Понятие и виды конкуренции. Признаки рынка совершенной конкуренции. Рынок несовершенной конкуренции. Искусственные и естественные монополии, виды монополистических корпораций. Монопольная власть. Виды монополистической конкуренции. Биржи. Брокерство. Срочные биржевые сделки. Антимонопольное законодательство.
Особенности рынка факторов производства. Конкурентный рынок труда: спрос, предложение труда и их рыночное равновесие. Предельные издержки фактора «Труд». Инвестиции в человеческий капитал. Номинальная и реальная заработная плата, формы оплаты труда. Капитал как фактор производства: понятие и структура. Инвестиции на восстановление и накопление средств производства. Заемные средства, ссудный процент, ставка (норма) процента. Земля как фактор производства. Земельная рента. Дифференциальная рента первого и второго рода. Цена земли. Понятие и виды масштаба производства.
Тесты к теме 2.3.Выберите правильный вариант ответа:
1. Поставщиками ресурсов на рынки факторов производства являются:
а) домашние хозяйства;
б) коммерческие банки;
в) снабженческо-сбытовые организации;
г) отраслевые биржи;
д) брокерские фирмы.
2. На рынках факторов производства формируются:
а) производственные издержки поставщиков товаров (услуг);
б) доходы домашних хозяйств;
в) номенклатура товаров (услуг);
г) качество производимой продукции (услуг);
д) объемы банковских кредитов;
е) экономическая политика государства.
3. Инвестиции в человеческий капитал это:
а) затраты на образование;
б) затраты на здравоохранение;
в) материальная помощь при переездах в другую местность;
г) повышение заработной платы на предприятии;
д) дорожное строительство;
е) приобретение более удобного в обслуживании оборудования.
4. Номинальная заработная плата это:
а) предполагаемое вознаграждение за труд при выполнении предприятием
запланированной реализации товаров по прогнозируемым ценам;
б) величина заработной платы до начисления подоходного налога и установленных законодательством удержаний;
в) предполагаемое количество товаров и услуг, которое можно приобрести на месячную заработную плату;
г) месячная заработная плата, полученная работником в кассе предприятия;
д) остаток заработной платы после уплаты индивидуальных налогов и обязательных платежей.
5. Реальная заработная плата это:
а) начисленное работодателем вознаграждение за труд;
б) вознаграждение за труд, полученное наличными деньгами;
в) вознаграждение за труд с учетом отчислений в страховые фонды;
г) количество товаров и услуг, приобретенное на полученные наличные деньги;
д) заработная плата с учетом повышения при более удачной реализации товаров на рынке.
6. В экономике под инвестициями понимают затраты:
а) на капитальный ремонт основных фондов;
б) на создание или приобретение новых основных фондов;
в) на покупку сырья и материалов для производства новой партии товара;
г) на наем более квалифицированной рабочей силы;
д) на вложение средств в уставные фонды других предприятий;
е) на вложение денежных средств в ценные бумаги.
7. Ссудный процент:
а) вознаграждение при предоставлении предприятием займа юридическим или физическим лицам, в процентах к величине займа;
б) денежная сумма за пользование кредитом банка;
в) ставка Центробанка РФ на определенный период времени;
г) денежная сумма, выплачиваемая предприятию коммерческим банком за хранение средств на счетах банка;
д) денежная сумма, выплачиваемая предприятием за услуги коммерческого банка.
8. Земля как фактор производства:
а) стоимость земельного участка и всех основных фондов, находящихся на нем;
б) доход от аренды земельного участка;
в) стоимость разведанных полезных ископаемых на территории участка;
г) сельскохозяйственные угодья;
д) лесные угодья.
9. Земельной рентой называется:
а) арендная плата за эксплуатацию участка, установленная землевладельцем;
б) доход, полученный от эксплуатации земельного участка;
в) издержки арендатора на производство единицы продукции;
г) амортизация основных средств землевладельца, используемых арендатором;
д) налог на землю.
10. Выберите правильное определение дифференциальной ренты I:
а) дополнительные издержки арендатора на обработку земельного участка по сравнению со средними издержками региона;
б) дополнительный доход за счет повышенного плодородия участка;
в) близость земельного участка к рынкам сбыта;
г) дополнительная плата землевладельцу за повышение урожайности при более благоприятных погодных условиях;
д) снижение налогов и обязательных платежей для землевладельцев.
11. Цена единицы земельного участка определяется:
а) нормой ссудного процента банка;
б) величиной земельной ренты;
в) затратами на удобрения и средства химической защиты растений;
г) ценами сельхозпродукции на мировом рынке;
д) удаленностью от рынков сбыта.
