double arrow

Соотнесение понимания с линией поведения адресата

В философии языка нашего времени особенно часто понимание приравнивают к невысказанному ответу. Этот взгляд во многом ухватывает суть проблемы. Недаром мы можем проконтролировать ход понимания, задав собеседнику вопросы, которые могли бы заставить проявить знание обсуждаемых предметов, пересказать смысл и т.п. Но не следует забывать, что понять просьбу – значит быть в состоянии выполнить ее или объяснить свой отказ. Таким образом, симптомом понимания может быть готовность к действиям, прямо или косвенно задаваемым речью (скажем, намеками). Недаром речевое воздействие так напоминает гипнотический сеанс. Вы слышите фразу: По синему небу бегут белые облака – и видите это синее небо с облаками. В отличие от гипнотического состояния, при обычном общении мы стремимся не подпасть чересчур под чары речи. Возможно, именно этой защитной реакцией, чтобы не превратить любое общение в сеанс взаимного гипноза, объясняется такое этическое правило, как нежелательность без особой надобности прибегать к требованиям. Этические нормы чаще обращены к говорящему: не будь навязчивым. Когда эти нормы соблюдены, не опасно следовать восьмому правилу:

Не бойтесь положиться на говорящего.

Выбор тональности понимания

Поскольку понимание – результат взаимодействия различных операций, решающих указанные выше задачи, мы всегда вынуждены выбирать тот ключ, в котором удобно воспринимать речи собеседника в целом. Этот ключ определяет взаимодействие таких операций на протяжении целостных эпизодов понимания. Например, в разные эпизоды мы проникаемся различной степенью симпатии к собеседнику и к его мнениям, по-разному живо следим за фокусировкой его и. своего внимания и т.д. Неконфронтирующему диалогу должна соответствовать и тональность понимания. В этой связи мы можем сформулировать девятое правило:

Стремитесь воспринять обращенные к вам слова как сказанные с добрыми намерениями в ваших же интересах


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: