Следует подчеркнуть важность суда присяжных как института хотя бы в качестве инструмента, позволяющего народу принимать участие в судопроизводстве. В этом плане интересно высказывание, например, Томаса Джефферсона, который заявил: «Если бы меня попросили решить, что лучше — отстранить народ от законодательной власти или от судебной, я сказал бы, что предпочтительней отстранить его от законодательной власти, так как важнее исполнять законы, чем их разрабатывать» (Jefferson, 1789, цит. по: Howe, 1939, р. 582). Но те, кто поддерживают систему судов присяжных, считают также, что присутствие присяжных обеспечивает лучшее решение. Они подчеркивают политическую независимость присяжных, их контакт с общественным мнением и понимание человеческих реалий (Merle, Vitu, 1967, p. 1035). Они особо выделяют «наивность» и отсутствие предвзятых мнений, а также добросовестность, которые характеризуют присяжных. По мнению сторонников суда присяжных, эти последние вводят в действие нормы справедливости и правосудия, распространенные в народе (Stefani et al., 1980; Cornish, 1968).
|
|
Что касается тех, кто критикует суд присяжных, то, по-видимому, во всех странах, где существует эта система, они подчеркивали недостатки, связанные с некомпетентностью и злоупотреблением влиянием. По мнению противников этой формы судопроизводства, присяжные не могут выносить решений по вопросам психологическим, социальным, по щекотливым медицинским вопросам, которые нередко приходится учитывать. Кроме того, присяжные находятся под влиянием своего социального положения, своих привычек и даже убеждающих речей адвокатов. Они оказываются игрушкой страстей и предрассудков (Frank, 1949; Merli, Vitu, 1967; Stefani et al., 1980).
246 Глава 8. Групповые процессы и суды присяжных: США и Франция
В. Как принимаются решения в судах присяжных 247
Эти конфликтные мнения часто проявляются в противоречивых стремлениях-с одной стороны, желании, чтобы было представлено все население, а с другой-^ в сомнении, что все граждане способны нести тяжелый груз участия в суде присяжных. Во Франции некоторые считали, что можно решить эту проблему, включив судей в процесс дебатов присяжных. По мнению сторонников этой меры, су-дебные должностные лица «стабилизируют» присяжных, т. е. это, по-видимому увеличивает процент осуждающих приговоров (Merle, Vitu, 1967, p. 1035). Существуют другие способы разрешения противоречий между представительством и компетентностью: в частности, дискриминация по отношению к определенным категориям населения. Обычно это маскируют при определении критериев привлечения людей к исполнению функций присяжных или с помощью статей закона, в которых оговаривается их отстранение или признание неспособности к выполнению функций присяжных. По мнению Поупа (Pope, 1967), все системы отбора присяжных включают ограничения: «В ходе истории все формулировки, которые были наметками к тому, чем являются современные присяжные, предполагали, что они должны соответствовать определенным требованиям... С самого начала присяжные должны были быть свободными гражданами, владеть имуществом и происходить из того региона, где происходило дело, по которому ведется процесс».
|
|
В начальный период истории Соединенных Штатов женщины, наемные служащие и чернокожие исключались законом. Сегодня это уже не так. На федеральном уровне существуют только следующие требования: присяжные должны быть гражданами США, не моложе 18 лет, жить не менее года в судебном округе. Они должны уметь читать, писать и говорить по-английски и понимать этот язык. Они должны также быть способными в физическом и умственном отношении к выполнению функций присяжных, не находиться под следствием, не иметь в прошлом судимости за нарушения закона, предполагающие более 1 года тюремного заключения (Normes de selection desjures; Code federal, 1968).
Во Франции в эпоху начала Империи (1808) к исполнению функций присяжных допускались только привилегированные лица: высшие чиновники, банкиры, врачи, лица высокообразованные или получающие большую зарплату (Wenber-gen, Cousin, 1978). В 1957 г. (дата учреждения Уголовного кодекса) от присяжных требовалось быть гражданами Франции, не моложе 30 лет, уметь читать, писать и говорить по-французски, не иметь судимости никакого рода, пользоваться всеми гражданскими и политическими правами и проживать в соответствующем судебном округе. Эти нормы действуют и сейчас, за исключением минимального возраста, который был снижен до 25 лет. Люди старше 70 лет могут быть освобождены от исполнения функций присяжных, а те, кто был присяжным в течение предыдущих 5 лет, исключаются от исполнения функций присяжных.
Несмотря на относительную демократизацию норм, применяемых в разных странах при отборе присяжных, некоторые категории лиц до сих пор остаются недостаточно представленными в судах присяжных. Это в значительной мере связано со способами составления подготовительных списков. Во Франции комиссия по составлению этих списков включала судью, мэра и других «советников», которые, по всей вероятности, были именитыми гражданами. До Великой французской революции, следовательно, только привилегированные классы были представлены в судах присяжных. В дальнейшем пролетариат продолжали отстранять
0т участия в суде присяжных. В 1976 г. еще можно было констатировать, что рабочие и другие низшие слои общества были систематически недостаточно представлены (Wenberger, Cousin, 1978). Согласно опросу, проведенному в департаменте Эн (Ain) в период между 1970 и 1974 гг., бросается в глаза малая доля участия женщин — они составляли 50,1% населения, и только 7% из них были внесены в подготовительные списки для избрания присяжных. Что же касается окончательных списков для судебных заседаний, то в них мужчины составляли 95,9%, а женщины — только 4,1% (Academie de Lyon, 1975, p. 10).
В США в некоторых штатах существовали системы, привлекавшие к составлению списков потенциальных присяжных видных деятелей. Диспропорция была не так велика, как во Франции, однако статистически значимой была недостаточная представленность женщин, чернокожих, молодежи и лиц с низким уровнем образования (Mills, 1969; Alker, Barnard, 1978). Прал (Prahl, 1973) считает, что американские суды присяжных включают (преимущественно) белых мужчин, принадлежащих к среднему классу, живущих в пригородных районах или сельской местности. В случае, если кто-нибудь предположит, что названные формы дискриминации характерны только для США и Франции, мы можем отметить, что в Англии «средний» аспект присяжных столь же очевиден. Говоря словами Лорда Девлина, английские присяжные — это «мужчины среднего возраста, со средним менталитетом и принадлежащие к среднему классу» (Pope, 1961, р. 10).
|
|
В надежде исправить этот недостаток представленности некоторых слоев населения федеральный закон отбора присяжных, принятый в 1968 г. в США, предписывает использование избирательных списков. В этом законе специально отмечалось, что никто не должен быть отстранен от участия в суде присяжных по причине своей расы, цвета кожи, пола, национального происхождения или экономического статуса. Во Франции в 1978 г. был принят закон, который должен был войти в силу в 1980 г. и согласно которому присяжных следует отбирать из списков избирателей. Эти изменения позволяют надеяться на то, что суды присяжных будут лучше представлять население. Однако исходя из имеющихся у нас данных можно предположить, что если по-прежнему будет существовать мотив для непропорционально большого представительства, «перепредставительства» каких-то категорий, то остается риск сохранения дискриминации каких-то групп населения, недостаточной их представленности в судах присяжных (ср. Nemeth, 1981).