12. Масштабом производства называется:
а) площадь территории, занимаемой производственными помещениями предприятия;
б) количество единиц крупного оборудования, используемого в производстве продукции предприятия;
в) величина всех производственных факторов;
г) стоимость произведенных товаров в определенный промежуток времени;
д) определенное количество работников предприятия.
13. На конкурентном рынке данного товара в точке краткосрочного равновесия:
а) цена равна предельным издержкам производства;
б) цена равна предельной полезности для покупателей;
в) цена равна средним издержкам производства.
14.Предельный доход конкурентной фирмы по мере роста объемов продаж:
а) не изменяется; б) возрастает; в) снижается быстрее цены; г) снижается медленнее цены.
15. Следующее свойство отсутствует на рынке совершенной конкуренции:
а) однородность продукции; б) мобильность ресурсов; в) реклама; г) большое число покупателей.
16. Одна из мер государственной политики не приведет к увеличению продаж фирмы-монополиста:
а) ограничение максимальной цены на продукт фирмы;
б) повышение ставки налога на имущество;
в) снижение ставки налога на прибыль;
г) создание госпредприятий.
17. В городе открылся единственный ночной магазин. Это пример:
а) естественной монополии; б) вынужденной монополи; в) временной монополии; г) монопсонии.
18. Антимонопольное законодательство нацелено на:
а) запрет монополий; б) экономическую свободу; в) развитие конкуренции; г) регулирование цен.
19. На монопольном рынке, как правило:
а) чем выше цены, тем больше прибыль; б) величина предложения меньше величины спроса; в) ценовую дискриминацию осуществить невозможно; г) рост цены сдерживается затратами и спросом.
20. На рынке монополистической конкуренции:
а) отдельный покупатель может влиять на цену продукции;
б) реклама не играет существенной роли;
в) товары отличаются по исполнению и условиям продажи;
г) производители имеют одинаковый доступ к информации.
21. Если государство на конкурентном рынке труда установит минимальную зарплату выше равновесной ставки, то:
а) В отрасли возникнет дефицит рабочей силы;
б) в отрасли возникнет избыток рабочей силы;
в) увеличится спрос на труд;
г) предложение труда сократится.
22. В условиях монопсонии на рынке труда работники определенной квалификации получат заработную плату в денежном выражении:
а) меньше предельного продукта своего труда; б) равную предельном у продукту труда; в) больше предельного продукта труда; г) равную среднему продукту труда.
23. К основному капиталу относятся:
а) средства на счетах предприятий; б) государственные облигации; в) деньги в кассе предприятия; г) машины и оборудование.
24. Чистые инвестиции имеют место в том случае, если: а) возмещение капитала больше валовых инвестиций; б) валовые инвестиции больше возмещения капитала;
в) оборотный капитал превышает основной капитал;
г) ставка ссудного процента меньше ставки рефинансирования.
25. Предложение земли:
а) эластично; б) обладает единичной эластичностью; в) в зависимости от условий может быть эластичным и неэластичным; г) неэластично.
26. Студент снимает квартиру в высотном доме. Если в квартирную плату входят стоимости коммунальных услуг и ремонт квартиры, то это:
а) арендная плата; б) цена земли; в) дифференциальная рента I; г)земельная рента.
Задачи к теме 2.3: №1. Функция издержек фирмы-монополиста: ТС = 0,5Q2 + 2Q. Функция спроса: Р = 10 – 0,5Q. Определите: 1) цену, при которой прибыль фирмы максимальна; 2) величину максимальной прибыли. №2. Фирма-монополист продает продукцию двум группам покупателей по разным ценам. Функции спроса: Q1 = 120 – P1 и Q2 = 90 – P2. Предельные затраты на производство продукции равны 3. Какие цены назначил монополист в каждом сегменте рынка? №3. В долгосрочном периоде средние переменные затраты фирмы имеют зависимость АС = Q+ 10. Спрос на продукцию фирмы описывается формулой P = 150 – 3Q. Определите равновесные цену и объем продаж и установите находится ли фирма в состоянии долгосрочного или краткосрочного равновесия.
№4. Фирма инвестировала 10000 руб. в коммерческий проект. Ожидаемый доход – 1500 руб. Выгодны ли такие инвестиции при номе банковского процента 10%? №5. Выручка монополиста при достижении максимальной прибыли и оптимального объема производства составит:
44 MC
30
18 MR
04590Q