Обучение можно проводить различными методами:
— на рабочем месте;
— короткие консультации, инструктаж в процессе работы;
— организованные курсы обучения в течение какого-то времени;
— краткосрочные курсы с отрывом от производства.
Выбор метода обучения зависит от следующих факторов:
— целей и задач обучения;
— срочности обучения;
— финансовых возможностей предприятия;
— наличия инструкторов, учебных материалов, помещений;
— характеристики участников обучения (их квалификации, мотива-
ции, уровня подготовки);
— квалификации и компетенции преподавателей и т.п.
Целесообразно продумать и такие вопросы: кто будет осуществлять
Обучение; кого необходимо обучать; где организовать обучение; какова
Продолжительность обучения; какова его стоимость?
При выборе метода обучения необходимо учитывать, что обуча-
емые сохраняют в памяти: 10% — того, что читали; 20% — того, что слы-
шали; 30% — того, что видели; 50% — того, что слышали и видели; 70% —
|
|
того, что слышали, видели и обсуждали; 80% — того, что говорили сами;
90% — того, что делали сами.
Для многих организаций, относящихся к разным сферам деятель-
Ности, обучение на рабочем месте является основной формой обучения
Новых работников.
Инструктаж представляет собой разъяснение и демонстрацию
Приемов работы непосредственно на рабочем месте и может проводить-
Ся как сотрудником, давно выполняющим данные функции (коллегой
Обучаемого), так и специально подготовленным инструктором. Инструк-
Таж, как правило, ограничен во времени, ориентирован на выполнение
Конкретных операций и процедур, входящих в круг профессиональных
Обязанностей обучаемого, является недорогим и эффективным средством
Развития простых технических навыков труда.
Наставничество является наиболее часто применяемым методом
Профессионального обучения, который характеризуется тем, что настав-
Ник обычно выполняет весь круг задач по обучению своих подчиненных
Без освобождения от основной работы. Применяется для обучения раз-
Ных категорий работников — от рабочих до руководящих должностей.
Данный метод требует особой подготовки и склада характера от
Наставника. Успех обучения решающим образом зависит от опыта и ква-
Лификации наставника, его способности общаться, мотивировать, под-
Держивать своего подопечного, осуществлять конструктивную обратную
Связь о результатах работы.
Ротация представляет собой перемещение работника с одной пози-
|
|
Ции на другую с целью ознакомления с новыми направлениями работы,
Приобретения новых навыков. Время такого передвижения может со-