double arrow

Введение в экономическую теорию


1.1. Предмет и методы, этапы развития экономической теории. Предмет и метод. Уровни изучения дисциплины. Чем отличается экономическая политика от экономической теории? Цели и задачи экономической политики. Этапы развития экономической теории: основные характеристики меркантилизма, физиократии, классической политической экономии, экономического либерализма, марксизма, неоклассической экономической теории (кейнсианство, институционализм, монетаризм).

Блага экономические и неэкономические. Полезность блага. Характеристика и виды потребностей. Товары, предметы потребления, услуги.

Тесты к теме 1.1. Выберите правильный вариант ответа:

1.Какое направление экономической теории исповедовал Е.Онегин в романе А.С.Пушкина, если «умел судить о том, как государство богатеет… и почему не нужно золота ему, когда простой продукт имеет»:

а) физиократия; б) классическая политэкономия; в) маржинализм; г) меркантилизм.

2. Доктрина, которая не может применяться всеми странами одновременно:

а) кейнсианство; б) меркантилизм; в) марксизм; г) физиократия.

3. Предельная полезность:

а) убывает с увеличением еще на одно блага; б) прирост полезности блага за счет дополнительного блага; в) убывание полезности с приростом блага; г) объективное свойство любого блага.




4. Мероприятия экономической политики это функция экономической теории:

а) методологическая; б) познавательная; г) идеологическая; г) практическая.

5. Найдите соответствие между учением и ученым, сделавшим вклад в его развитие:

а) необходимость активного вмешательства государства в экономику; б)разработка количественной теории денег в обращении; в) описание механизма «невидимой руки» рынка; г) теория рациональных ожиданий.

(А. Смит, Дж. М. Кейнс, Р. Лукас, М. Фридман).

6. Связи металлургического завода с горнорудным комбинатом это отношения:

а) социально-политические; б) организационно-экономические; в) социально-культурные; г) социально-экономические.

7. Распределите по группам потребности: газоснабжение жилых домов; научная информация; уважение окружающих

а) материальные; б) духовные; в) социальные).

8. Установите соответствие между предметом исследования и экономической школой:

а) внешняя торговля – источник богатства;

б) источник богатства – сельское хозяйиство;

в) производственные отношения между наемными работниками и капиталистами;

г) поведение экономических субъектов при использовании предельных величин.

(марксизм, физиократия, маржинализм, меркантилизм).

9. Экономика (экономическая теория) изучает:

а) как лучше организовать работу предприятия (внедрение передовой технологии и организации производства, приобретение современного оборудования, повышение квалификации работников), чтобы получать максимальную прибыль ;



б) деятельность отдельных участников рынка и их взаимоотношения;

в) закономерности поведения людей в процессе производства, обмена, распределения и потребления благ;

г) соотношение между объемом производства и ограниченными ресурсами фирмы;

д) причины роста материального благосостояния людей и возможности его увеличения;

е) влияние денег на эффективность производства и денежный кругооборот.

10. Экономических школа, которая видела основу национального процветания в накоплении благородных металлов (золота, серебра):

а) школа физиократов;

б) классическая политическая экономия;

в) кейнсианство;

г) меркантилизм;

д) маржинализм;

11. Теория прибавочной стоимости создана на основе:

а) маржинализма;

б) кейнсианства;

в) монетаризма;

г) марксизма;

д) институционализма;

е) трудовой теории стоимости А.Смита.

12. Теория предельной полезности гласит:

а) полезность блага для индивидуума беспредельна;

б) ценность блага определяется полезностью его предельного экземпляра;

в) полезность блага ограничена другим благом;

г) полезность блага для одного индивидуума ничтожно мала для другого;

д) предел полезности блага зависит от его продажной цены;

е) предел полезности достигается, если благо востребовано всеми членами общества.

13. Рабочая сила как фактор производства:

а) потенциальная способность к созданию материальных или духовных ценностей;



б) работник отраслевого профиля;

в) физическая натренированность и биологическая выносливость в работе;

г) работник, заполняющий определенную штатную единицу предприятия;

д) один из многочисленной армии наемных работников.

