы;
в) нарушение соотношения между ростом производительности труда и заработной платы.
13. Способствовали кредиты от МВФ развитию следующих мероприятий:
а) увеличению доли экспорта наукоемкой продукции;
б) снижению доли в экспорте страны энергоносителей;
в) ликвидации дефицита федерального бюджета.
14. Предприятия каких отраслей промышленности следует в первую очередь обеспечить государственными заказами:
а) станкостроение;
б) производство техники для сельского хозяйства4
в) производство продуктов питания.
15. Существование экономических проблем может быть объяснено:
а) воздействием государства на экономику;
б) загрязнением окружающей среды;
в) наличием инфляции и безработицы;
г) неограниченностью потребностей людей и ограниченностью ресурсов;
д) неэффективным использованием экономических ресурсов.
16. Потребляемый ресурс выступает в качестве экономического:
а) лед, используемый для охлаждения продуктов;
б) кислород воздуха, вдыхаемый человеком;
в) питьевая вода, употребляемая для утоления жажды;
г) строительный камень, планируемый к добыче.
17. Анализ современного экономического состояния России позволяет утверждать, что:
а) государство играет небольшую роль в экономике;
б) преобладает централизованная экономика;
в) в большинстве отраслей полная свобода конкуренции;
г) преобладает смешанная экономика;
д) преобладает рыночная экономика.
18. Кривая производственных возможностей показывает:
а) комбинацию производства двух товаров при неограниченности ресурсов;
б) лучшую из возможных комбинаций производства двух товаров;
в) точное количество товаров, которые экономика намерена производить;
г) комбинацию производства двух товаров при полном использовании ресурсов.
19. В 1998 году безработица в России достигла наивысшего уровня за предшествующие 15 лет. Точка на кривой производственных возможностей, соответствующая этому состоянию, находится:
а) в верхней части графика; б) в нижней части графика; в) за пределами графика; г) внутри кривой; д) не вписывается в данный график.
Задачи к теме 2.
№1. С острова А на остров В можно добраться двумя способами: самолетом или паромом. Стоимость билета на самолет – 90 у.е., на паром – 30 у.е. Время в пути на самолете – 2 часа, на пароме – 12 часов. Определить: 1) наиболее предпочтительный вид транспорта для пассажира со средним доходом в час: а) 1 у.е., б) 8 у.е.; 2) уровень дохода, при котором пассажиру будет безразлично, каким видом транспорта воспользоваться.
№2. Банковский служащий, имеющий заработную плату 15 долл. в час, решил сделать ремонт в квартире. Бригада строителей готова произвести ремонт в течение 30 часов за 450 долл. Сам хозяин надеется закончить работу за 40 часов. Стоит ли служащему нанимать бригаду?
Тема дискуссии: Можно ли опасные для здоровья алкогольные напитки и наркотики рассматривать как экономические блага?