В области теории убеждений оригинальность Лернера, следовательно, заключается в том, что он не стал (как это делают большинство исследователей) заниматься простой «топографией» отдельных убеждений, соответствующих культуре, более или менее сильно институционализированных и в различной степени оснащенных в когнитивном аспекте разнообразными инстанциями социального воздействия. Именно из поведения индивидов в ситуациях, контролируемых экспериментально и со всей очевидностью отсылающих к историческим эпизодам к «реальным» социальным пространствам, Лернер делает вывод, что непременно должно быть «что-то», что фильтрует восприятие этих ситуаций и организует и расшифровку. Это не сформулированное «что-то», однако вызывает гиперкате-горизующие высказывания. Это не поддающееся когнитивному охвату «что-то», все-таки, по-видимому, ведет к хорошо идеологически организованным системам-
Это «что-то», в общем расплывчатое, способно, однако, порождать социально наиболее содержательные пространства взаимодействий. «Верование, убеждение» — вероятно, самое подходящее наименование, когда надо говорить о его психологическом статусе.
|
|
а. Вера в справедливость мира и социальное научение. Статус этого убежде
ния в справедливости мира, конечно, следует соотнести с более объемными пси
хологическими операциями и непременно с операциями когнитивного типа. Эту
соотнесенность не так просто установить. Конечно, убеждение, «существование»
которого мы вывели логическим путем, отсылает (как причина или как следст
вие) к культурным основам народных образов и народной мудрости (более или
менее мифологизированных), которые требуют, чтобы Золушка и добродетель
были вознаграждены, а Синяя Борода и преступление были наказаны, чтобы Дед
Мороз точно оценивал и вознаграждал мудрость и зло и прежде всего чтобы весь
этот когнитивный, символический и практический материал не растворялся в
идеологических или религиозных системах другого масштаба. Но с точки зрения
Лернера, и в этом он, по нашему мнению, прав, мысль, что вера в справедливость
мира адекватно соответствует социальному научению и интериоризации господ
ствующих культурных норм, в конечном счете не может внести ясность в обсуж
даемую проблему.
б. Вера в справедливость мира и моральное развитие. Лернер считает, что
убеждение в справедливости мира может соответствовать некому типу мотива
ции. Формирование веры в справедливость мира, по его мнению, происходит в
том темпе, в каком человек получает доступ к возможности не интересоваться не
медленным вознаграждением, ставить перед собой и достигать цели более даль
ние и возвышенные. Это своего рода балласт, не сформулированный, но дела
ющий этот риск психологически выносимым и в то же время укрепляющий неко
торых индивидов в уверенности, что они хозяева своей судьбы. Понятно, что речь
идет о соображениях дифференцирующего типа.
|
|
Пытаясь придать психологический статус вере в справедливость мира, мы вынуждены соотнести ее с теориями Пиаже о когнитивном развитии или с теориями Кольберга о моральном развитии. По мнению первого, вера в имманентную справедливость, которая должна, невзирая ни на что, восстановить порядок вещей, злополучно нарушенный моральной виной, соответствует особому моменту когнитивного развития ребенка. По мнению второго, в течение своего морального развития (доконвенциональная мораль; конвенциональная мораль; универсальные моральные принципы) человек придает вере в справедливость мира различии характер до тех пор, пока не будет преодолено то, что в ней есть негативного, обоих случаях убеждение в справедливости мира перемещается — от эпистемо-опического локуса, где был сделан вывод о существовании этого убеждения, до Пецифицирующего упорядочения: в порядке доступа к временным стадиям раз-
тИя, как, например, стадия дифференцирующих характеристик каждого индивида.