14. Фактор производства «Капитал» представляет собой:

а) все деньги предпринимателя;

б) здания и сооружения предприятия;

в) закупленные для производства товаров или услуг сырье, материалы и комплектующие изделия;

г) имеющиеся в наличии средства производства;

д) денежные средства в банке и в кассе предприятия;

15. Понятие "ограниченность ресурсов" в экономике означает:

а) общество не может полностью использовать ресурсы для производства товаров и услуг;

б) невозможно использовать имеющиеся ресурсы с максимальной выгодой;

в) имеющихся ресурсов недостаточно для удовлетворения потребностей всех его членов;

г) ресурсы, которыми располагает общество, достаточны лишь для удовлетворения первичных материальных потребностей;

д) ресурсы, имеющиеся в распоряжении общества, являются невосполнимыми.

16. Затраты упущенных возможностей или вмененные затраты:

а) при использовании несовершенных технологий;

б) выпуск одного товара за счет другого при недостатке ресурсов;

в) использование отсталой организации производства и труда;

г) при неполном использовании достаточных ресурсов;

д) полное прекращение выпуска товара для производства другого из-за необеспеченности ресурсами.

17. Какие экономические модели в большей степени не относятся к типу «смешанная экономика»?

а) американская; б) японская; в) германская; г) шведская; д) новозеландская; е) все вышеперечисленные.

18. Кривая безразличия:

а) имеет отрицательный наклон;

б) линия, каждая точка которой отражает одинаковый уровень удовлетворения потребностей;

в) отражает набор товаров при полном использовании дохода потребителя;

г) изменяет наклон, если изменяется доход потребителя.

Тема дискуссии: какие направления экономической мысли будут преобладать в начале ХХI века?

1.2. Общественное производство.

Экономическая деятельность людей. Фазы общественного воспроизводства: производство, обмен, распределение, потребление. Кругооборот товаров и ресурсов. Экономические ресурсы – факторы производства. Ограниченность ресурсов. Экономический выбор. Вмененные затраты. Кривая производственных возможностей. Экономические отношения в обществе. Характеристика основных экономических систем. Формы собственности, их роль и значение в экономической жизни общества.

Тесты к теме 1.2.Выберите правильный вариант ответа:

1.Ресурсами не являются:

а) продукты питания; б) полезные ископаемые; в) рабочая сила; г) лабораторное оборудование.

2. Выделите факторы производства:

а) счет в банке, хозяин фирмы, сера; б) банкир, нефть, доска; в) геолог, станок, деньги; г) облигации, уголь, бригадир.

3. Поясните экономическую сущность смещения кривой производственных возможностей из положения 1 в положение 2:

А

2

В

а) возросла эффективность производства продукта А;

б) вовлечение в экономику свободных ресурсов;

в) возросла эффективность производства продукта В;

г) общество перешло к полной занятости населения.

4. Если общество находится в точке С, то это означает:

А


С


В

а) больше производится продукта В, чем А; б) общество не полностью использует ресурсы; в) общество производит больше продукта А, чем Б; г) ничто из перечисленного не подходит.

5. Студент учится в университете и получает стипендию 200 руб. Бросив учебу, он может работать коммерческим агентом и получать 1000 руб. Тогда его альтернативные затраты на обучение в университете составят:

а) 200 руб.; б) 1000 руб.; 800 руб.; г) 1200 руб.

6. Не является видом деятельности:

а) производство сельхозпродукции с применением ручного труда;

б) потребление продуктов госпредприятий;

в) накопление капитала;

г) кругооборот ресурсов, денег, товаров и услуг.

7. Переход от доиндустриального общества к индустриальному происходит в процессе:

а) промышленной революции; б) социальных преобразований; в) «революции менеджеров»; г) научно-технической революции.

8. К. Маркс назвал «Экономическую таблицу» Ф.Кенэ гениальным вкладом в экономическую науку, потому что:

а) впервые сфера производства увязывалась со сферой обращения;

б) впервые была представлена классовая структура общества;

в) финансовые потоки сравнивались с движением крови в организме;

г) была сделана первая попытка представить схему общественного воспроизводства.

9. К предмету экономической теории относятся:

а) технологии производства; б) максимизация удовлетворения потребностей;

в) организационно-правовые отношения; г) эффективность использования ресурсов.

10. Комплексы экономики РФ это:

а) топливно-энергетический;

б) металлургический;

в) легкая промышленность;

г) пищевая промышленность.

11. Комплексы, определяющие научно-технический прогресс в народном хозяйстве:

а) топливно-энергетический;

б) оборонно-промышленный;

в) химико-лесной.

12. Причинами ухудшения экономического положения РФ в начале 90-х годов являлись следующие:

а) разрыв, налаженных десятилетиями, хозяйственных связей между предприятиями, ранее находившимся на территории СССР;

б) разрыв хозяйственных связей с предприятиями стран Восточной и Центральной Европы;

в) нарушение соотношения между ростом производительности труда и заработной платы.

13. Способствовали кредиты от МВФ развитию следующих мероприятий:

а) увеличению доли экспорта наукоемкой продукции;

б) снижению доли в экспорте страны энергоносителей;

в) ликвидации дефицита федерального бюджета.

14. Предприятия каких отраслей промышленности следует в первую очередь обеспечить государственными заказами:

а) станкостроение;

б) производство техники для сельского хозяйства4

в) производство продуктов питания.

15. Существование экономических проблем может быть объяснено:

а) воздействием государства на экономику;

б) загрязнением окружающей среды;

в) наличием инфляции и безработицы;

г) неограниченностью потребностей людей и ограниченностью ресурсов;

д) неэффективным использованием экономических ресурсов.

16. Потребляемый ресурс выступает в качестве экономического:

а) лед, используемый для охлаждения продуктов;

б) кислород воздуха , вдыхаемый человеком;

в) питьевая вода, употребляемая для утоления жажды;

г) строительный камень, планируемый к добыче.

17. Анализ современного экономического состояния России позволяет утверждать, что:

а) государство играет небольшую роль в экономике;

б) преобладает централизованная экономика;

в) в большинстве отраслей полная свобода конкуренции;

г) преобладает смешанная экономика;

д) преобладает рыночная экономика.

18. Кривая производственных возможностей показывает:

а) комбинацию производства двух товаров при неограниченности ресурсов;

б) лучшую из возможных комбинаций производства двух товаров;

в) точное количество товаров, которые экономика намерена производить;

г) комбинацию производства двух товаров при полном использовании ресурсов.

19. В 1998 году безработица в России достигла наивысшего уровня за предшествующие 15 лет. Точка на кривой производственных возможностей, соответствующая этому состоянию, находится:

а) в верхней части графика; б) в нижней части графика; в) за пределами графика; г) внутри кривой; д) не вписывается в данный график.

Задачи к теме 2.

№1. С острова А на остров В можно добраться двумя способами: самолетом или паромом. Стоимость билета на самолет – 90 у.е., на паром – 30 у.е. Время в пути на самолете – 2 часа, на пароме – 12 часов. Определить: 1) наиболее предпочтительный вид транспорта для пассажира со средним доходом в час: а) 1 у.е., б) 8 у.е.; 2) уровень дохода, при котором пассажиру будет безразлично, каким видом транспорта воспользоваться.

№2. Банковский служащий, имеющий заработную плату 15 долл. в час, решил сделать ремонт в квартире. Бригада строителей готова произвести ремонт в течение 30 часов за 450 долл. Сам хозяин надеется закончить работу за 40 часов. Стоит ли служащему нанимать бригаду?

Тема дискуссии: Можно ли опасные для здоровья алкогольные напитки и наркотики рассматривать как экономические блага?







Сейчас читают про: