Общие меры социально-психологической профилактики конфликтов:
— глубокое, всестороннее изучение видов и причин конфликтов
и на этой основе стабилизация кадрового состава и работы с ним;
— создание вновь принятым сотрудникам надлежащих условий для
службы и быта;
— формирование реальной перспективы роста молодых, способных
и трудолюбивых сотрудников;
— привитие сотрудникам наряду с профессиональными знаниями
И умениями качеств и навыков культурного поведения в коллективе,
обществе, семье;
— введение нового сотрудника в атмосферу организованности, дело-
витости, взаимной требовательности и благожелательности;
— воспитание психологической устойчивости против отрицатель-
ного влияния лиц с антиобщественной направленностью;
— своевременное реагирование на проявление профессиональной
деформации;
— предупреждение психологических срывов в поведении новичка,
С тем чтобы никто из ближайшего окружения грубым окриком или по-
нуканием не нарушил у него позитивного отношения к работе;
— совершенствование организации труда.
Опираясь на рекомендации социальных психологов, необходимо
При разрешении конфликтов стараться не обижать людей, беречь их нерв-
Ную систему от стрессов. Поэтому лица, которым руководитель доверит
Разбирательство по возникшему конфликту, должны обладать авторите-
Том и чувством справедливости. Следует способствовать созданию такой
Психологической атмосферы, при которой участники конфликта убеди-
Лись бы в его вредности для работы, личных взаимоотношений и добро-
Вольно перешли к переговорам. Надо по возможности постараться пере-
Вести конфликт из эмоционального русла в интеллектуальное. Это
Позволит его участникам понять другую сторону и быстрее приведет к его
Разрешению.
Существует несколько типичных вариантов разрешения конфликт-
ных ситуаций:
Выработка совместных решений при возникновении конфликт-
ных ситуаций. Он рекомендуется в случае:
— если каждый из подходов слишком важен и не допускает компро-
миссных вариантов,
— когда необходимо преодолеть негативные эмоции,
— если представляется важным укрепление сплоченности под-
чиненных;
Компромиссный подход к разрешению конфликтной ситуации,
когда:
— приводятся равные аргументы в пользу взаимоисключающих по-
Зиций,
— требуется временное урегулирование проблем,
— необходимо принять срочное решение при дефиците времени,
— директивные утверждения своей точки зрения не приводят
к успеху;
3) утверждение своей точки зрения в конфликте. Он рекомендуется:
— когда требуются решительные и быстрые меры в случае непред-