Глоссарий. 1. Адаптация –процесс и результат успешного приспособления индивида к условиям социальной среды

1. Адаптация – процесс и результат успешного приспособления индивида к условиям социальной среды.

2. Акт хватания – первое организованное, направленное действие, поведенческий акт, способствующий превращению руки в орган осязания

3. Ведущий вид деятельности -виддеятельности, который влияет на развитие и формирование всех черт личности ребенка и ее познавательных возможностей, характерных именно для этого периода. В этом виде деятельности происходит формирование новой ведущей деятельности, определяющей следующий этап возрастного развития.

4. Возраст – относительно замкнутый цикл развития имеющий свою структуру и динамику.

5. Возрастная психология – изучение и представление в виде научных фактов и соответствующих теорий основных особенностей психического развития людей при переходе от одного возраста в другой, составление развернутых психических характеристик людей, относящимся к разным возрастным группам.

6. Внешняя речь – общение между людьми при помощи речи или разных технических устройств.

7. Внутренняя речь – особенный вид человеческой речевой деятельности, непосредственно связанный с бессознательными, автоматически протекающими процессами перевода мысли в слово и обратно. Речь носит свёрнутый, сокращённый характер.

8. Движущие силы психического развития – факторы, которые определяют собой поступательное развитие ребенка. Они являются причинами и содержат в себе энергетические, побудительные источники развития, направляя его в нужное русло

9. Детское развитие – сложный процесс, который в силу ряда особенностей приводит к изменению всей личности ребёнка на каждом возрастном этапе.

10. Зона ближайшего развития – расстояние между уровнем актуального развития и уровнем возможного развития на завтрашний день, определяемое с помощью задач, решаемых ребенком под руководством взрослого.

11. Игра деятельность, направленная на сам процесс игры и воспроизводящая в доступной форме труд и учение.

12. Интенсивность – поддержание внимания за счёт силы мотивации, глубины интереса, характера раздражителя и др. Может быть высокой и низкой.

13. Имажитивная деятельность воображения в процессе творчества.

14. Комплекс оживления – эмоциональная реакция младенца на взрослого, сопровождаемая хаотичными движениями и звуками, это первый акт общения и поведения, Возникновение комплекса оживления является границей между периодами новорожденности и младенчества.

15. Кризисы – переломные точки на кривой развития человека, отделяющие один возраст от другого.

16. Коммуникация – передача информации посредством языка и других звуковых средств. В качестве единицы языка могут выступать слово, предложение, текст.

17. Негативизм – отказ подчиняться определенным требованиям взрослых

18. Непреформированный тип развития – это процесс, который детерминирован не снизу, а сверху, той формой практической и теоретической деятельности, которая существует на денном уровне развития общества.

19. Образная память – это память на представления, на картины природы и жизни, а также на звуки, запахи, вкусы. Она бывает зрительной, слуховой, осязательной, обонятельной, вкусовой.

20. Ощущение – это простейший психический процесс, состоящий в отражении отдельных свойств предметов и явлений материального мира, а также внутренних состояний организма при непосредственном воздействии материальных раздражителей на соответствующие рецепторы.

21. Перцептивная это такая деятельность, посредством которой формируется целостный образ восприятия предметов и явлений

22. Преформированный тип развития – такой тип развития, когда в самом начале заданы, закреплены как те стадии, которые явление (организм) пройдет, так и тот конечный результат, который явление достигнет (эмбриональное развитие).

23. Проприоцептивные, рецепторы которых расположены в мышцах и связках; они дают информацию о движении и положении нашего тела. Подкласс проприоцепции, представляющий собой чувствительность к движению, называется также кинестезией, а соответствующие рецепторы – кинестезичскими или кинестетическими.

24. Преобразование – осуществляется мысленный переход от непосредственно воспринимаемого к преобразованию образов, реализация которых приводит к созданию новых материальных и духовных ценностей и предвосхищению будущего.

25. Революционное развитие - быстрое и глубокое преобразование психики и поведения человека, происходящее при его переходе с одной возрастной ступени на другую.

26. Релятивизм – переход от абсолютности к относительности

27. Реципроктность - взаимность

28. Речь – процесс общения людей посредством языка. Часто рассматривается как особый вид деятельности.

29. Речь – могучий фактор психического развития человека, формирования его как личности. Под влиянием речи формируется сознание и самосознание, взгляды, убеждения, интеллектуальные, моральные, эстетические чувства, воля и характер. Все психические процессы с помощью речи становятся произвольными, управляемыми.

30. Самостоятельность - независимость мышления.

31. Сензитивные периоды развития – периоды наибольшей чувствительности к определенного рода воздействиям.

32. Синкретизм – тенденция связывать все со всем

33. Соположение – отсутствие связи между суждениями

34. Ситуационное развитие – быстрое, недостаточно устойчивое и требующее подкрепления изменение в психике и поведении человека, происходящее под влиянием социальных факторов.

35. Социальная ситуация развития – особое сочетание внутренних процессов развития и внешних условий, которые являются типичными для каждого возрастного этапа и обусловливают динамику психического развития на протяжении соответствующего возрастного периода и новые качественно своеобразные психологические образования, возникающие к его концу. (по Выгодскому Л.С.)

36. Сигнализация – через слово обозначается предмет, действие, состояние. Со словом же связано представление о предмете или явлении.

37. Упрямство – настаивание на своем требовании, на своем решении.

38. Уровень актуального развития характеризует наличные особенности психических функций ребенка, итоги развития на вчерашний день.

39. Устная речь – вид внешней речи, протекающий в меняющихся условиях. Отличается сокращённым количеством слов и простой грамматической конструкцией.

40. Устойчивость – характеризуется способностью поддерживать достаточный уровень сосредоточенности столько времени, сколько это необходимо для данной деятельности, а также способностью сопротивляться отвлекающим обстоятельствам, случайным помехам в работе. Чередование напряжения и расслабление – обязательное условие устойчивости внимания.

41. Учение –деятельность, направленная на усвоение знаний, выработку умений и навыков.

42. Чувство взрослости – особая форма самосознания, отношение человека к себе как к взрослому, ощущения себя в какой-то мере взрослым человеком

43. Экспрессия – система движений (жесты, мимика, пантамимика), при помощи которых человек невербальным путём передаёт информацию о своих внутренних состояниях или внешнем мире другим людям. Экспрессия отражает эмоциональное отношение к содержанию речи и к человеку, к которому она обращена.

44. Эгоцентризм - центральная особенность мышления, скрытая внутренняя позиция.

45. Эволюционное развитие – длительные и достаточно устойчивые изменения в психике и поведении, происходящие в периоды возрастного развития между кризисами

46. Юность – переход от чисто физиологической зрелости к зрелости социальной.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: