1. Адаптация – процесс и результат успешного приспособления индивида к условиям социальной среды.
2. Акт хватания – первое организованное, направленное действие, поведенческий акт, способствующий превращению руки в орган осязания
3. Ведущий вид деятельности -виддеятельности, который влияет на развитие и формирование всех черт личности ребенка и ее познавательных возможностей, характерных именно для этого периода. В этом виде деятельности происходит формирование новой ведущей деятельности, определяющей следующий этап возрастного развития.
4. Возраст – относительно замкнутый цикл развития имеющий свою структуру и динамику.
5. Возрастная психология – изучение и представление в виде научных фактов и соответствующих теорий основных особенностей психического развития людей при переходе от одного возраста в другой, составление развернутых психических характеристик людей, относящимся к разным возрастным группам.
6. Внешняя речь – общение между людьми при помощи речи или разных технических устройств.
|
|
7. Внутренняя речь – особенный вид человеческой речевой деятельности, непосредственно связанный с бессознательными, автоматически протекающими процессами перевода мысли в слово и обратно. Речь носит свёрнутый, сокращённый характер.
8. Движущие силы психического развития – факторы, которые определяют собой поступательное развитие ребенка. Они являются причинами и содержат в себе энергетические, побудительные источники развития, направляя его в нужное русло
9. Детское развитие – сложный процесс, который в силу ряда особенностей приводит к изменению всей личности ребёнка на каждом возрастном этапе.
10. Зона ближайшего развития – расстояние между уровнем актуального развития и уровнем возможного развития на завтрашний день, определяемое с помощью задач, решаемых ребенком под руководством взрослого.
11. Игра – деятельность, направленная на сам процесс игры и воспроизводящая в доступной форме труд и учение.
12. Интенсивность – поддержание внимания за счёт силы мотивации, глубины интереса, характера раздражителя и др. Может быть высокой и низкой.
13. Имажитивная деятельность воображения в процессе творчества.
14. Комплекс оживления – эмоциональная реакция младенца на взрослого, сопровождаемая хаотичными движениями и звуками, это первый акт общения и поведения, Возникновение комплекса оживления является границей между периодами новорожденности и младенчества.
15. Кризисы – переломные точки на кривой развития человека, отделяющие один возраст от другого.
16. Коммуникация – передача информации посредством языка и других звуковых средств. В качестве единицы языка могут выступать слово, предложение, текст.
|
|
17. Негативизм – отказ подчиняться определенным требованиям взрослых
18. Непреформированный тип развития – это процесс, который детерминирован не снизу, а сверху, той формой практической и теоретической деятельности, которая существует на денном уровне развития общества.
19. Образная память – это память на представления, на картины природы и жизни, а также на звуки, запахи, вкусы. Она бывает зрительной, слуховой, осязательной, обонятельной, вкусовой.
20. Ощущение – это простейший психический процесс, состоящий в отражении отдельных свойств предметов и явлений материального мира, а также внутренних состояний организма при непосредственном воздействии материальных раздражителей на соответствующие рецепторы.
21. Перцептивная это такая деятельность, посредством которой формируется целостный образ восприятия предметов и явлений
22. Преформированный тип развития – такой тип развития, когда в самом начале заданы, закреплены как те стадии, которые явление (организм) пройдет, так и тот конечный результат, который явление достигнет (эмбриональное развитие).
23. Проприоцептивные, рецепторы которых расположены в мышцах и связках; они дают информацию о движении и положении нашего тела. Подкласс проприоцепции, представляющий собой чувствительность к движению, называется также кинестезией, а соответствующие рецепторы – кинестезичскими или кинестетическими.
24. Преобразование – осуществляется мысленный переход от непосредственно воспринимаемого к преобразованию образов, реализация которых приводит к созданию новых материальных и духовных ценностей и предвосхищению будущего.
25. Революционное развитие - быстрое и глубокое преобразование психики и поведения человека, происходящее при его переходе с одной возрастной ступени на другую.
26. Релятивизм – переход от абсолютности к относительности
27. Реципроктность - взаимность
28. Речь – процесс общения людей посредством языка. Часто рассматривается как особый вид деятельности.
29. Речь – могучий фактор психического развития человека, формирования его как личности. Под влиянием речи формируется сознание и самосознание, взгляды, убеждения, интеллектуальные, моральные, эстетические чувства, воля и характер. Все психические процессы с помощью речи становятся произвольными, управляемыми.
30. Самостоятельность - независимость мышления.
31. Сензитивные периоды развития – периоды наибольшей чувствительности к определенного рода воздействиям.
32. Синкретизм – тенденция связывать все со всем
33. Соположение – отсутствие связи между суждениями
34. Ситуационное развитие – быстрое, недостаточно устойчивое и требующее подкрепления изменение в психике и поведении человека, происходящее под влиянием социальных факторов.
35. Социальная ситуация развития – особое сочетание внутренних процессов развития и внешних условий, которые являются типичными для каждого возрастного этапа и обусловливают динамику психического развития на протяжении соответствующего возрастного периода и новые качественно своеобразные психологические образования, возникающие к его концу. (по Выгодскому Л.С.)
36. Сигнализация – через слово обозначается предмет, действие, состояние. Со словом же связано представление о предмете или явлении.
37. Упрямство – настаивание на своем требовании, на своем решении.
38. Уровень актуального развития характеризует наличные особенности психических функций ребенка, итоги развития на вчерашний день.
39. Устная речь – вид внешней речи, протекающий в меняющихся условиях. Отличается сокращённым количеством слов и простой грамматической конструкцией.
|
|
40. Устойчивость – характеризуется способностью поддерживать достаточный уровень сосредоточенности столько времени, сколько это необходимо для данной деятельности, а также способностью сопротивляться отвлекающим обстоятельствам, случайным помехам в работе. Чередование напряжения и расслабление – обязательное условие устойчивости внимания.
41. Учение –деятельность, направленная на усвоение знаний, выработку умений и навыков.
42. Чувство взрослости – особая форма самосознания, отношение человека к себе как к взрослому, ощущения себя в какой-то мере взрослым человеком
43. Экспрессия – система движений (жесты, мимика, пантамимика), при помощи которых человек невербальным путём передаёт информацию о своих внутренних состояниях или внешнем мире другим людям. Экспрессия отражает эмоциональное отношение к содержанию речи и к человеку, к которому она обращена.
44. Эгоцентризм - центральная особенность мышления, скрытая внутренняя позиция.
45. Эволюционное развитие – длительные и достаточно устойчивые изменения в психике и поведении, происходящие в периоды возрастного развития между кризисами
46. Юность – переход от чисто физиологической зрелости к зрелости социальной.