Рис. 11.1. Технология предупреждения и разрешения
Конфликтной ситуации
Приводящие к периодическому проявлению стрессовых ситуаций слабой
Интенсивности.
Выделяют две группы факторов, вызывающих стресс (рис. 11.2).
Рис. 11.2. Основные причины стресса
Организационные факторы. Широко распространенной причиной
Стресса в организациях является перегрузка, т.е. работнику поручено не-
Померное количество заданий. В этом случае возникает беспокойство,
Чувство безнадежности и материальных потерь.
Конфликт ролей возникает, когда работнику предъявляют противо-
Речивые требования, т.е. бывают ситуации, когда работник, с одной сторо-
Ны, хочет быть принят группой, а с другой — соблюдать требования руко-
Водства. В результате возникают беспокойство и напряжение.
Неопределенность ролей возникает тогда, когда работник не знает
Четко, что от него требует менеджер или по какой системе оценивают его
Действия. Подобная неопределенность в работе, да еще страх перед воз-
Можным наказанием вызывают у подчиненного неминуемый стресс.
Неинтересная работа также может являться фактором стресса.
Люди же, имеющие более интересную работу, проявляют меньше бес-
Покойства и менее подвержены физическим недомоганиям.
Плохие условия работы — температура, освещение, шум и т.п. —
Вполне могут стать причиной стресса, так как люди в дискомфортных
Условиях быстро устают.
Прочими организационными факторами стресса являются повышен-
Ная ответственность работника при отсутствии соответствующих прав
И полномочий, плохое качество информационного обеспечения трудо-
Вой деятельности, несовместимость личностных качеств индивидуума
И характера работы и др.
Личностные факторы. Каждый индивид участвует во многих видах
Деятельности, не связанных с организацией. Эти частные события также
Могут быть потенциальной причиной стресса и могут привести к понижен-
Ным результатам труда. Наибольшее влияния оказывают смерть близко-
Го человека, развод, болезнь или телесное повреждение, сексуальные за-
Болевания и т.п.
Однако следует отметить, что и положительные жизненные собы-
Тия могут иногда вызвать такой же или даже больший стресс, как и отрица-
Тельные (например, свадьба, повышение по службе, выигрыш в лотерею
И т.п.).
Чтобы управлять людьми, при этом достигая высокой производи-
тельности труда и низкого уровня стресса, менеджеру необходимо:
Объективно оценивать способности, потребности и склонности
Работников и пытаться выбрать для них соответствующий объем и тип
работы;