В зависимости от задач урока, от содержания изучаемого материала, численности и подготовленности занимающихся, оснащенности зала могут применяться различные способы организации занятий.
Групповой способ. При этом способе занимающиеся делятся на несколько отделений (обычно по числу запланированных на урок видов). Каждое отделение занимается на своем виде и через обусловленный период времени меняются местами.
Формировать отделения нужно прежде всего по полу. Желательно также более подготовленных и менее подготовленных разводить по соответствующим группам. Такое распределение позволяет более точно подбирать материал для урока с учетом подготовленности занимающихся.
Проводя урок групповым способом, преподаватель обязан предусмотреть меры безопасности. Он должен находиться на том виде, который наиболее травмоопасен, а на остальных назначить помощников из числа наиболее подготовленных занимающихся, хорошо проинструктировав их о правилах страховки, самостраховки, использовании поролоновых матов, другого инвентаря. Особо тщательно оговариваются c помощниками методические приемы, обеспечивающие и решение педагогических задач и меры безопасности. Например, при разучивании кувырка вперед из седа ноги врозь на брусьях достаточно поставить под брусья гимнастического коня, опустив его на 15–20 см ниже уровня жердей. Даже при неудачном выполнении упражнения занимающиеся застрахованы от неприятностей.
Фронтальный способ. Этот способ предусматривает одновременное выполнение упражнений всеми занимающимися. Чаще всего он используется при проведении общеразвивающих, вольных и некоторых акробатических упражнений, при выполнении танцевальных упражнений, что обеспечивает большую моторную плотность.
Сложные упражнения, требующие страховки и помощи преподавателя, фронтальным способом не проведешь, но опытный преподаватель не применет использовать каждую возможность для организации занятий этим способом. Этот способ приносит большой педагогический эффект при использовании многокомплектных снарядов.
Поточный способ успешно применяется при проведении некоторых акробатических упражнений (кувырки, перевороты), хорошо изученных опорных и неопорных прыжков, прикладных упражнений (в равновесии, перелазании через препятствия и т.п.). При этом занимающиеся выполняют упражнение один за другим с минимальными интервалами, быстро возвращаются в и.п. и снова включаются в исполнение. Такой способ проведения занятий очень эмоционален, нагрузочен, но требует точного и быстрого расчета действий, поскольку от этого зависит успешное выполнение упражнения всеми занимающимися. Так например, выполнив прыжок через коня, занимающийся должен моментально уйти в сторону, т.к. следующий в это время уже выполняет наскок на мостик.
Обеспечение достаточной функциональной нагрузки – одна из важнейших задач занятий физическими упражнениями. Говоря об эффективности урока, с точки зрения воздействия на функциональную сферу следует иметь в виду не столько общую плотность (определяется отношением полезно затраченного времени ко времени всего урока), сколько моторную плотность. Моторная плотность – (отношение времени, затраченного на непосредственное выполнение упражнений ко времени всего урока), в отличие от общей плотности, никогда не приближается к 100 %.
Высокие показатели моторной плотности подготовительной части урока означает проведение упражнений с минимальными простоями. В основой части урока показатели моторной плотности не постоянны и меняются в зависимости от формы организации работы.
Индивидуальный способ. Индивидуальный способ организации учебного труда на уроке и чаще всего предусматривает индивидуальные задания. Их дает учитель, если чувствует отставание ученика от класса в освоении учебного материала, связанное с пропуском занятий по причине болезни, недостаточного функционального состояния и уровня развития отдельных физических качеств. В отдельных случаях этот вид подготовки учащегося может быть связан с выполнением поручения педагога, готовящего себе ассистента, помощника из числа учащихся, имеющих высокие спортивные результаты в том или ином виде гимнастики.