Методические приемы обучения

Выбирая методический прием, педагог стремится сосредоточить внимание ученика на самом главном, «вынуждая» его видеть, слышать, ощущать лишь то, что в данный момент необходимо и ограждая от отвлекающих деталей.

Множество приемов родилось в гимнастических залах на прогрессивных идеях педагогов и учащихся. Давно осознана и необходимость их систематизации. В методической литературе описана группировка приемов по предметному признаку, по способам воздействия на учеников, по реакциям функциональных систем.

К числу наиболее употребительных относятся:

Приемы с использованием ориентиров. В качестве визуальных ориентиров используются – предметы, части снарядов, звенья тела самого исполнителя. Они позволяют уточнить представление о направлении движений, проконтролировать свои действия.

Приемы с использование сигналов звуковых – (хлопок в ладоши, свисток); тактильных (прикосновение к ученику, в случаях затруднений зрительной ориентировки).

Приемы с использованием технических средств и тренажеров. Позволяют получить не только качественные оценки выполнения упражнения, но и точные количественные данные, облегчающие корректировку программы действий, исправление технических ошибок.

К техническим средствам относятся простейшие измерительные приборы – секундомер, угломеры; регистрирующая и записывающая аппаратура (кинокамера, кино – и видеокамера, динамограф, приборы срочной информации о параметрах выполняемых движений).

Целенаправленность обучения при использовании методических приемов возрастет, если использовать их сообразно конкретным двигательным задачам, которые предстоит решать на том или ином этапе обучения (соответствующем этапе овладения двигательным умением и навыком).

Важным условием успеха является комплектность использования приемов в обучении, что объясняется сложнокоординационной структурой упражнений на снарядах и со снарядами (предметами). Именно поэтому, обучая, к примеру, перевороту боком используют скамейку или мостик, применяют «проводку» и физическую помощь, устанавливают визуальные ориентиры – меловые отметки на полу для постановки кистей рук и стоп.

«Желая запечатлеть что–либо в памяти ученика», – отмечал К.Д. Ушинский, педагог должен позаботиться, чтобы как можно больше органов чувств – глаз, ухо, голос, чувство мускульных усилий и даже, если возможно, обоняние и вкус приняли участие в акте «запоминания». Эта мысль выдающегося педагога вполне относится к сфере двигательной деятельности в гимнастике. И, конечно, подобно тому, как в комплексе анализаторов выделяется главный, так и в комплексном использовании методических приемов можно и должно выбирать ведущий, основной.

Сложность выработки правильных двигательных представлений, а на их основе и технических навыков, движение в которых исчисляются порой долями секунды, побуждает уделять большое внимание «Приемам – подсказкам» (визуальным, слуховым, тактильным).

Подавать сигналы – подсказки необходимо с некоторым упреждением, в расчете на то, что ветвь «сигнал – осмысление – ответная реакция» требует времени. Если подать сигнал о начале рывковых действий при подъеме махом вперед на брусьях именно в тот момент, когда учащийся его фактически должен начать, сигнал запоздает, что приведет к неудаче.

Формирование внутренних «позных» ориентировна этапе углубленного разучивания движений значительно ускоряется, если воспользоваться такими приемами как «имитация», фиксация «пусковых» или «переходных» рабочих поз тела, «обкрутка» на лонжах, на руках тренера, на тренажерах (ренское колесо, центрифуга, лопинг и т.п.). Наряду с совершенствованием вестибулярной устойчивости, ориентировки в пространстве и во времени с помощью таких приемов вырабатывается важная способность к жесткой фиксации «мышечного корсета» передней и задней поверхностей тела, предупреждающей типичные ошибки в упражнениях с вращениями.

Не обойтись без методических приемов при обучении упражнений с вращениями. Очень часто ставшая привычной сторона выполнения вращения не совпадает с функционально благоприятной. Это порождает технические ошибки, которые становятся «тормозом» в овладении более сложными упражнениями. В таких случаях важно как можно раньше прервать конфликтную ситуацию и разучить элемент с вращением в «свою» сторону.

Определяться с выбором направления движений в основной гимнастике приходится при разучивании так называемых асимметричных упражнений. Если разучиваемое упражнение может быть выполнено в правую и левую сторону, на правой и левой ноге, с опорой на правую и левую руку (простейшие повороты, равновесия, перевороты в сторону, опорные прыжки боком или прогнувшись, то целесообразно научиться выполнению движений в обе стороны, избегая консервативной двигательной асимметрии.

В учебно–тренировочной и соревновательной деятельности в гимнастике возникает немало ситуаций, когда эффективность обучения тормозит проявление защитных рефлексов. Подмечено, что если техническая ошибка является следствием испуга (срыв со снаряда, падение, во время выполнения неожиданно рядом пробежал партнер), искажение техники становится очень стойким, устранить которое не всегда удается. Инстинкт самосохранения может играть и позитивную роль. С использованием позитивного влияния защитных рефлексов построено много механических приемов, направленных на предотвращение ошибок или устранения их, пока они не закрепились. Например, при совершенствовании переворота назад («фляк») грубую ошибку – «мягкие ноги» (проявляется в форме «стрекоссата») удается предотвратить, если выполнять упражнение из исходного положения стоя лицом к стене (в полуметре от нее).

Важную роль в гимнастике следует придавать психологическим приемам стимулирующего, мобилизующего, вдохновляющего действия: «заканчивай повторение на удачном подходе», «повтори элемент после падения», «выполни упражнение на оценку», «используй только три попытки». Последний прием сдерживает естественное желание до бесконечности повторять разученный элемент, приучая всегда быть собранным, нацеленным на высокое качество исполнения элемента в рамках трех отведенных на это попыток.

На этапе закрепления навыка при разучивании упражнения большую пользу приносят приемы воспитывающие способность к волевому усилию: «страховку обеспечивает не преподаватель, а тренер», «попробуй без страховки», «выполни без зрительного контроля» и т.п.

На этапе совершенствования разученного упражнения опытные педагоги используют «парадоксальные» приемы. Например, предлагая ученику выполнить неудавшееся движение через более трудный вариант (вместо опорного прыжка согнув ноги, выполнить прыжок согнувшись, т.е. с выпрямленными в коленях ногами). Последнее вынуждает ученика поднимать выше спину, что облегчает условия для отталкивания руками («стопор»!).

Большой педагогический смысл имеет не только то, о чем говорит ученику наставник, но многое из того, о чем он сознательно умалчивает. Педагог «хитрит», когда требует от ученика при входе в курбет не сгибать ноги в коленях или отталкиваться при перевороте вперед прямыми руками. Он понимает, что по законам биомеханики это сделать практически невозможно. Но стоит узаконить небольшое сгибание, как оно сразу станет утрированным, что увеличит продолжительность отталкивания и соответственно снизит его эффективность, порождая вытекающие из этого технические ошибки.

Разнообразие методических подходов к обучению, отвечающее индивидуальным особенностям психо–моторных реакций, особенно среди детей – одно из необходимых условий успеха. Дети нетерпеливы, не могут долго концентрировать внимание, часто отвлекаются от главной темы. Поэтому в работе с детским контингентом не обойтись без игровых приемов, состязательности.

Использование пусть даже самых популярных методических приемов, как «маленьких технологических хитростей» педагогов в гимнастике не может следовать какой–то универсальной схеме, пригодной во всех случаях и для всех занимающихся. То, что пригодно одному занимающемуся и обеспечивает быстрый успех, для другого может оказаться бесполезным и даже вредным.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: